Скулшутинг: причины, особенности, профилактика

Разделы: Школьная психологическая служба

Ключевые слова: Скулшутинг


В последнее время, наблюдается тревожная тенденция всплеска насилия в школах. Нас всех ввергает в шок то, что гибнут дети и учителя, и то, что убивают их другие дети.

Скулшутинг (перевод с анг. «школьная стрельба» или Вооруженные нападения в учебных учреждениях, - применение вооруженного насилия на территории образовательного учреждения (главным образом к учащимся), нередко выливающееся в массовые убийства.

Скулшутинг как явление вызывает наибольший страх. Мы понимаем, как защитить себя от ДТП, примерно понимаем, как снизить уровень обычной преступности. Ситуация с шутингом - иная. Подросток тщательно готовится, запасается арсеналом, приходит в школу и начинает расстреливать всех подряд. Нам не понятен смысл этого действия, мы не можем ни предотвратить, ни избежать ситуации. Однако мы понимаем, что речь идет не о случайности, ведь подросток все заранее продумал. Но по статистике психически больных людей стрелков всего 6 %, тогда как в действиях большинства есть замысел, мотивация, логика - просто они не понятны нам.

Школьник, задумавший массовую расправу, часто стреляет в людей, которые не были его первоначальной целью. Это обстоятельство является основным отличием от целенаправленных убийств, основанных на межличностных конфликтах. Поведение скулшутеров - это не поведение убийц, а поведение самоубийц. Типичный убийца стремиться скрыть следы и избежать наказания. Скулшутер поступает ровно наоборот: стремится покончить жизнь самоубийством. В любом случае эти подростки понимают, что жизнь закончена. Они понимают и осознают, что, если не удастся совершить самоубийство, их убьют при задержании или посадят за решетку на очень длительный срок. Подавляющее большинство экспертов сходятся во мнении, что стрелки - вменяемые люди с юридической точки зрения. Они отдают себе отчет в том, что делают и какие последствия это несет. Ни у одного из стрелков поведение не укладывается в состояние аффекта, потому что они планируют преступления (чего не сделает человек в аффекте), они последовательны, подготовка занимает много времени и требует средств.

Современные психологи, изучающие проблему скулшутинга отмечают, что школьный буллинг - один из важнейших факторов скулшутинга, но не единственный.

В ряде случает нападение на школу с целью массовой расправы совершают с применением не огнестрельного, а холодного оружия. Выбор колюще-режущего оружия обусловлен чаще всего недоступностью огнестрельного. Сегодня все субъекты образовательных отношений должны быть информированы о внешних и внутренних причинах толкающих подростков и молодежь к совершению скулшутинга.

Статистика

  • 81 % нападений были совершены одиночками.
  • 13-19 лет - средний возраст школьных стрелков.
  • 95 % случаев расправ совершены учениками или бывшими учениками учебного заведения.
  • 90 % подростков, учиняющих расправу, не важно, кто станет жертвой, важно само действие - намерение заявить о себе окружающим.
  • 70 % нападавших оставляют видео или записки, в которых они объясняют свой поступок.
  • В 90 % случает финалом скулшутинга является суицид.
  • 93 % нападавших - подростки и юноши мужского пола, ранее подвергающиеся психологическому или физическому буллингу, байкоту и др.
  • 80 % нападавших испытывали на себе словестную травлю.
  • 87 % подростков переживали депрессии и негативные эмоции.
  • В 81 % случаев накануне преступления подросток сообщал какому-либо человеку о своем намерении совершить нападение на школу, предупреждал кого-либо из учеников заранее, чтобы те избежали опасности.
  • Лишь 6 % нападавших были психически больны.
  • 94 % нападавших имели замысел, мотивацию, логику.
  • 63 % школьных стрелков воспитывались в полных, благополучных семьях.
  • 87 % сегодняшних школьников считают, что действия скулшутеров продиктованы местью обидчикам и являются результатом травли.

Три психотипа подростков, которые в разное время совершали массовые расправы в школах

1. Психопаты.

Психопаты - подростки, которые не чувствуют эмоциональной связи с другими людьми, не способны испытывать чувство вины или угрызений совести; могут испытывать наслаждение от причинения боли другим, мучают животных.

2. Психотики.

Психотики - подростки, которые страдают от разрыва с реальностью испытывают чувство изоляции, ощущают себя изгнанниками.

3. Травматики.

