Игровой урок "В мире химии"

Разделы: Химия, Внеклассная работа

Классы: 8, 9


Важной составной частью функциональной грамотности является естественнонаучная грамотность. Делать процесс формирования естественнонаучной грамотности продуктивным и вместе с тем интересным для ребёнка можно используя дидактические игры в урочной и внеурочной деятельности. Игровая деятельность, как составная часть системно-деятельностного подхода в обучении, является специфическим видом человеческой активности, направленной на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя. Игра в форме квеста может положительно влиять на развитие интереса к учебе, применение знаний на практике, развитие критического мышления и способности анализировать информацию.

Форма проведения: игра-соревнование.

Место урока: итоговый урок.

Цель: повышение познавательнoго интереса к естественным наукам; расширить интеллектуальный кругозор учащихся; способствовать формированию умений логического мышления, навыков самостоятельности, умений самореализации.

Задачи: закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках химии; развитие коммуникативных навыков; осуществление межпредметных связей; развитие творческих способностей учащихся; создание ситуaции успеха для учащихся; вызвать положительные эмоциональные переживания в ходе мероприятия; формирование чувства ответственности за членов своей команды.

Игра проводится для учащихся 8 классов.

Подготовка к мероприятию повторить изученный материал по химии, технику безопасности при проведении химических опытов; сформировать 5 команд. Определить руководителей станции, ведущих.

Оборудование: растворы гидроксида натрия, серной кислоты и вода, фенолфталеин, таблица растворимости; пробирки, раздаточный материал.

Ход урока

Организационный этап. Вступительное слово ведущих

Здравствуйте, уважаемые участники! Мы рады приветствовать вас!
Сегодня вас ждёт увлекательное путешествие Вы стоите на пороге погружения в мир химии Вам предстоит разгадать тайны химии. Сегодня соревнуются команды.
Представляем руководителей станций, наблюдающие за работой и производящие итоговый подсчет.
А теперь ознакомьтесь с правилами игры!

Правила игры:

1. Каждая команда должна пройти испытания на каждой станции, показав знания в химии, заработать на каждой станции баллы.
2. Команда, набравшая наибольшее количество балов, становится победителем игры.
3. На каждой станции вы выполняете определённые задания в течение семи минут. Если задание выполнено правильно и в срок, команда получает определенное заданием количество баллов.
4. Команда, не выполнившая задание за отведённое время, лишает себя баллов, которые могут привести к победному финалу.
Уважаемые участники, во время проведения игры запрещается:

    пропускать какую-либо станцию и передавать другим командам какие-либо сведения,
  • пользоваться дополнительными источниками информации.

Итак, если все правила участникам понятны, то получите маршрутные листы.

Внимание, команды, время пошло!

Основной этап

Игра: переход команд от одной станции к другой

После выполнения заданий (кабинет разбит на 5 станций, на которых размещаются задания, можно использовать лабораторию)

Станция «Экспериментальная»

В трех пробирках без этикеток даны растворы гидроксида натрия, серной кислоты и вода. С помощью только представленных реактивов и индикатора фенолфталеина определите, в какой пробирке находится каждое из предложенных веществ. (Приложение 1)
Составьте реакцию, которая протекает в результате проведенного исследования.
Объясните данную реакцию.

Станция «Лабиринт»

Пройдя по лабиринту, нужно определить ключевое слово. За правильное слово - 10 баллов. По истечении времени и отсутствии верного ответа, баллы даются за правильно определенные буквы. (Приложение 2)

Станция «Расчетная»

Произвести расчет предложенной задачи (Приложение 3)

Станция «Познавательная»

Прочитайте текст задания. Найдите в тексте три предложения, содержащих фактические ошибки. Запишите эти предложения/фрагменты, исправив найденные Вами ошибки. Письменно обоснуйте одно из трёх исправлений по своему выбору с точки зрения химии. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите аккуратно и разборчиво. (Приложение 4)

Станция «Функциональная»

Прочитайте текст, дайте ответы на поставленные вопросы.

Чёрный и зелёный чай

Зелёный и чёрный чаи, такие непохожие друг на друга по вкусу, изготавливаются из одного и того же чайного сырья. По своим лечебным свойствам зелёный чай оставляет далеко позади другие сорта. Благодаря содержанию в нём витамина «К» зелёный чай улучшает состав крови. Присутствие витаминов группы В, витамина С, меди благотворно влияет на работу печени, почек и селезёнки. Иод нормализует работу эндокринной системы. Кроме того, в сочетании с мёдом и благодаря своей слабокислой среде зелёный чай является проверенным средством для укрепления иммунитета. Поэтому зелёный чай должен стать вашим верным помощником в борьбе со многими болезнями.
1. Известно, что с точки зрения химии чай с чаинками является смесью. К какому виду смеси относится этот напиток? Сформулируйте признак, на основании которого Вы это определили.
2. Не все любят пить чай с чаинками. Как можно решить эту проблему? Приведите два примера приспособлений для разделения подобных смесей. На чем основан принцип их действия?
3. Чайные листья зеленого чая содержат кислоты: янтарную, аскорбиновую, яблочную, лимонную, щавелевую. Знатоки чайной церемонии рекомендуют заваривать зеленый чай в стеклянных и керамических чайниках, а не в металлических. Как вы думаете почему?
4. Во время чаепития некоторые люди наливают горячий чай в блюдечко. Какое тепловое явление лежит в основе охлаждения напитка таким способом?
5. Назовите способ снижения температуры горячей жидкости. Объясните принцип действия предложенного вами способа. (Приложение 4)

Заключительный этап

Подведение итогов. Награждение команд.

Рефлексия

В качестве оценки мероприятия командам предлагается выбрать карточки с изображением лица (смайлика) (веселый - урок интересный, усталости нет, настроение хорошее; безразличный - урок обычный, усталости нет; грустный - урок утомительный, есть усталость, настроение плохое). Спасибо за участие!

Рекомендации: Данную форму урока можно использовать и при обобщении разделов, и в конце курса изучения химии. Так же можно увеличить количество станций и расширить предметные области, включить задания по другим предметам, увеличить количество экспериментальных станций.

Источники

    Банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности.
  1. 60 Заданий по химии для обучающихся по программам основного общего образования (8-9 классов), разработанные в соответствии с согласованными государственным заказчиком моделями заданий, развивающих читательскую грамотность и коммуникативную компетентность в письменной речи.
  2. Г.В.Пичугина. Ситуационные задания по химии.