Процесс выявления целей и задач субъектов. Деятельность на уроках иностранного языка в системе профессионального образования в свете требования ФГОС СПО

Разделы: Иностранные языки


С точки зрения педагогики, целеполагание - это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (педагога и учащегося), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату.

Цель - это то, к чему стремятся, что надо осуществить. По масштабу цели можно разделить на локальные и глобальные. Традиционно на уроке ставится глобальная цель, т.е. цель которую невозможно достичь за один урок. Стратегические, глобальные цели образования изложены в законе РФ «Об образовании», в Национальной доктрине образования, в Концепции модернизации российского образования и других документах. Они диктуются требованиями общества, государства,

Глобальные цели - это ориентиры человеческой деятельности. Например, «интеллектуальное развитие учащихся», «овладение знаниями, необходимыми для практической деятельности». Если цель связана с конкретным уроком - это локальная цель.

Диагностичность цели означает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли эта цель. На уроке, как на традиционном, так и уроке современного типа, ставятся обучающая (образовательная) воспитывающая и развивающая цели. Умение согласования целей субъектов деятельности (учителя и ученика) является одним из критериев педагогического мастерства. При этом важно обеспечить ее понимание и принятие учащимися как собственной, значимой для себя. Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступит как субъективная. Возможные приемы целеполагания: - Тема-вопрос - план - Работа над понятием - Ситуация яркого пятна - Исключение - Домысливание - Проблемная ситуация - Группировка. - Прием «знаю - не знаю» - Подводящий диалог - Собери слово - Исключение - Проблема предыдущего урока. - Скрытая ошибка.

Легко заметить, что практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои. Цель необходимо записать на доске. Затем она обсуждается, при этом выясняется, что цель может быть не одна. Теперь необходимо поставить задачи (это можно сделать через действия которые будут выполняться: читать учебник, сделать конспект, слушать доклад, составить таблицу, выписать значения слов и так далее). Задачи также записываются на доске. В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого - формулируется домашнее задание.

Обязательными условиями использования перечисленных приемов является: - учет уровня знаний и опыта школьников; - доступность, т.е. разрешимая степень трудности; - толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных; - вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность. Некоторые приемы целеполагания, используемые мною на уроках.

На уроках можно использовать множество приемов целеполагания, которые имеются в методической литературе (вставить буквы, слова, знаки; найти ключевые слова, ошибки; собрать текст, восстановить; составить собственный текст, привести примеры, составить план, алгоритм и т.д.). Вот некоторые из приемов целеполагания, используемые мною на уроках: - Тема-вопрос- план действий. Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа.

Например, на 1 курсе (УМК «PlanetOfEnglish» при прохождении темы «Моя семья (модуль 2), урок» мною был задан вопрос «Вы хотите узнать, как выглядит моя семья (английского мальчика, семья твоего одноклассника, сказочного персонажа)?» Как это сделать?

  1. Посмотреть на семью учителя (учитель предъявляет свою коллекцию колокольчиков из разных городов России и зарубежья)
  2. Послушать рассказ о семье.
  3. Прочитать текст.
  4. Расспросить. Так формулируются конкретные учебные цели.

Работа над понятием: Учащимся предлагаю для зрительного восприятия лексические единицы и фотографии к ним по теме (УМК «PlanetOfEnglish», модуль 3 урок 2 курса по теме «Extreme sports») и прошу объяснить значение каждого слова. (quad racing, bungee jumping, volcano surfing, ice climbing, river bugging, extreme ironing). Далее, от значения слов определяем тему урока. На доске пишу виды речевой деятельности на уроке по теме: чтение текста, аудирование по теме, диалог-расспрос. Учащиеся определяют цель и задачи урока.

Подводящий диалог

На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Так, на 3 курсе (УМК «PlanetOfEnglish», при изучении модуля 2 урок по теме « Stress/Dealing with stress» во время диалога с учащимися после прочтения текста учебника про стресс, перевода статьи Выясняем, все ли пути выхода мы отметили. Исходя из этого, определяем цель и задачи урока.

