Важной составной частью функциональной грамотности является естественнонаучная грамотность. Делать процесс формирования естественнонаучной грамотности продуктивным и вместе с тем интересным для ребёнка можно используя дидактические игры в урочной и внеурочной деятельности. Игровая деятельность, как составная часть системно-деятельностного подхода в обучении, является специфическим видом человеческой активности, направленной на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя. Игра в форме квеста может положительно влиять на развитие интереса к учебе, применение знаний на практике, развитие критического мышления и способности анализировать информацию.
Форма проведения: игра-соревнование.
Место урока: итоговый урок.
Цель: повышение познавательнoго интереса к естественным наукам; расширить интеллектуальный кругозор учащихся; способствовать формированию умений логического мышления, навыков самостоятельности, умений самореализации.
Задачи: закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках химии; развитие коммуникативных навыков; осуществление межпредметных связей; развитие творческих способностей учащихся; создание ситуaции успеха для учащихся; вызвать положительные эмоциональные переживания в ходе мероприятия; формирование чувства ответственности за членов своей команды.
Игра проводится для учащихся 8 классов.
Подготовка к мероприятию повторить изученный материал по химии, технику безопасности при проведении химических опытов; сформировать 5 команд. Определить руководителей станции, ведущих.
Оборудование: растворы гидроксида натрия, серной кислоты и вода, фенолфталеин, таблица растворимости; пробирки, раздаточный материал.
Ход урока
Организационный этап. Вступительное слово ведущих |
Здравствуйте, уважаемые участники! Мы рады приветствовать вас!
Правила игры:
1. Каждая команда должна пройти испытания на каждой станции, показав знания в химии, заработать на каждой станции баллы.
Итак, если все правила участникам понятны, то получите маршрутные листы. Внимание, команды, время пошло! |
Основной этап |
Игра: переход команд от одной станции к другой После выполнения заданий (кабинет разбит на 5 станций, на которых размещаются задания, можно использовать лабораторию) |
Станция «Экспериментальная» |
В трех пробирках без этикеток даны растворы гидроксида натрия, серной кислоты и вода. С помощью только представленных реактивов и индикатора фенолфталеина определите, в какой пробирке находится каждое из предложенных веществ. (Приложение 1)
|
Станция «Лабиринт» |
Пройдя по лабиринту, нужно определить ключевое слово. За правильное слово - 10 баллов. По истечении времени и отсутствии верного ответа, баллы даются за правильно определенные буквы. (Приложение 2) |
Станция «Расчетная» |
Произвести расчет предложенной задачи (Приложение 3) |
Станция «Познавательная» |
Прочитайте текст задания. Найдите в тексте три предложения, содержащих фактические ошибки. Запишите эти предложения/фрагменты, исправив найденные Вами ошибки. Письменно обоснуйте одно из трёх исправлений по своему выбору с точки зрения химии. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите аккуратно и разборчиво. (Приложение 4) |
Станция «Функциональная» |
Прочитайте текст, дайте ответы на поставленные вопросы. Чёрный и зелёный чай
Зелёный и чёрный чаи, такие непохожие друг на друга по вкусу, изготавливаются из одного и того же чайного сырья. По своим лечебным свойствам зелёный чай оставляет далеко позади другие сорта. Благодаря содержанию в нём витамина «К» зелёный чай улучшает состав крови. Присутствие витаминов группы В, витамина С, меди благотворно влияет на работу печени, почек и селезёнки. Иод нормализует работу эндокринной системы. Кроме того, в сочетании с мёдом и благодаря своей слабокислой среде зелёный чай является проверенным средством для укрепления иммунитета. Поэтому зелёный чай должен стать вашим верным помощником в борьбе со многими болезнями.
|
Заключительный этап |
Подведение итогов. Награждение команд. |
Рефлексия |
В качестве оценки мероприятия командам предлагается выбрать карточки с изображением лица (смайлика) (веселый - урок интересный, усталости нет, настроение хорошее; безразличный - урок обычный, усталости нет; грустный - урок утомительный, есть усталость, настроение плохое). Спасибо за участие! |
Рекомендации: Данную форму урока можно использовать и при обобщении разделов, и в конце курса изучения химии. Так же можно увеличить количество станций и расширить предметные области, включить задания по другим предметам, увеличить количество экспериментальных станций.
Источники
-
Банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности.
- 60 Заданий по химии для обучающихся по программам основного общего образования (8-9 классов), разработанные в соответствии с согласованными государственным заказчиком моделями заданий, развивающих читательскую грамотность и коммуникативную компетентность в письменной речи.
- Г.В.Пичугина. Ситуационные задания по химии.