Краеведческая работа как средство формирования ИКТ-компетентности младших школьников. Методическое пособие «Край наш древний»

Разделы: Классное руководство, Краеведение, Патриотическое воспитание, Дополнительное образование

Ключевые слова: младшие школьники


В России 2022-й год объявлен «Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов РФ», который, согласно Указу, подписанному Президентом России Владимиром Путиным, проводится «в целях популяризации народного искусства, сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей РФ».

В связи с этим вопрос изучения краеведения в школе остается на пике актуальности и значимости, а наступивший 2022 год раскрывает неоценимые возможности для изучения духовного и исторического наследия, удовлетворения имеющихся в этой области дефицитов. Краеведческая деятельность содействует более углублённому изучению истории своей Родины. Под руководством учителей обучающиеся составляют азбуки, словари, сборники игр, произведений, организуют выставки поделок и фотографий, формируют проекты на материале своего края. Таким образом, младшие школьники на доступном уровне, в деятельности присоединяются к краеведению.

Всем известно, что даже младший современный школьник - активный и успешный пользователь ПК. Но одновременно с этим, учителя уже давно отмечают: школьникам всё хуже удаётся сосредоточиться, они с трудом воспринимают длинные тексты, у них не получается углубиться в суть прочитанного, коэффициент усвоения знаний очень низкий. Они не задумываются над смыслом задач, не обращают внимания на совершенно нелогичные опечатки в учебниках, а при выполнении домашних заданий поголовное большинство стараются воспользоваться всевозможными дайджестами, готовыми сочинениями и решебниками.

Специалисты объясняют это тем, что у современного школьника сформировано клиповое мышление (от английского «clip» или фрагмент текста, вырезка из газеты, отрывок из видео или фильма). Статистические данные на сегодняшний день совсем не утешительные. Считается, что в школах примерно 80% клиповомыслящих детей. И это не только проблема российских школьников. Клиповое мышление - это общая проблема, которую стали отмечать в разных странах уже с начала 90-х годов ХХ века.

Сегодня учителю нужно клиповое мышление современных учеников принимать как факт и учитывать это в работе. Кандидат физико-математических наук, лектор и преподаватель Леонид Ястребов считает, что бороться с клиповым мышлением бессмысленно и рекомендует учить детей «говорить на двух языках». Что же это значит?

Педагоги - инноваторы предлагают различные методики диалога с детьми «на двух языках», например, такие: осуществлять фрагментарное представление информации, увязывание информации с визуальными образами - презентации, яркие картинки, запоминающиеся формулировки; Традиция существует как база для инноваций, а инновация служит основой для зарождения традиции. Понятия «традиции - инновации» это две стороны образовательного процесса.

Современные дети активно и успешно пользуются всевозможными электронными гаджетами и устройствами. Именно это можно использовать как стимул, способствующий приобщению детей к истории и культуре родного края. Использование современных информационных технологий превращает процесс обучения в более активный, творческий и познавательный, вынося его за рамки образовательного учреждения, наполняя новым практическим значением, помогая осуществить личностно-ориентированный и системно-деятельностный подход к каждому ученику.

Данный практический опыт работы по приобщению детей к изучению своего родного края средствами мультимедийных форм работы (фото и видеоиллюстрации, создание интерактивных карт, инфографики, видеосюжетов, ментальных карт, лонгридов, видеогайдов) успешно реализуется на базе МБОУ «СОШ № 18» Балахнинского муниципального округа Нижегородской области.

Видеоролик - короткий, обычно от 30 с до 1 мин фильм; имеет, как правило, большое число монтажных, меняющихся планов. Видеоролики подразделяются в свою очередь на компьютерные, мультипликационные, игровые или их комбинации.

Видеоролики «Балахнинские были и легенды», созданные участниками районного интернет-проекта «Здесь родины моей начало».

Видео-гид - это формат подачи информации о себе, окружающем мире, событии и т.п.

Видео-гид учеников МБОУ «СОШ № 18», участников областного интернет проекта «Нижегородские каникулы» «Это мы и наш родной край»

Инфографика - это графический способ подачи информации, данных и знаний, целью которого является быстро и чётко преподносить сложную информацию.

Инфографика «Путь ополчения Минина и Пожарского к Москве»

Интерактивная карта - новый тип интерактивных средств обучения. Работая с интерактивными картами, учитель имеет возможность создавать нестандартные наглядные образы.

Интерактивная карта «Исторические места и памятники нашего города», выполненная в рамках интернет-проекта «Здесь родины моей начало».

Лонгрид - это формат подачи материалов в интернете, в основе которого лежит текст, сопровождающийся мультимедийными элементами - различными картинками, фотографиями, инфографикой, возможны даже видео и аудио; это яркий заголовок, запоминающийся визуал, увлекательное содержание.

Лонгрид по теме «Озеро и болото Боровское», созданный учениками МБОУ «СОШ № 18», участниками областного интернет-проекта «Нижегородские каникулы».

Ментальная (интеллект) карта или MindMap - представляет собой инструмент визуального мышления, используемый для сбора информации и идей. Это диаграмма, которая вмещает в себя задачи, идеи, картинки, слова и другие элементы, связанные с центральной концепцией или предметом. Ментальная карта «Ты талантами щедра-моя, милая земля», созданная в рамках интернет-проекта «Здесь Родины моей начало».

Благодаря универсальности, доступности и востребованности современными детьми предложенных интерактивных форм работы и информационных технологий, учащиеся получают возможность не только использовать их в готовом виде, но и создавать собственные мультимедийные продукты. Развивая, таким образом, ИКТ-компетентность младших школьников и формируя понимание роли и значения родного края в историко-культурном наследии России.

Список литературы

  1. Выступение Президента РФ на заседании Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям в Нальчике. 29 ноября 2019года. [Электронный ресурс]. - URL: https://culture.gov.ru/press/news/vladimir_putin_obyavil_2022_god_godom_narodnogo_tvorchestva/
  2. Деев А.Л. Краеведение как средство формирования гражданственности школьников // Фундаментальные исследования. - 2005. - № 4. - С. 35-35;
  3. Старицына О.А., кандидат социологических наук, доцент кафедры «Философия» //Клиповое мышление VS образование. Кто виноват, что делать?.-2018. - №2(23) - С.270-274.