Ситуация яркого пятна

Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур, грамматических конструкций одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Например, в 7 классе (УМК «PlanetOfEnglish») предлагаю лексики урока, предметов, относящихся к теме, предложения в Past Indefinite Tense, которые выделяю другим цветом и шрифтом: - I was cooking dinner at 5:30 pm yesterday. - He was watching the film when the phone rang. - While she was driving to work, I was walking down the street. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема, цель и задачи урока.

Группировка

Предлагаю детям разделить на группы ряд слов.( 5 класс «Spotlight»модуль 2 урок 2в) Например: Dogs, men, women children, boxes, feet, balls, leaves, sheep, cats. Фиксируя внимание детей на окончании некоторых слов «s»/es и отсутствия этих окончаний в некоторых словах, учитель просит детей определить задачи урока. Проблема предыдущего урока В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке.

Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать. Прием «знаю - не знаю» Предъявляю тему урока на 1 курсе «Gadget madness». На доске записано: Знаю…. Не знаю…. Хочу узнать … Учащиеся вспоминают, что они уже знают по этой теме с прошлого года, добавляют, чтобы они хотели узнать.

В разных классах возможны разные цели урока, в зависимости от уровня развития. На уроках можно употребить множество приемов целеполагания, которые подсказаны методической литературой (вставить буквы, слова, знаки; найти ключевые слова, ошибки; собрать текст, восстановить; составить собственный текст, привести примеры, составить план, алгоритм и т.д.).

Вот некоторые из таких приемов целеполагания.

  1. Лови ошибку! Думаю, что каждый учитель использует этот прием, который позволяет проверить лексико-грамматические знания. Упражнения или тест имеет ошибки, находя которые учащиеся закрепляют лексические и грамматические правила и определяют задачи и проблемы, которые они решают на уроке. Рассмотрим некоторые ошибки, которые следует избегать при планировании урока.
  2. Завышение цели урока. По масштабу цели можно разделить на локальные и глобальные. Традиционно на уроке ставится глобальная цель, т.е. цель которую невозможно достичь за один урок. Стратегические, глобальные цели образования изложены в законе РФ «Об образовании», в Национальной доктрине образования, в Концепции модернизации российского образования и других документах. Они диктуются требованиями общества, государства,
  3. Глобальные цели - это ориентиры человеческой деятельности. Например, «интеллектуальное развитие учащихся», «овладение знаниями, необходимыми для практической деятельности». Если цель связана с конкретным уроком - это локальная цель.
  4. Диагностичность цели означает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли эта цель. Подмена цели средствами урока. Зачастую учителя получают моральное удовлетворение не от результата урока, а от того, чем занимались на уроке дети. Посути дела идет подмена целей урока средствами их достижения. Например, на уроке «Sights of London» учитель показал целый фейерверк педагогических приемов, все дети были вовлечены в работу, урок хорошо оснащен наглядностью.

Вот только осталось неясным: а какой вывод сделали ученики? Формальный подход при постановке цели. Расплывчатость и неопределенность спроектированных учителем целей приводит к непониманию целей учителем и учениками. Постановка собственной цели учителя. Учащиеся цель не ставят, поэтому им может быть на уроке не интересно. Цель должна быть:

  1. Конкретна.
  2. Измеряема.

Это обозначает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель. Критерии измеримости бывают качественные и количественные.

  1. Достижима.
  2. Реальна.
  3. Ориентирована на результат.
  4. Ориентирована по времени.

Таким образом, целеполагание является важным этапом урока. От правильно поставленной и осознанной учащимися цели и задач урока, будет зависеть успешность образовательных результатов урока.

Список использованной литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. - М.: Просвещение, 23.02.07 с изм. 2022 года, https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_210443/ (дата обращения 28.03.2024г.).
  2. Мороз Н.Я. Конструирование технологической карты урока. Научно-методическое пособие. - Витебск, 2021.
  3. Маслыко Е.А. настольная книга преподавателя иностранного языка. - М.: «Высшая школа», 2020.
  4. http://mc/gimnazy 161.ru Формирование навыка целеполагания на уроке (дата обращения 28.03.2024г.).
  5. http: //www.eidos.ru/journal/2006/0822-1.htm Проблемы и технологии (дата обращения 28.03.2024г.).