Каллиграфия в начальной школе

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Ключевые слова: каллиграфия, каллиграфическое письмо


В настоящее время согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения основной образовательной программы, современному обществу требуется всесторонне развитая личность.

Одной из главных задач обучения русскому языку в начальных классах является формирование каллиграфического навыка учащихся с момента поступления ребенка в школу. Каллиграфический навык - это умение писать правильным, устойчивым почерком, не нарушая высоты, ширины, угла наклона элементов, букв и соединений букв.

Слово «каллиграфия» в переводе на русский язык: «красота» и «пишу».

Работа по формированию каллиграфических навыков у младших школьников начинается с 1 класса и продолжается в течение всего обучения в начальной школе.

Цели и задачи такой работы тесным образом связаны с формированием правильных и устойчивых орфографических, грамматических и синтаксических навыков письма. Поэтому на уроках необходимо формировать умения каллиграфического самоконтроля и каллиграфической зоркости.

Для того чтобы было понятно, как правильно подготовить ребёнка к письму, на чем следует заострить внимание, в чем не стоит торопиться, необходимо представлять себе, что такое процесс письма, как формируется навык письма и какими умениями должен для этого владеть учащийся.

Письмо - это особая форма речи, при которой ее элементы фиксируются на бумаге путём начертания графических символов, соответствующих элементам устной речи. Каллиграфически правильное письмо является одним из наиболее комплексных умений, которые формируются в процессе обучения у учащихся и способствуют аккуратности, сосредоточенности, старательного отношения к выполнению любой работы, а также эмоциональному и эстетическому воспитанию школьников.

В процессе обучения письму учащиеся знакомятся как с орфографическими приемами, так и с приемами графических навыков письма. Графические навыки письма достаточно сложны и складываются из различных приемов: приемов, необходимых для письма и приемов письма.

Процесс письма осуществляется при помощи инструмента письма (ручка, карандаш, мел), который учащийся соответственно передвигает рукой, осуществляя нужные движения под контролем зрения и двигательным контролем пишущей руки. В зависимости от того, каким инструментом ученик пользуется (ручка, карандаш, мел), он осуществляет движения и приемы. Рассмотрим подробнее данные приемы.

Приемы, необходимые для письма:

  • владение инструментом письма;
  • соблюдение правильного положения тетради и продвижение ее при письме;
  • соблюдение правильной позы, посадки при письме;
  • движение руки вдоль строки во время письма.

Приемы письма:

  • умение сравнивать образец с результатом письма;
  • приемы перевода звука в письменную букву и печатной буквы в письменную;
  • приемы написания букв (начало, куда вести ручку, поворот, соединения);
  • приемы соединений букв (без отрыва, с отрывом, сверху, снизу);
  • приемы сопоставления букв по высоте - соблюдение одинаковой высоты букв на строке;
  • письмо букв между линиями строки и на линии;
  • начало письма и запоминание строки;
  • приемы правильного наклонного письма.

Процесс овладения младшими школьниками правописания имеет обширную структуру. Каждый из её элементов ставит перед учителем ряд задач, которые решаются на протяжении всех 4 лет обучения в начальной школе:

  • Формирование мотивации орфографической работы у учащихся;
  • Формирование орфографических умений по ступеням;
  • Развитие речевого (фонематического) слуха, или «языковой интуиции»;
  • Формирование орфографической зоркости, которая является основой самоконтроля при письме;
  • Формирование осознанности письма;
  • Развитие связной речи, умения пользоваться пунктуационными знаками при письме;
  • Формирование каллиграфических навыков.

Связь между каллиграфией и грамотностью письма очевидна и очень важна, особенно в начальных классах. Прежде, чем думать, как написать букву, как рационально соединить её с другими буквами, ученик должен сначала решить, какую именно букву выбрать. Чем меньше будет затрачено времени на решение орфографической задачи, тем больше внимания будет уделяться чёткости начертания букв, правильности их соединения, ритмичности и связности письма. И наоборот: чем больше автоматизирован навык письма, тем легче и быстрее формируются орфографические умения.

Установлено, что уровень развития каллиграфических навыков влияет на грамотность в следующих случаях:

При крупном почерке учащиеся труднее усваивают орфографию, т.к. в этом случае детский глаз с напряжением охватывает слово и плохо вычленяет орфограммы;

Нечёткое, неряшливое письмо букв и соединений искажает структуру слова и вызывает появление ошибок. Чаще всего ошибки типа замен, искажения букв является следствие их оптического или кинетического сходства. Погрешности в методике формирования каллиграфических навыков в 1 классе также вызывают стойкие ошибки. Так, требование безотрывного письма ведёт за собой недописывание элементов букв. А упражнения в механическом списывании образцов вызывают появление двойных букв.

Замечено, что грамотность письма снижается в условиях повышения скорости письма (в начале каждого года обучения), а также при индивидуальном замедленном темпе письма у ученика.

Графические навыки относятся к сенсомоторным (сюда же входят и такие действия, как вырезание, вязание и т.п.), но включаются они не в трудовую деятельность, а в письменную речь человека и формируются совместно с чтением, орфографией, развитием речи. Формирование графического навыка - весьма сложный и длительный про­цесс, требующий целенаправленных действий, которые могут выполняться точно и быстро только после их многократных по­вторений. Это требует и времени, и определенных усилий, и знания всех тонкостей письма со стороны учителя, а также тер­пения и упорства со стороны обучающегося. Нужные для выра­ботки графического навыка повторные действия должны совер­шаться детьми не механически, ради самих повторений, а с целью решения определенных конкретных задач, осознания не­обходимости этих повторений для приобретения навыка (осоз­нание всех нужных движений, Соотношений этих движений и т. д.).

Добиться каллиграфического почерка можно лишь при сис­тематическом соблюдении учеником всех правил четкого пись­ма. Старание, необходимое учащемуся для выполнения пись­менных упражнений, возникает лишь в том случае, если обу­чающийся понимает значение этих упражнений и имеет заинтересованность в достижении целей, а также осознает не­достатки своего письма и умений. Очень важно при оценке результатов работы обучающегося внушать ему веру в успешность решения поставленных задач, а встречающиеся недочеты долж­ны побудить ребенка к упорному преодолению возникающих затруднений

Успешность в обучении письму во многом определяется созданием таких гигиенических условий, как: правильный подбор мебели, правильная посадка, положение тетради, направление освещения, оптимальность формы ручки, продолжительность беспрерывного письма и многое другое.

Письмо для поступающих в школу детей - очень сложный процесс, требующий непрерывного, напряженного контроля. В процессе обучения младших школьников письму очень важны разнообразные методические приемы и упражнения, способствующие формированию каллиграфического навыка. Реализация и эффективность данных приемов зависит от знаний учителя, его мастерства и от учета индивидуального подхода к каждому из учащихся. Все это требует значительного количества времени, определенных усилий, знания всех тонкостей письма, а также терпения и упорства со стороны обучающегося.