Единица содержания: исследование деятельности военных корреспондентов в годы войны.
Цель:
Обучающий аспект:
- познакомить учащихся с деятельностью военных фотокорреспондентов в годы ВОВ;
- выяснить, какую роль играла деятельность военкоров в годы войны и на современном этапе.
Развивающий аспект:
- способствовать развитию навыков учащихся обобщать полученные знания, анализировать, делать и обосновывать выводы.
Воспитывающий аспект:
- способствовать воспитанию чувств патриотизма и уважение к событиям и людям нашей истории;
- способствовать формированию навыка рассматривать события с различных точек зрения;
- формировать понимание необходимости и важности вклада каждого в общее дело.
Тип мероприятия: Интерактивная познавательная игра.
Ход мероприятия
Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности - |
|
Задача: обеспечение мотивации, актуализация знаний
|
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организационный момент.
|
Приветствуют учителя.
|
Усвоение новых знаний
Задача: обеспечение восприятия и осознания нового материала
|
|
Деятельность ведущих |
Деятельность учащихся |
Ведущие предлагают просмотр видео ряда с фотографиями военных корреспондентов на песню гимна военных корреспондентов в исполнении Леонида Утесова (презентация, слайд 1, переход по ссылке) Погружают 5-классников в тему, рассказывают о военных корреспондентах (Приложение 1; презентация, слайды 2-18) Делят класс на команды
Объясняют, как работать с путевым листом (Приложение 2, презентация, слайд 19).
Организуют задание с чайнвордом и оценивание его выполнения.
Организуют задание с паззлом и оценивание его выполнения (презентация, слайд 25). |
Погружаются в атмосферу мероприятия, смотрят видеоролик, формулируют тему мероприятия и его цель: познакомиться с деятельностью военных корреспондентов.
Внимательно смотрят презентацию и слушают рассказчиков, запоминают информацию для последующей игры.
Выбирают капитанов команд и название команды.
1. В синих треугольниках путевого листа записывают события, которым посвящены фотографии на слайде 20.
|
Этап подведения итогов урока на рефлексивной основе - 5 мин.
Задача: обеспечение оценки собственной деятельности с учетом поставленных в начале урока целей
|
|
Деятельность ведущих |
Деятельность учащихся |
Подсчет баллов, определение победителей игры.
|
Максимальное количество баллов - 22 балла.
|
Приложение 1
Сценарий внеурочного мероприятия по теме «Дорогами военных корреспондентов»
Слайд 1: Добрый день, ребята! Давайте начнем нашу встречу с небольшого видео. Это песня из репертуара Леонида Утесова - великого советского певца и дирижера известнейшего в стране оркестра. Посмотрите на кадры, послушайте слова и попробуйте догадаться, о чем мы сегодня будем говорить.
Просмотр видео, обсуждение предположений.
Слайд 2: Великая Отечественная. Мы, потомки того военного поколения, видим ее глазами кинооператоров и фотокорреспондентов. Предлагаем вам сегодня вместе с нами пройти по дорогам военных корреспондентов! За четыре года войны ими сделано сотни тысяч фотоснимков, снято три с половиной миллиона метров кинопленки. Полтора часа из каждых суток военных лет остались на кинопленке.
Слайд 3: Уже на второй-третий день после объявления войны корреспонденты были на фронте. Издали войну не снимешь. Поэтому корреспонденты отправлялись на передовую и снимали из окопов, смотровой щели танка, въезжающего первым на поле боя, из кабины самолета и через амбразуру дзота, из окна горящего здания.
Слайд 4: В период Сталинградской битвы фронтовые операторы впервые столкнулись со съемкой уличных боев. На войне не отменялись законы профессионального мастерства. Вместо личной безопасности корреспонденты заботились о правильной экспозиции и техническом качестве отснятого материала.
Слайд 5: Тысячи метров пленки, снятые операторами, вошли в документальный фильм "Разгром немецко-фашистских войск под Москвой". Фильм, вышедший на экраны 18 февраля 1942 года, получил Государственную премию СССР и премию американской Академии киноискусства "Оскар" как лучший фильм года.
