Божественный литературный дар

Разделы: Литература, Организация школьной библиотеки


«Да здравствует солнце, да скроется тьма».
А.С.Пушкин

Начало июня - время говорить о Пушкине еще больше и чаще, чем обычно. Традиция почитания гения русской поэзии, оставляет в памяти поколений то, что было сделано правительством Москвы к юбилеям А.С.Пушкина, государством и общественными организациями, деятелями науки, литературы, искусства, культуры. Пушкинские юбилеи приводят в движение весь русский мир. В юбилейные года проводятся работы по благоустройству пушкинских мест. В музеях и выставочных залах демонстрируется богатство пушкинских коллекций. Театральная пушкиниана вызывает интерес многообразием жанров. Каждый юбилей мы погружаемся в мир любимого поэта и расширяем собственный мир.

Пушкин не кончается с проходящими юбилеями, он остается в нашей жизни всегда. Его вклад в русскую литературу поистине бесценен. Стиль поэта, сочетающий книжные и разговорные нормы, до сих пор остается основой русского литературного языка. Произведения Пушкина постоянно переиздаются, переводятся на многие языки мира, по ним написаны оперы, балеты, хоры, они многократно экранизировались.

Не остаются в стороне школы и библиотеки, во время приближающейся даты рождения человека и поэта. Официальные документы о праздновании юбилеев, Федеральные документы, Документы Правительства Москвы, произведения А.С. Пушкина и книги о поэте. Объем информации по документам, библиографическим пушкинским материалам, сборникам, опубликованным томам собраний сочинений, журналам, альманахам, газетам - это поистине огромный свод сведений о пушкинских изданиях. Как известно, пушкиноведение давно является не только частью науки о русской литературе, но и частью русской культуры. Книги о Пушкине, даже посвященные специальным, сугубо научным проблемам, всегда вызывали и до сих пор вызывают широкий интерес. Людская память сохранила самое лучшее и верное, что сказано и написано о Пушкине - «солнце нашей поэзии».

«При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте». И это действительно так: что бы ни писал Пушкин, о чем бы он не писал - «там русский дух, там Русью пахнет». Пушкин это - средоточение русского духа, пример истинно русской сущности. Да и может ли быть иначе? Ведь именно в выдающихся личностях находят наиболее яркое выражение свойства национального характера.

Значение А.С. Пушкина для России и русской культуры, несомненно, очень велико. Во - первых, потому, что Пушкин - великий поэт, мастер универсальнейшего из искусств - искусства слова. В этой связи хочется привести слова другого великого русского поэта - Анны Ахматовой - «Стихи Пушкина дарили детям русский язык в самом совершенном его великолепии, язык, который они, может быть, никогда больше не услышат и на котором никогда не будут говорить, но который все равно будет при них как вечная драгоценность». Во-вторых, потому, что Пушкин сделал русский язык совершенным, мировым. И поэтому в наше время не вызывает никаких сомнений, что «говорить по- русски» - означает «говорить на пушкинском языке». В - третьих, потому, что Пушкин - общепризнанный классический образец всей читаемой, живой русской литературы. Уже современники поэта увидели в нем «солнце нашей поэзии». И, наконец, четвертое. Еще при жизни Пушкина, в 1832 году, Гоголь сказал о нем «Пушкин есть явление чрезвычайное и. может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть явиться через 200 лет». Писатель был абсолютно прав. В русском сознании Пушкин действительно стал несравнимой величиной. Могучая, огромная душа Пушкина родила слова необыкновенные: завораживающие, покоряющие, неповторимые, потрясающие. Потрясающие душу людей обыкновенных, передающие им чувства «несказанные», «душа в заветной лире».

Пушкин - чудесная тайна, тайна, она - в его Слове!

«Перемены, происходящие в нашей стране и во всем мире, побуждают смотреть на вещи с более широкой точки зрения и попытаться заглянуть в будущее. Если IX век был веком промышленных революций, XX - научно-технических, XI - неизбежно станет веком революций гуманитарных. Эта гипотеза не домысел. Современный промышленный прогресс заставил человека защищать среду обитания. Будем защищать себя и человеческий мозг, говоря по-старомодному «душу». Защитить человеческую личность, ее неповторимость поможет духовное наполнение, это- литература и культура. Больше уделять внимания чтению, разыгрыванию текста на «голоса», сочинительства стихов и рассказов. Лишь тогда мы научимся воспринимать литературу не как все, что пишется на бумаге, а как то, что обнимается Словом в высоком поэтическом смысле».