Травматики - подростки, которые были подвержены эмоциональному, физическому или сексуальному насилию.

Вместе с тем, исследования психологов свидетельствуют о том, что выявление психопатологий не продуктивно для предотвращения подобных случаев в будущем. Любые отклонения не позволяют выявить склонность к скулшутингу, а дети и подростки с психическими заболеваниями чаще сами становятся жертвами агрессии, а не выступают агрессорами.

Пять последовательных стадий, которые проходит подросток, совершающий массовую расправу

Массовые расправы только внешне выглядят событием внезапным, а подросток совершивший деяние - обычным школьником «таким же, как все». На самом деле задолго до нападения психика ребенка подвергается деформации, которую можно при внимательном отношении заметить.

1. Стадия хронической деформации.

Хроническая деформация имеет в основе глубокие жизненные разочарования (например, длительный кризис в отношениях с родителями или одноклассниками) и провоцируется недостаточностью системы социальной поддержки. Хроническая деформация может длиться несколько лет. Приводит к социальной изоляции. Зачастую проблемы взаимоотношений с социумом не видны со стороны. Семьи будущих скулшутеров часто воспринимаются педагогами как вполне благополучные.

2. Стадия неконтролируемой деформации.

Неконтролируемая деформация возникает при отсутствии корректирующего воздействия социальных отношений.

3. Стадия острой деформации.

Острая деформация или острое напряжение является реакцией на травмирующее событие как реальное, так и воображаемое (например, унижение, бойкот сверстников, конфликт с педагогами и т.д.)

4. Стадия планирования.

Появляются фантазии о скулшутинге, представляются как «мужское решение» восстановления справедливости и возмездия.

5. Стадия осуществления.

Факторы, побуждающие подростков устраивать массовые расправы в школах.

  • Самоощущение социальной изоляции, восприятие себя изгоем; глубокие жизненные разочарования чаще в отношениях с родителями или одноклассниками.
  • Возникновение травмирующего события, например, ситуация публичного позора, провал в успеваемости, унижение, отвержение со стороны девушки или парня и т.д.
  • Отсутствие корректирующего воздействия социальных отношений, недостаточность социальной поддержки.
  • Наличие психологических расстройств или трудностей (не обязательно психических заболеваний).
  • Распространенность культурных сценариев, в которых насилие является средством решения всех проблем.
  • Отсутствие системы выявления школьников, потенциально склонных к скулшутингу.

Микромир и личность подростков, которые стали скулшутерами.

Общественное лицо любого школьника-подростка, его стремления, идеалы, интересы во многом обусловлено содержанием его микромира. Психологическая структура этого мира служит мощным катализатором индивидуального поведения. Характер поведения зависит от содержания соответствующих норм поведения окружающей среды, поэтому в программах посвященных детству, так много внимания уделено созданию для подростка микромира с позитивными коммуникативными связями.

Изучение личностей школьников-скулшутеров показало следующее.

Это подростки:

  • импульсивные,
  • с высокой тревожностью,
  • сильной эмоциональной возбудимостью,
  • концентрируются на собственных переживаниях,
  • в поведении руководствуются только своими интересами,
  • с отсутствующим представлением о ценности жизни другого человека.
  • с отсутствующим сопереживанием.

Таких подростков отличала:

  • неустойчивость в своих связях внутри классного коллектива и отношениях с одноклассниками и сверстниками вне школы,
  • склонность к конфликтам с окружающими
  • эмоциональная неустойчивость,
  • высокая реактивность поведения,
  • исключительная субъективность (предвзятость) восприятия и оценки происходящего.

Такие подростки:

  • внутренне неорганизованны,
  • имеют высокий уровень тревожности,
  • подозрительны,
  • мнительны,
  • беспокойны,
  • напряжены,
  • раздражительны.

Как спасти себя и детей при стрельбе в школе.

Инструкция.

Что делать и чего не делать, чтобы остаться в живых.

Нельзя (опасно):

  • пытаться выяснить где стреляют.
  • кричать и привлекать к себе внимание (лучше молчать, потому что есть вероятность, что в вас не выстрелят; в случае крика - выстрелят почти наверняка).
  • бросаться на человека, в руках которого оружие (тогда он точно начнет стрелять).
  • Проявлять агрессию.
  • Вызывающе себя вести.
  • Не пытаться договориться, если нападающий не начал говорить первым.
  • Поддаваться панике и метаться по помещениям (вместо того, что спрятаться и вести себя максимально тихо).