Слайд 6: У Второй мировой войны был собственный, яркий символ в фотографии - это снимки Евгения Ананьевича Халдея, который прошел со своей камерой всю войну от Москвы до Берлина. Он сумел запечатлеть на своих снимках эту страшную эпоху от объявления о нападении Германии на Советский Союз до Нюрнбергского процесса.
Слайд 7: Одной из самых знаменитых фотографий Евгения Халдея является фотография «Первый день войны». В тот роковой для нашей страны день он был в Москве проездом и вдруг заметил, что люди выходят на улицу и собираются у репродуктора. Он поспешил к ним со своим фотоаппаратом и сумел запечатлеть на снимке уникальную картину: обступив репродуктор со всех сторон, люди с напряженными лицами слушают обращение к ним Молотова о том, что началась война.
Слайд 8: Во многих газетах мира была опубликована и другая его знаменитая фотография - это снимок ефрейтора Марии ШАльневой, которая регулировала движение военной техники неподалеку от Рейхстага в Берлине.
Слайд 9: А подготовка к этому легендарному снимку началась еще в Москве, куда Евгений Халдей приехал для того, чтобы подготовить тот самый флаг со звездой, серпом и молотом. Он прилетел в Берлин 2 мая 1945 года. По пути наткнулся на нескольких бойцов, и попросил их помочь забраться на крышу для того, чтобы водрузить флаг. Поднявшись по перекореженным лестницам, они на чердаке уже захваченного здания нашли древко для знамени. Пока бойцы прилаживали победное знамя, Евгений Халдей сумел найти наиболее выгодный ракурс и, в результате, отснял две кассеты. Вскоре легендарная фотография «Знамя над Рейхстагом» была опубликована во всех центральных газетах страны и в зарубежных печатных изданиях, став настоящим символом Победы.
Слайд 10: Профессиональное мастерство, накопленное Максом Альпертом за годы работы в различных советских изданиях, оказалось востребовано, когда началась Великая Отечественная война. Будучи корреспондентом ТАСС и "Совинформбюро", Альперт часто выезжал на фронт, делал снимки как в тылу, так и в боевой обстановке. Лучшие его работы до сих пор являются документами большой эмоциональной силы.
Слайд 11: На этой фотографии мы видим, как советские солдаты отдыхают во время передышки между боями. Авторское название фотографии «Затишье на переднем крае»
Слайд 12: Знаменитый снимок «По дорогам войны»: колонна бредущих по зимней разбитой дороге беженцев… Впереди выделяется женщина с двумя детьми - теряется в перспективе, отчеркнутой далеким населенным пунктом, над которым повис дым пожарищ. И ощущение человеческого горя многократно усиливается благодаря найденной фотографом "точке зрения", военная обыденность разрастается до символа четырехлетних страданий всего советского народа.
Слайд 13: Снимок под названием "Комбат" стал одним из самых известных во всей фотолетописи Второй мировой. Как справедливо писали критики, если бы Альперт снял только "Комбата", то и тогда его имя навсегда осталось бы в истории советской документальной фотографии. Младший политрук Алексей Еременко поднимает бойцов в атаку. А. Еременко погиб через несколько секунд после того, как был сделан снимок. Фотография названа «Комбат» (то есть «командир батальона») автором фотографии по ошибке.
Слайд 14: Макс Альперт прошел всю Великую Отечественную войну от начала до конца, сумев побывать в освобожденной Праге и разрушенном Берлине. Ему также посчастливилось снимать знаменитый Парад Победы 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве.
Слайд 15: Говорят, у войны не женское лицо, но некоторые женщины на войне со своим делом справляются так, что и мужчинам есть чему у них поучиться. Именно таким фотокорреспондентом - талантливым, целеустремлённым, не знающим страха и отдыха - была Наталья Боде.
Слайд 16: Ради удачного кадра ей приходилось преодолевать без еды и отдыха десятки километров, ночевать в шалаше, работать под ураганным артиллерийским огнем и по пятам следовать за наступавшими красноармейцами.