В пушкинском лицее учили писать стихи. Большинство школяров, не становились после этого ораторами или писателями, но обязательно - литературно образованными людьми. Чтобы хорошо писать, надо много читать. Это правило для всех!

Что же предложить вниманию школьников, чтобы они открывали для себя Александра Сергеевича как школяра, лицеиста? Тянулись стать образованными людьми и разговаривали на созидательном, полезном, приятном русском языке. Познакомить с литературными произведениями, рассказывающим интересно и занимательно как учились и росли первые царскосельские лицеисты. Окунуться в атмосферу школьных лет Пушкина. Помочь ответить на вопросы: как учился Пушкин, с кем дружил, какую форму носил и многое другое. Пробудить интерес к изучению жизни и творчества поэта, чей вклад в русскую литературу поистине бесценен. Как пишут настоящие литераторы? Как стать писателем или просто написать рассказ?

Что-бы написать страницу, надо прочесть двести! Это подтвердит каждый настоящий писатель. Читать надо не «просто так» - чтобы поскорее узнать, что было дальше. Читать надо, задаваясь вопросом - как это написано? Как писатель это «сделал»? Надо обращать внимание на всякие мелочи. Как следопыт в лесу: тут трава примята, тут ветка надломлена… Представьте, что это вы пишите. Понравился момент - вернитесь, перечитайте, разберите по «косточкам». Запоминайте, как оформлены диалоги. Пишите с «ремарками». Благодаря ремаркам мы не просто узнаем, что происходит в рассказе, но и можем это себе представить. А что лучше всего читать, чтобы поскорей научиться?

Конечно, учиться надо, у великих мастеров своего дела. Но сразу подражать великому мастеру - очень трудно. Есть четыре простых правила!

  1. Никогда не начинайте с названия. Оно придумывается потом, когда рассказ будет дописан.
  2. В рассказе обязательно должно произойти что-то неожиданное. А если в жизни ничего неожиданного не было, - придумайте.
  3. В рассказе должны быть диалоги. Без диалогов читать труднее и не так интересно.
  4. Не заставляйте ваших персонажей говорить помногу. Пусть говорят короткими фразами!

Давайте пробовать, тренироваться и использовать эти четыре правила! А для начала почитаем и поймем, как это делают писатели. К юбилею любимого поэта предлагаем для семейного чтения книги о А.С.Пушкине:

Кто такой Пушкин? / Маргарита Погарелова/ 0+

Серия "ЖЗЛ для детей" в легкой и увлекательной форме познакомит маленьких читателей с историями из жизни известных писателей, музыкантов, ученых, путешественников и других интересных людей.

"Сказка о царе Салтане", "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях", "Сказка о золотом петушке" - эти сказки знает каждый ребенок. Но что известно маленьким читателям об их авторе - замечательном русском поэте Александре Сергеевиче Пушкине? Книга "Кто такой Пушкин?" весело и интересно расскажет детям о жизни и творчестве "Солнца отечественной поэзии».

Пушкин и компания /Мария Бершадская/ 0+

Женя - большая маленькая девочка. С одной стороны, в семье она младше всех, даже своей любимой таксы Ветки, а с другой - чтобы заплести ей косички, маме каждое утро приходится вставать на табуретку.

Вообще Женя точно такая же, как все другие семилетние девочки. Она терпеть не может, когда её разглядывают или считают какой-то особенной. Она умеет чистить картошку так, чтобы шкурка превращалась в тонкие длинные ленточки. Умеет пришивать пуговицы - почти так же красиво, как папа. А ещё у неё отлично получается рассказывать разные истории - потому что с ней всё время случается что-нибудь интересное…

В десятой книге «Пушкин и компания» Женя и её друзья узнают много нового о… Пушкине! Да-да, о том самом, об Александре Сергеевиче. «Сколько можно про Пушкина, про него ведь всё давно известно!» - скажете вы. А вот и нет! И Соня, правнучка пушкиниста, знает о нём то, что неизвестно практически никому.

Откуда взялся Пушкин /Абдулаева Е. / 6+

Все знают, что Пушкин писал стихи, поэмы, рассказы и сказки. Его литературные произведения - настоящие шедевры, а он сам - абсолютный гений! Но, как и все остальные люди, гении не берутся из пустоты. Они бывают откуда-то родом, их окружают определенные вещи, они живут в свое время и эпоху. А какой была эпоха Пушкина?
Эта книга - путешествие в село Михайловское, невероятно много значившее для Александра Сергеевича. Вы прочитаете об устройстве и убранстве домов крестьян и помещиков, об обычаях и моде тех времен и о жизни разных сословий. Если юный читатель внимательно рассмотрит и прочитает эту книгу, он не только познакомится с жизнью Пушкина и его эпохой, но и лучше поймет произведения великого русского писателя.

