Проектирование образовательной среды, позитивно влияющей на формирование познавательного интереса обучающихся

Разделы: Иностранные языки


Познавательный интерес обучающихся является предметом изучения учёных многие годы. Этот феномен рассматривается с разных точек зрения, изучается его роль для минимизации перегрузки обучающихся или, наоборот, для преодоления отставания в обучении, его влияния на личность самого обучающегося, или как сама личность может сформировать и развить устойчивый познавательный интерес к какой-то деятельности, какие для этого нужны условия, какая образовательная среда должна быть для этого создана. Условия формирования и развития познавательного интереса и будут предметом нашего изучения в данной статье.

Несмотря на огромное количество исследований, в которых изучаются различия между образовательным пространством и образовательной средой, считаем необходимым всё же пояснить, почему будем рассматривать именно образовательную среду.

Психологическая энциклопедия рассматривает социальную среду как «окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности» [1]. Как видно, «среда» предполагает включенность человека в совокупность материальных условий его существования [2].

Н.Б.Крылова трактовала образовательную среду значительно шире как часть социокультурного пространства. Личностный фактор вышел на первый план, и она делает вывод о том, что образовательная среда есть личностное пространство познания и развития [3, с. 91]. А В.И.Слободчиков обобщил всё выше сказанное и заявил, что «образовательная среда не есть нечто однозначно и наперёд заданное» [4, с. 183]. Таким образом, образовательная среда может меняться и видоизменяться в зависимости от различных на неё влияющих факторов, в том числе и от личности самого обучающегося, познавательный интерес которого нужно сформировать. Следовательно, условия для формирования интереса тоже могут попадать под влияние множества факторов, что и является предметом нашего изучения - какова же должна быть образовательная среда, чтобы у обучающихся были максимизированы шансы на формирование устойчивого познавательного интереса.

Опираясь на огромное количество специальных исследований и практику современности, можно выделить условия, при которых с большей вероятностью может быть сформирован и развит познавательный интерес у обучающихся.

Но прежде чем мы рассмотрим условия, хотелось бы ещё раз подчеркнуть важность личности самого обучающегося. Только ученик должен быть центром обучения, только его желания, стремления и мотивы должны быть точкой отсчёта для любого рода нововведений, выбора методик обучения, внедрения инновационных форм занятия или типов задания, всё должно отталкиваться от учащегося.

Одним из главных условий, при котором возможно формирование познавательного интереса, является максимальная ставка на активную умственную деятельность обучающихся [5, с. 110].

Чем больше педагог будет заставлять мыслить, обдумывать, рассуждать, искать, тем больше шансов сформировать познавательный интерес. Для этого нужно на занятиях использовать проблемные ситуации, ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска новой информации, догадок, размышлений, столкновения различных точек зрения, в которых необходимо разобраться и принять определённую сторону. У любого педагога рано или поздно возникает необходимость выбора такой методики преподавания и организации учебного процесса, при которых не нужно заставлять учить неинтересное, а захотелось бы понять материал и искать пути решения поставленных педагогом задач. Здесь, на наш взгляд, уместно, вспомнить слова французского писателя Анатоля Франса: «Учиться можно весело. Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом» [6]. Задача преподавателя создать творческий настрой на занятии, научить творчески работать и мыслить, а для достижения этой цели необходимо организовать обучение таким образом, чтобы оно по максимуму было направлено на умственное развитие учащихся. И абсолютно непринципиальным становится вопрос - кем будут обучающиеся по профессии, им всегда пригодятся полученные знания, умение анализировать, логически мыслить, самостоятельно принимать решения, отстаивать свою точку зрения, наблюдать за происходящим и делать выводы, приобщая свою наблюдательность и сообразительность. Работая над активизацией познавательной деятельности, тем самым педагог формирует положительное отношение к учёбе в целом и конкретному предмету в частности. На занятиях по английскому языку также возможно развивать познавательный интерес, если не ставить своей задачей просто отработку лексики или грамматики, а научить анализировать текст, задавать такие вопросы, ответы на которые не лежат на поверхности текста, творческие грамматические задания, которые заставляют думать, фантазировать, сопоставлять.

Одним из приёмов активизации умственной деятельности обучающихся является создание проблемной ситуации. В настоящее время преподаватели всё чаще используют этот приём, но он, несомненно, требует немалого педагогического опыта. Конечно, сообщить готовый материал намного быстрее и легче, чем научить учеников как можно добыть знания самостоятельно. Метод трудный, энергозатратный, но стоит того, т.к. в полной мере отвечает требованию пробудить любознательность ученика, которая, возможно, приведёт к формированию интереса.

