Проект по техническому конструированию «Огнеборцы»

Разделы: Работа с дошкольниками


Участники проекта: дети старшей группы (6 лет), родители, воспитатели, сотрудники МЧС.

Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий.

Сроки проведения: 1 месяц.

Количество участников проекта: 8 человек (2 детей, 4 родителей, 2 воспитателя).

Форма проведения: подгрупповая.

Актуальность

Каждый ребёнок с детства мечтает о том, кем он станет, когда вырастет взрослым. На свете много разных профессий, и каждая по - своему нужна и важна. На вопрос, какая профессия самая важная, каждый ответит по-разному. А какая самая трудная и напряженная, пожалуй, в первую очередь назовут тяжелые мужские специальности, вспомнят о военных, пожарных, спасателях, полицейских. Это они хотят стать, а если спросить чем они любят заниматься то, наверное, многие скажут конструировать. Дети - неутомимые конструкторы, их творческие возможности и технические решения остроумны, оригинальны. Младшие школьники учатся конструировать «шаг за шагом», что позволяет детям продвигаться вперёд в собственном темпе, пробуждает желание учиться и решать новые, более сложные задачи.

Работая с конструктором, можно строить модели и при этом обучаться, играя и получая удовольствие.

Конструирование способствует развитию мышления, ловкости, а также интеллекта, воображения и творческих задатков. Способствует формированию таких качеств, как умение концентрироваться, способность сотрудничать с партнером, и самое главное - чувство уверенности в себе.

Занятия конструированием не просто интересны ребятам, но и пробуждают их желание к дальнейшей работе и саморазвитию.

Актуальность проекта в том, что наряду с исследовательскими образовательными задачами в ходе реализации проекта у дошкольников формируются инженерно-технические представления, развивается техническое творчество, которое так актуально в наше время.

Новизна проекта заключается в том, что не только педагог работает над образовательными задачами, но происходит преемственность межу детским садом и семьёй, и уже совместно с родителями дома в ходе исследовательской деятельности, дети узнают о современной и противопожарной технике, о том, какое оборудование при этом используется.

Цель детская: Хотим узнать, какие инструменты и противопожарная техника используется для тушения пожара.

Продукт деятельности: современная противопожарная и спасательная техника.

Цель педагогическая: Развитие начальных предпосылок исследовательской и поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, способности добывать информацию с помощью взрослых и пользоваться ею через практическую деятельность. Познакомить детей с противопожарной и спасательной техникой.

Задачи проекта:

  • В ходе реализации проекта создать условия для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников как основы интеллектуально - личностного, творческого развития.
  • Формировать познавательные интересы и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности в целостном образовательном процессе.
  • Развитие у детей познавательной и речевой активности, мышления, коммуникативных навыков, обогащение словаря.
  • Развивать мыслительные способности детей: анализ, сравнение, обобщение, классификация, установление взаимосвязей, а так же техническое творчество в процессе сборки из конструктора техники для спасателей.
  • Способствовать совершенствованию конструктивных способностей посредством программирования моделей, приведение их в движение, обогащению и активизации конструктивного опыта детей.
  • Поощрять самостоятельность, инициативность, упорство при достижении цели, организованность, умение работать в коллективе, в паре, воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к результатам труда.

Ожидаемые результаты:

  • В ходе реализации проекта у дошкольников расширятся представления о современной противопожарной и спасательной технике, а также инструментах, которыми пользуются спасатели.
  • Обогатится словарный запас, разовьется связная речь, дошкольники приобретут уверенность в собственных силах.
  • У детей обогатится опыт создания различной техники из различных конструкторов, будет реализовано задуманное, создание современной противопожарной техники.
  • Родители вовлечены в образовательный процесс дошкольной организации, укреплена их заинтересованность в сотрудничестве, организованы совместные экскурсии в пожарную часть города.
  • Повыситься мотивация детей к совместной деятельности, что будет способствовать более интенсивному и гармоничному развитию познавательных процессов у дошкольников.
  • Создание инструментов и спасательной техники из различных видов конструктора, позволит каждому ребенку научиться презентовать свою работу, рассказать о ней и ее значении сверстникам.

Реализация проекта

На первом этапе реализации проекта была обозначена проблемная ситуация, которая заключалась в том, что во время прохождения темы «Профессии», дети недостаточно имеют представлений о профессии спасателя и инвентарем которыми они пользуются. Это героическая работа, о которой мечтают многие дети. В основном работа спасателя направлена на оказание помощи при стихийных бедствиях, наводнениях, пожарах, экологических катастрофах, авариях, чрезвычайных ситуациях. Для привлечения внимания детей к данной теме, воспитательница спросила у детей, у кого в семье есть пожарные, спасатели. Арсений сказал, что у него дядя работает пожарным. Добавил, что профессия пожарного, сейчас их называют спасателями, очень опасная и одна из самых важных. Эти смелые люди тушат пожары, рискуя своей жизнью. Дети заинтересовались этой темой, стали обсуждать, высказывать свои предположения, больше всех заинтересовались мальчики Арсений и Руслан, которых не покидали вопросы. Они захотели узнать, какие инструменты они используют во время спасательных работ? Почему пожарная машина красного цвета? Какое оборудование есть в пожарной части? И решили это выяснить. Так определилась тема проекта.

Исходя из интересов детей, мы предложили детям совместно с родителями в ходе проектной деятельности узнать и ответить на эти вопросы.

Была применена модель трех вопросов: Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Что надо сделать, чтобы узнать?

Вместе с детьми был разработан план действий, намечен продукт детской деятельности: спасательная и противопожарная техника из разного вида конструктора. Семьям предлагалось не только построить продукты деятельности, но и составить рассказы о своем модуле.