К Пушкину в Лицей /Анна Рапопорт /+6

"Всё те же мы: нам целый Мир чужбина; отечество нам Царское Село", - писал Александр Пушкин, один из первых выпускников Царскосельского лицея. Вместе с ним здесь учились будущие дипломаты, военные, поэты, путешественники: Горчаков, Кюхельбекер, Пущин, Дельвиг, Матюшкин, Корф...

Какие отметки получал Пушкин? Как выглядели комнаты лицеистов? Кто учил Пушкина и его товарищей?

Книга не только отвечает на эти вопросы, но и рассказывает об удивительной лицейской атмосфере дружбы и доверия, любознательности и настойчивости, красоты и смелости.

Для детей среднего школьного возраста.

Мой Пушкин, или Приключения Пети и кота ученого /Ирада Вовненко/ 6+

Эта удивительная история случилась однажды осенью. В лицейском садике в Царском Селе на скамейке у памятника А.С.Пушкину сидел мальчик лет десяти, а рядом примостился большой пушистый кот...

Вместе с героями книги юные читатели перенесутся в пушкинскую эпоху, узнают, что такое лицей, кто там учился и почему Пушкина в лицейские годы называли Французом. А также совершат прогулку по Екатерининскому парку, побывают в музее-квартире Пушкина и откроют для себя много нового и интересного.

Плыви, силач! Молодые годы Александра Пушкина /Юрий Ничипоренко/ 6+

Известный писатель и учёный Юрий Нечипоренко был отмечен литературной премией "Книга года" за книгу "Ярмарочный мальчик" о юности Н.В.Гоголя. Новая книга автора посвящена молодым годам Александра Пушкина, о которых широкой публике известно не так много. Как поясняет автор: "Жизнь Пушкина напоминает многоцветный ковёр, и подоплёка этого ковра, его основа скрыта в глубине веков, где нити судеб его предков сходятся в незримые узлы. Каждый, кто хочет узнать о Пушкине, может увидеть узор его судьбы по-своему. Здесь я рассказываю о таких вещах, которые сам узнал из многих книг и свидетельств современников с превеликим удивлением, о том, что дополняет школьное и обыденное наше знание о поэте..."

Как Пушкин русский язык изменил /Марина Улыбышева /6+

О том, что Пушкин - "наше всё", знает каждый. Но что же такого особенного сделал Александр Сергеевич, чтобы стать не просто одним из замечательных поэтов и писателей, которыми так славится Россия, но и занять главное место в нашей литературе? Эта книга откроет читателю, каким был русский язык до того, как появился Пушкин, и как изменилась русская речь под пером великого поэта.

Александр Пушкин и его дядя Василий /Наталья Михайлова /6+

Рассказ о двух поэтах - Александре Сергеевиче Пушкине и его дяде Василии Львовиче Пушкине.

Пушкин кто такой /Юрий Нечипоренко 10 +

Дети часто задают вопросы, на которые взрослые не всегда знают, как ответить, чтобы ребёнку было понятно. Книги серии "Что такое? Кто такой?" продолжают традиции известной одноимённой энциклопедии - в них найдутся ответы на детские вопросы.

Александр Пушкин (Жизнь замечательных детей) /Валерий Воскобойников/ 12+

Психологи утверждают: любой россиянин на просьбу назвать имя великого поэта мгновенно отвечает "Пушкин". Однако мало кто знает о детстве и взрослении поэта, о том, как созревал в его душе божественный литературный дар. Рассказ о ранних детских годах Пушкина, его семье, жизни и учёбе в Царскосельском лицее, о его друзьях-ровесниках и старших товарищах входит в серию книг Валерия Воскобойникова "Жизнь замечательных детей", отмеченную многими почётными наградами, и в том числе Государственной премией Правительства России в области культуры.

