Ключи к диалогу с подростком

Разделы: Школьная психологическая служба


«Мне нужно личное пространство», «Это моя территория!», «Это вас не касается» - такие высказывания зачастую могут услышать родители от своих подросших детей. Первая реакция в этом случае шок, возмущение и недоумение: «Как? Я ведь все силы, всю любовь, всего себя вкладываю в благополучие ребенка. И тут такое!»

Как говорить с подростком? Как подобрать нужные ключи к изменившейся ситуации? Как выстраивать отношения, сохраняя доверие и открытость?

Прежде всего, принять факт, что ребенок вырос. Понять, что в нем произошли существенные изменения: изменилось тело и внешность, происходят гормональные перестройки, которые меняют эмоциональный фон и напрямую сказываются на его настроении. Все это создает в подростке почву для неустойчивого самовосприятия, поводов для сомнений в своих ощущениях и чувствах.

В период полового созревания подростки эмоционально нестабильны. Их настроение может меняться несколько раз за день. Они становятся ранимыми, хотя скрывают это за бравадой. Любую критику воспринимают как «нелюбовь» к себе. В то же время они постоянно устраивают провокации, через которые ищут подтверждение своему существованию, своему «Я». Им необходимо получить от родителей ответ, реакцию, встретить сопротивление и понять, что на самом деле с ними происходит, выработать тем самым новые ориентиры.

Некоторые родители в этот непростой период бояться ограничивать детей, потому что опасаются встретить яростное сопротивление, агрессию или молчаливое игнорирование. Ограничения для подростка жизненно необходимы, но только обоснованные, разумные. Они подтверждают, что он не брошен, не предоставлен самому себе. Когда мы совсем не ограничиваем подростков, им кажется, что мы стали к ним безразличны, и из чувства противоречия ведут себя вызывающе.

Баланс правил дает детям ощущение безопасной, стабильной и закономерно текущей жизни, а также поддерживает авторитет родителей. Подводя подростка к пониманию: «Правила люди соблюдают вне зависимости от возраста», родители формируют в нем внутреннюю опору, понимание устройства мира.

В отношениях с подростком необходимо искать правильную дистанцию, не задавать назойливых вопросов, но оставаться открытыми к разговору на любую тему. Демонстрировать ему свою позицию «Я рядом».

В подростковый период детям бывает сложно выразить то, что их беспокоит, открыто рассказать о том, что они переживают, чего бояться. Поэтому стоит чаще обращать внимание на интересы, увлечения ребенка, его планы на будущее. Интересоваться, спрашивать, показывать искреннюю заинтересованность в его увлечениях, предоставлять право выбора. Важен не выбор родителя «как правильно», а самостоятельный выбор подростка «так нужно мне». В тоже время необходимо быть деликатным, избегать категоричных утверждений, сравнений.

Для психологического благополучия подростку необходима уверенность, что любовь родителей не оценочна и не зависит от каких-то условий. Мы любим его не «за то, что он…» и не «только если он…», а просто потому, что он есть. Только на фоне безусловного принятия возможно все остальное: понимать истинные потребности, договариваться, обсуждать, решать, доверять.

Принять и понять позицию подростка бывает очень сложно и порой требуется время, силы и огромное желание. Зато такое желание открывает дорогу к доверительным отношениям с сыном или дочерью на новом уровне.

Если в силу каких-либо обстоятельств родители не могут или не умеют создавать такие условия для развития благоприятных отношений со своими детьми, то они всегда имеют возможность обратиться за помощью к педагогам и педагогам-психологам.

В школьной практике педагог-психолог имеет множество инструментов для организации безопасного пространства, в котором транслируются психологические знания о возрастных особенностях подростков. Это и круглые столы, родительские гостиные, круги сообщества, лекции и встречи. В теплой, доверительной атмосфере выстраиваются отношения диалога, единства взглядов, уважения и любви к детям.

Одним из таких инструментов трансляции психологического опыта и знаний являются встречи педагогов-психологов нашей школы с родителями подростков. На лекциях педагоги-психологи делятся, чего следует избегать в общении с подростками. А еще родители узнают, куда и к кому можно обратиться за поддержкой, если период взросления оказывается слишком трудным и нужна профессиональная помощь.