Вторым условием, обеспечивающим формирование познавательного интереса, является преподавание на оптимальном уровне развития учащихся [5, с. 111].

На первый взгляд, это условие может показаться настолько очевидным, что и не стоило бы об этом говорить. Но, как показывает опыт, мастерство педагога и прослеживается в умении подстроиться под разный, порой диаметрально противоположный, уровень знаний обучающихся и вовлечь всех в учебный процесс. Дав очень сложное задание, педагог рискует окончательно отбить малейшее желание к познанию. В данной ситуации, идеально, находить «золотую середину» для каждого обучающегося, не давая слишком простых или слишком сложных заданий.

Как справедливо замечает Г.И.Щукина, педагогу приходится постоянно обучать учеников множеству умений и навыков. Обучение литературе, например, требует таких умений, как читать, давать характеристику образа, героя, анализировать идейное содержание произведения, давать развёрнутый логичный ответ, составлять план, конспект, писать сочинение. В обучении математике нужны такие умения, как делать расчеты, точные вычисления, пользоваться специальными линейками, циркулями и т.д. [там же].

Но, несмотря на то, что в каждой предметной области есть свои специфические умения и навыки, есть и общие, овладев которыми, ученик может пользоваться вне зависимости от конкретного содержания обучения. Например, умение читать, анализировать, обобщать, выделять основное и другие. Эти умения основаны на комплексе эмоциональных и регулярных процессов и составляют те способы познавательной деятельности, которые позволяют легко сориентироваться в быстро меняющихся условиях и воспользоваться нужными умениями.

К примеру, еще одним средством активизации познавательной деятельности является применение практических работ на занятиях. В такого вида работах большое значение приобретает наличие жизненного опыта у ученика. Чаще обучающиеся запоминают и понимают лучше тот материал, над которым потрудились их руки, когда они что-то чертили, рисовали, вырезали - это всё становится опорой их памяти. А умения, которые они приобрели на таких занятиях, могут применяться в любых ситуациях, где будут необходимы.

Познавательный интерес не может развиваться, если операционная сторона учения остается постоянной. В ней тоже должен быть прогресс. Только, когда ученик увидит своё развитие, своё продвижение, он осознает, что конкретное учебное действие ему даётся теперь легче, чем какое-то время назад. В этом поступательном прогрессирующем процессе и состоит суть развивающего обучения. Только развивающее обучение, позволяющее овладевать всё более совершенными умениями, позволяет формировать и укреплять познавательный интерес.

Третьим, но не последним по значимости, условием является создание благоприятной эмоциональной атмосферы на занятии. Это условие требует отдельного подробного детального изучения, т.к. в данном случае затрагивается психологическая составляющая процесса обучения и всех функций обучения - образовательной, развивающей и воспитывающей. Важно понимать и учитывать, что обучение - это сложный процесс общения, и если создать благоприятную атмосферу, то шансы сформировать и развить познавательный интерес очень велики. Обучающиеся не должны бояться ошибиться, сказать что-то не то или не так. Для преподавателя высшей ценностью и целью должно быть, на наш взгляд, научить учиться.

Таким образом, для того, чтобы создать образовательную среду, позитивно влияющую на формирование познавательного интереса, должны быть соблюдены несколько условий: опора на активную мыслительную деятельность обучающихся, обучение на оптимальном уровне развития учеников, но при этом процесс обучения должен проходить в благоприятной эмоциональной атмосфере.

Литература

  1. Социальная среда [Электронный ресурс] // Психологическая энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: http://www.insai.ru/slovar/sotsialnaya-sreda.
  2. Александрова Е.А., Иванцова И.Е. Образовательное пространство и образовательная среда: сравнительный анализ понятий // Альманах «Продуктивное образование»: Педагогическая деятельность в продуктивном образовании / Под ред. Е.А.Александровой, В.А.Ширяевой. Вып.3. М.: Экшэн, 2005. С. 58-66.
  3. Крылова Н.Б. Образовательная среда // Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. М., 1995.
  4. Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школ. М., 1997.
  5. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. / Г.И.Щукина. - М.: Просвещение, 1979. - 160 с.
  6. Анатоль Франс. Цитаты, высказывания, афоризмы [Электронный ресурс]. URL: http://citatnik.eu/citaty-frans-4.shtml.