Пушкин /Юрий Тынянов /12+

Юрий Николаевич Тынянов (1894-1943) - выдающийся прозаик и литературовед - внешне был похож на Пушкина, о чем ему говорили со студенческих лет. Кто знает, может, именно это сходство помогло ему так сжиться со своим героем, что многие страницы романа читаются как подлинный пушкинский дневник или монолог. Общее мнение: лучше, чем Тынянов, Пушкина не понял никто - да никто и не написал о нем лучше. И даже трагические развязки их жизней чем-то схожи. Какая разница - дуэль или болезнь, если у обоих романы не дописаны… Злой рок? Есть предположение Дмитрия Быкова (его статья - в конце тома), что "эту книгу завершить было невозможно: трагедия последних лет жизни Пушкина не может быть описана с позиций зрелого сталинизма, а ничего другого уже не разрешалось. Поэта убила светская чернь, и точка. Драма вынужденного конформизма, попытка лояльности, окончившаяся бунтом и фактическим самоубийством, - не ложились в официальную биографию, а писать тщательно кодированную книгу с замаскированными параллелями было немыслимой пошлостью". Тыняновский "Пушкин" остался незавершенным, как и пушкинская "История Петра".

Пушкин в жизни. /Викентий Вересаев/ 12+

Викентий Вересаев - замечательный русский писатель, переводчик, литературовед. Он известен не только своей художественной прозой, но и литературоведческими работами, и переводами эллинских поэтов. Одна из самых известных его книг - "Пушкин в жизни" - имеет подзаголовок "Систематический свод подлинных свидетельств". В.В.Вересаев по существу открыл новый жанр - биография-хроника. Прибегнув к приему монтажа, он построил повествование из документальных материалов: воспоминаний, писем, заметок, высказываний людей, знавших поэта, - родственников, друзей, светских знакомых. В результате Вересаеву удалось создать текст, свободный от авторских комментариев и оценок, а из подлинных свидетельств современников сложился удивительно яркий и цельный образ Пушкина. Первая публикация этой книги (1926-1927) вызвала острую полемику в печати: "живой" Пушкин, представленный Вересаевым, не вписывался в идеологические стандарты. Тем не менее книга оказалась очень востребованной: она неоднократно переиздавалась и до сих пор, спустя почти сто лет после своего появления, не утратила актуальности.

Себя как в зеркале я вижу /Лидия Кудрявцева/ 12+

Книга одного из крупных специалистов по искусству детской книги Л.С.Кудрявцевой, автора многих изданий для детей о художниках, адресована юному читателю, вступающему в мир русской культуры. Ему предстоит встреча не только с великими её представителями - А.С.Пушкиным, его окружением, с художниками, создателями его портрета. Книга ненавязчиво воспитывает в читателе непростую культуру восприятия и оценки художественного произведения, знакомит с тайнами творческого процесса художников. Она написана в жанре беседы с юным читателем, в ней впечатляет свобода изложения и увлекательность - автор владея эстетическим анализом картины лаконично и эмоционально раскрывает через анализ портретов образ великого поэта в разные годы его жизни и творчества. Прослежена история создания лучших портретов Пушкина, созданных при его жизни и сделанных позже, вплоть до работ художников наших дней.

Пушкин (История России) /Александр Самарцев/ 12+

Повесть о великом русском поэте А.С.Пушкине, о его друзьях и недругах, любви и стихах, жизни и смерти.

Из рассказа о жизни и судьбе великого поэта читатель узнает также много интересных фактов о людях, окружавших его. Книга рекомендована министерством образования РФ для дополнительного образования. В книге приводится хроника жизни и творчества поэта.

Портреты заговорили /Николай Раевский/ 12+

Среди многочисленных пушкинистов особое место принадлежит Николаю Алексеевичу Раевскому. Выпущенная в 1974 году стотысячным тиражом его книга "Портреты заговорили" разошлась в одно мгновение и, став бестселлером, многие годы считалась рекордсменом по читательскому спросу. Никогда еще книги о Пушкине не были так интересны, просты и захватывающи. Раевский не просто чувствовал всех героев своего повествования, он буквально жил ими! "Я болею Пушкиным без малого 70 лет, и у меня, естественно, сложился свой образ поэта, - писал автор. - Когда в моем уме и сердце вспыхивает его имя, я вижу не мощного духовного исполина, а живого, радостного, порой скорбящего, дорогого и близкого мне человека. Это свое ощущение близости с Пушкиным я и старался передать читателям моих книг". Может, именно поэтому такими реальными и ощутимыми предстают перед нами сам Александр Сергеевич и Натали со всем семейством Гончаровых, дочь фельдмаршала Кутузова, она же друг поэта Елизавета Михайловна Хитрово, князь Вяземский с княгиней Верой Федоровной, Жуковский, Тургенев, Дарья Федоровна Тизенгаузен, в замужестве графиня Фикельмон, возможно, послужившая Пушкину прототипом Татьяны, и многие другие.