На втором исследовательском этапе в ходе исследовательской деятельности, бесед, занятий дети познакомились с историей возникновения спасательной и противопожарной техники. В группе воспитатели много рассказывали, беседовали, показывали интересные книги, энциклопедии, презентации и видеоролики «Профессия пожарный», фильмы о службе спасения, а также видео обзоры электронных конструкторов. Интерес всё больше разгорался, дети задавали много вопросов - им было интересно всё. Дети с удовольствием рассматривали картинки, обсуждали, спорили, предлагали свои ответы. Больше всего их интересовала различная техника для тушения пожара. Поэтому воспитателями группы была подготовлена презентация «Спасательная техника вчера и сегодня». Из неё дети узнали много нового из истории развития спасательной техники, как изобреталась и совершенствовалась пожарная техника, когда стали выпускать пожарные насосы, складные лестницы и даже когда был изготовлен первый пожарный автомобиль. Дома с мамами и папами смотрели мультфильмы: «Команда спасателей вперед», «Роботы пожарные», «Винтик спешит на помощь», в результате расширились представления о спасательной технике.

С родителями ходили на экскурсию в пожарную часть города, побывали в диспетчерской пожарной части, куда поступают звонки. Увидели инструменты, которыми пользуются во время тушения пожара. С огромным восхищением дети рассматривали пожарные машины. И узнали, что в машине есть насос, который подает воду и тушит пожар, услышали звук сирены, примеряли каску пожарного, посидели в кабине пожарной машины. Так же дети увидели спасательные аппараты, которые огнеборцы используют в задымленных местах. Закрепили знания о том, как надо вести себя при возникновении пожара, правила пожарной безопасности и поведения. Как правильно набирать номер телефона и сообщать о пожаре. Интерес всё больше разгорался, дети задавали много вопросов - им было интересно всё.

Для детей была проведена виртуальная экскурсия в пожарную часть, в ходе которой ребята смогли увидеть, как происходит подготовка пожарных к выездам. В начале экскурсии ребята посетили диспетчерскую, в которой обрабатывают входящие заявки на тушение пожаров, далее отправились в тренажерный зал и комнату отдыха, и, наконец, посетили стоянку пожарных машин. Далее дети увидели пожарное обмундирование и процесс облачения в него, так же узнали, что пожарный автомобиль - оперативное транспортное средство, оснащенное пожарно-техническим вооружением, оборудованием, используемым при пожарно-спасательных работах. Цветографические схемы пожарных автомобилей предусматривают окраску корпуса в красный цвет. Пожарный вертолет - предназначен для тушения пожара с воздуха методом водной бомбардировки (слива воды на подлежащий тушению пожар). Вертолет способен достигать недоступных для наземной пожарной техники и пожарных, речных и морских судов очагов пожара.

Во время виртуальной экскурсии у детей расширился словарный запас. После просмотра дети отвечали на вопросы, рассказывали о том, что увидели, называли инструменты, которыми используются спасатели.

После всех проведённых мероприятий мы приступили к обсуждению создания спасательной техники.

На третьем практическом этапе проходила непосредственная работа над созданием продуктов проекта - спасательная и пожарная техника. Родители поддержали идею проекта. Вначале воспользовались интернет ресурсами. Затем пригласили родителей. Они помогли нам создать схему конструкции. Собирать механизм пробовали из разных видов конструкторов. Для осуществления задуманного мы с детьми решили использовать разные наборы конструкторов: «Техник», «LEGO Wedo 2.0». Мальчишки с конструктором любят играть. Детали, болты, шестерёнки… Блестят у мальчишек глазёнки. Один выбирает по схеме детали, другому, задание важное дали. И вот, после долгих усердных трудов спасательная техника готова.

1. «Гидравлические ножницы»

Гидравлические ножницы были изготовлены из четырех пластин 15 см, соединенные фиксаторами. Мотор соединяется с помощью вала с шестеренкой. Работает он за счет главного блока (двигателя), который работает от батареек.

Назначение: Гидравлические ножницы - это специальное оборудование, обеспечивающее точную резку различных материалов, включая бумагу и картон, шины и покрышки, крупные литники на готовых изделиях из ПКМ.

2. «Пожарный вертолет»

Состоит из корпуса с четырьмя пластинами, квадратиков, уголков, кирпичиков. Установили мотор, соединили двумя шестернями, установили винт, винтовая шестерня приводит в движение две зубчатые шестерни. Они приводят в движение шкиф, Спускается (поднимается) спасательный крюк.

Назначение: предназначен для тушения пожара с воздуха методом водной бомбардировки (слива воды на подлежащий тушению пожар).

3. «Пожарная машина»

Его корпус состоит из двух больших пластин, длинных планок, кирпичиков, «смартхаб» с мотором. К мотору подсоединен блок зубчатых колес, соединенных приводами, с помощью которых машина выполняет движения. Специальная программа установлена на планшете, с её помощью можно управлять механизмом.

Назначение: Пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом, емкостями для хранения жидких огнетушащих веществ и средствами их подачи, предназначен для доставки личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования к месту пожара (аварии), тушения и проведения аварийно-спасательных работ.

На заключительном этапе особое внимание было уделено формированию у дошкольников способности презентовать результат своей деятельности. Было решено привлечь родителей к презентации и провести ее для детей из других групп и для их родителей, а также разместить информацию на страничке детсада.

В результате реализации проекта созданы условия для приобщения детей к техническому творчеству. У детей сформировались представления о робототехнике. Все участники проекта получили удовлетворение от совместной творчески-технической работы.