Нужно (поможет спастись):

  • Если стреляют в коридоре - нужно укрыться в середине класса, залесть под парты, сесть на пол, не подходить к дверям и окнам.
  • Закрыться в классах, закрыть двери, барикадироваться стульями, столами, прятаться.
  • Если не удалось закрыться в классе, а стрельба в коридоре, то нужно пытаться выбраться через окно и бежать как можно дальше от здания, или искать бытовые помещения и закрыться там.
  • Если огонь ведется по окнам - наоборот, подойти ближе и сесть в межоконные промежутки, но не под окна.
  • Если заперлись в помещении есть высокая мебель (например, шкафы), нужно попробовать забраться повыше. Подросток с ружьем вероятнее всего будет производить выстрелы на уровне груди или вниз.
  • Если удалось бежать с детьми, правильно бежать как можно дальше от школы.
  • Если вдруг по Вам начали стрелять, то бежать надо резко перемещаясь в разные стороны.
  • Если уже нет возможности бежать и прятаться, то нужно падать на пол и накрывать руками голову.

Правильные действия учителя при нападении на школу.

  1. Звонить в 112.
  2. Оперативно собрать детей.
  3. Запереться с детьми в любом доступном помещении.
  4. При возможности помочь детям выбраться через окна или запасные выходы и бежать.

Учителю важно:

  1. Знать заранее «как себя вести, если…», так учитель гарантируете себе некоторую адекватность и осознанность реакций в случае потенциальной угрозы.
  2. Знать, что нападающий (даже если это Ваш ученик) - это всегда подросток в крайне нестабильном психическом и эмоциональном состоянии. Общаться с ним небезопасно для себя. Лучше избегать взаимодействовать с агрессором. Всегда помните, что ваша основная цель - спасти собственную жизнь и жизнь тех детей, которые находятся рядом.
  3. Знать, что при столкновении с нападающим нельзя поддерживать с ним зрительный контакт (даже если это ученик). Нам только кажется, что мы знаем ребенка. На самом деле понять его состояние на конкретный момент, а тем более угадать мотивы агрессивных действий - крайне сложно.
  4. Знать, что любое вмешательство со стороны педагогов (будь то словесный контакт или физическое движение), может расцениваться нападающим однозначно - как агрессия в свой адрес. Подросток отдает себе отчет, что нападает, а значит все, что происходит с другой стороны, может восприниматься им как ответное нападение и попытка его обезвредить.
  5. Знать, что важно минимизировать любые действия со стороны педагогов. Чтобы нападающий не совершил лишних опасных действий, внешняя ситуация должна быть безопасна для него. Он должен понимать, что окружающие - безвредные.
  6. Знать, что героизм - неуместен. Ваша главная задача - выжить. Не нужно пытаться напасть и отобрать оружие. Эти лишь спровоцирует в ответ агрессивное поведение и может привести к тому, что безвинно погибнут или пострадают дети, которые могли бы спастись. В подавляющем большинстве случаев геройствующие только вредят себе и тем, кто рядом.
  7. Знать, что самое правильное, что учитель можете сделать для себя и для детей - выжить до приезда служб.
  8. Знать, что когда прибывают спецслужбы, нужно максимально быстро и четко выполнять их инструкции и указания, не спорить, не предлагать, как лучше, а полностью и безусловно подчиняться, максимально быстро и четко выполнять указания.

Профилактика

К большому сожалению «таблетки» для борьбы со скулшутингом нет, как нет и единого мнения относительно мотивов, детерминирующих противоправное деяние. Несмотря на доказанность факта, что подростки как члены общества, социализация которых носит незавершенный характер, входят в группу риска по вовлечению в деструктивную деятельность посредством нового медиа-пространства Интернет, контроль за контентом в социальных сетях (группы, музыка, записи, содержащие информацию, пагубно влияющую на психологическое здоровье и стимулирующие молодых людей к совершению массовых убийств и самоубийств) является недостаточно эффективной превентивной мерой, так как несмотря на блокировку деструктивного контента, у колумбайн-сообществ становится всё больше последователей, а случаи скулшутинга учащаются и повторяются. Но одно мы понимаем отчетливо: своевременная и системная предупредительная работа требует сосредоточения сил и ресурсов различных институтов, таких как семья, школа и ведомственные силы.