Хармсиниада (комиксы из жизни писателей) 12+

Полный сборник комиксов по анекдотам Даниила Хармса и псевдохармсовским анекдотам художника Алексея Никитина. В состав сборника вошли истории Хармса из его "Анегдотов из жизни Пушкина" (1939 г.), пьеса "Пушкин и Гоголь" и анекдоты Владимира Пятницкого и Натальи Доброхотовой, которые долго приписывались Даниилу Ивановичу. Короткие юмористические истории рассказывают о таких великих классиках, как Лермонтов, Достоевский, Толстой и Гоголь. Кроме того, в качестве дополнений в сборник вошли "Молодые годы старика Державина" и "Державин и Пушкин", а также статья организатора проекта "Наука о комиксах" Алексея Павловского.
"Алексей Никитин - это самый аутентичный автор комиксов в России. В нем нет примесей. Он создал свой язык с нуля. Пока одни заимствовали и подражали, Никитин изобрел русский комикс-язык, и потому Никитин - это Пушкин сейчас. Это первая причина, почему Никитин навсегда останется в истории российского комикса."

Пушкин, Лотман: Евгений Онегин с комментариями Ю.М.Лотмана. В 2-х книгах 14+

Книга 1. Евгений Онегин: роман в стихах

Феномен романа в стихах "Евгений Онегин" заключается в том, что Пушкин в поэтическом слове представил "энциклопедию русской жизни", изобилующую деталями и отсылками, изящно вплетенными в повествование. Читатель обнаруживает за легкостью и красотой пушкинского слога философские рассуждения, метатекстуальную рефлексию, ироничные замечания автора. История главных героев, образы Онегина и Татьяны кажутся настолько знакомыми и близкими, что никого не могут оставить равнодушным.

"Евгений Онегин" - это не только погружение в русскую культуру, которое становится увлекательней благодаря "Комментарию" Ю.М.Лотмана, но и школа человечности и сопереживания.

В книге воспроизведены автографы и рисунки из рабочих тетрадей А.С.Пушкина, а также использованы иллюстрации современной художницы Виктории Ястребовой.

Книга 2. Роман А. С. Пушкина "Евгений Онегин". Комментарий

Одной из лучших работ, посвященных роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин", по праву считается "Комментарий" Юрия Лотмана.

Настрой всему "Комментарию" задает предложенный автором в самом начале "Очерк дворянского быта онегинской поры", позволяющий погрузиться в атмосферу той эпохи: увидеть, как окружающее пространство - Москва, Петербург, деревня - влияет на героев романа, из чего складывается день светского человека, какие ритуалы обязательны для дуэли, что представляют собой дороги и средства передвижения и многое другое. И далее стих за стихом Лотман разбирает роман, чтобы дать пояснения, необходимые для понимания пушкинского текста: раскрывает смысл слов, предметов и явлений той поры; обнаруживает реминисценции и скрытые цитаты, вводит читателя в контекст эпохи.

По словам Лотмана, понимание "Евгения Онегина" - "задача, требующая труда, любви и культуры". Ученый сделал все возможное, чтобы помочь читателю увидеть за лаконичностью и легкостью пушкинского языка всю глубину этого великого произведения.

Издание содержит фоторепродукции живописных полотен, гравюр, фотографии предметов быта из собраний музеев мира, в том числе Всероссийского музея А.С.Пушкина.

Как-то раз Пушкин /Даниил Шардай/ 16+

Первая часть публикуемых текстов Даниила Шардая датируется летом 2012 года, вторая - 2014-2015 годами - уже после смерти нашего драгоценного друга Вадима Петровича Старка. Кажется, само провидение соединило эти две рукописи, которые впервые печатаются под одной обложкой.

Редакция глубоко признательна Игорю Олейникову за блистательную художественную интерпретацию произведений Даниила Шардая. Тонкий психологизм и проницательная трактовка сюжетов отличают работы этого замечательного художника.

- Московское детство А.С.Пушкина (Альбом) /Елена Пономарева, Галина Светлова/

В альбоме рассказывается о детских годах будущего поэта, о впечатлениях московской жизни. Особое внимание уделяется литературным интересам семьи, встречам с известными писателями и поэтами, часто бывавшими в гостях у Пушкиных. На страницах альбома воспроизводятся уникальные материалы из собрания Государственного музея А.С.Пушкина.