Слайд 17: Но даже, когда смерть дышала в спину, Боде умела находить такие ракурсы, которые превращали ее фото в произведения искусства и высокой героико-патриотической агитации.
Слайд 18: Наталья Боде была первым фотографом, снявшим поверженный немецкий танк «Тигр». Значение этого поступка трудно переоценить. Под Курском наши войска столкнулись с этими гигантами, и по нашим частям поползли деморализующие слухи о неуязвимости подобной техники. Когда первые «Тигры» все же были подбиты, газеты начали об этом писать, но для полной картины требовался иллюстративный материал. И Главное политуправление поставило перед журналистами первостепенную задачу - заснять подбитого «Тигра» любой ценой! Сделать это было нелегко - немцы берегли свои сверхтяжелые дорогие танки и прикрывали подбитые машины огнем, обеспечивая их эвакуацию. И все-таки Наталье Боде это удалось! Вот каким бесстрашным фотокорреспондентом она была!
Слайд 19: Ну, а теперь предлагаем вам проверить свои знания, отправившись в путь с военными корреспондентами! Ребята, мы произвольно разбили вас на команды. Каждая команда будет выполнять задание и заполнять путевой лист (он перед вами) (ведущий раздает путевые лист) или решать задание на раздаточном материале. Начинаем! Сейчас вы увидите 3 фотографии. Попробуйте вспомнить, как они назывались или какому событию они были посвящены. Напишите свои ответы в синие треугольники нашей звезды.
Демонстрация фотографий Слайд 20, взаимопроверка по образцу.
Оценивание: по шкале 0-1-2.
Слайд 21: В следующих (черных) треугольниках запишите имя и фамилию фотографа, создавшего соответствующий снимок.
Демонстрация фотографий, взаимопроверка по образцу. Оценивание: по шкале 0-1-2.
Слайд 22: В следующие красные треугольники запишите по 1 личному и профессиональному качеству, которыми обладали эти фотографы. Для каждого фотографа 2 треугольника: для личного и профессионального качества. Каждая команда пишет про одного фотокорреспондента. Капитаны команд, вытягивайте имя вашего героя. Вы можете выбрать качества из представленных на доске списков, но вам надо обосновать одним предложением, зачем это качество было необходимо вашему корреспонденту. Свои обоснования вы зачитываете при ответе. У вас 3 минуты.
Выполняют задание, читают свои обоснования. Оценивание: по шкале 0-1-2.
Слайд 23: Сейчас вы должны найти слова, которые связаны с военным корреспондентом. Это его инструменты, вещи, которые ему необходимы, чтобы сделать снимки, написать статью или нарисовать набросок для газетной иллюстрации. Но и о личной безопасности он не должен забывать, как не забывает он и о тех, кто ждет его в тылу… Мы уже достаточно подсказали вам, время на выполнение задания пошло. У вас 3 минуты.
Выполняют задание, сдают листы ведущим. Оценивание: каждое найденное слово - 1 балл, максимум - 8 баллов.
Слайд 24:Перед вами пустой чемоданчик, а его надо собрать нашему корреспонденту. Для этого сложите паззл, используя только те изображения, которые связаны непосредственно с военным корреспондентом.У вас 3 минуты.
Выполняют задание. Слайд 25 Ведущие раздают чайнворды, пятиклассники могут воспользоваться словами из них, чтобы правильно собрать паззл.
Выполняют задание, взаимопроверка по образцу: капитаны команд проверяют паззлы, перейдя в другие команды. Оценивание: каждое верное изображение - 1 балл (максимум - 8 баллов). Всего за конкурс «Собираем военкора на задание» можно получить 16 баллов
Подсчет баллов. Участники команды-победительницы получают 5 по истории.
Смена ведущих.
Организация рефлексии: Ребята, сегодня вы узнали, как сложна и опасна работа военного корреспондента. Давайте напишем конкретному фотографу слова благодарности, скажем ему спасибо за конкретное фото или за его работу в целом. Это вам решать.
Ученики выполняют задание и вывешивают путевые листы на доску, зачитывают их.