Конспект урока по ОРКСЭ "Родной язык – душа и сущность народа"

Разделы: ОРКСЭ, Патриотическое воспитание


Цель: Осознание языка как части культуры и национального достояния.

Задачи:

  • вызвать интерес обучающихся к изучению и сохранению родного языка, воспитать уважение к культуре и традициям своего народа;
  • формировать бережное отношение к родному языку, чувство принадлежности к своим предкам, народу, культуре;
  • развивать стремления быть терпимым в обществе людей;
  • воспитывать интернационализм.

УУД:

  • Метапредметные:
    • познавательные: овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни;
    • коммуникативные: развивать способности слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи;
    • регулятивные: оценивает свои достижения на уроке.
  • Предметные: расширение представления о русском языке, его силе и возможностях, понимание особенностей языкового оформления, повышение культуры речи.
  • Личностные: способствовать формированию представления о связи языка и культуры народа, развитию эстетического чувства, осознанию языка как части культуры и национального достояния, воспитанию чувства любви к Отечеству, уважительного отношение к родному языку.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Дополнительные материалы

Организационный этап

Здравствуйте, ребята. Как вы думаете, какое значение имеет слово «здравствуйте»? Попробуйте найти значение этого слова в толковых словарях И.Даля, которые есть на ваших столах. Итак, в русском языке это слово имеет точное значение "приветствовать, желать здоровья". Действительно, слова здравствуйте, здоровье - однокоренные. А знаете ли вы, как приветствуют друг друга люди других народов нашей большой страны - Российской Федерации?

Высказывают свои предположения

Ищут значение слова в толковых словарях

Слайд 1

Например,
Иҫəнмеһегеҙ! - Исенмэхез - по-башкирски
Добры дзень! - по-белорусски
Сәлеметсіз бе - Салем бе! - по-казахски
Мендвт! - по-калмыцки
Саламатсызбы! - по-киргизски
Нани торова! - по-ненецки
Исәнмесез! - по-татарски
Зечбуресь! - по-удмуртски
Ыра кун пултар! - по-чувашски
Дорообо! - по-якутски
Слайд 2-3

Постановка целей

Ребята, тему урока вы сможете определить, расшифровав ребус

Разгадывают ребус (русский язык)

Слайд 4

Актуализация

В мире насчитывается свыше 6000 языков.
И все они являются для кого-то родными.

- Чем для любого человека является его родной язык?

Родной язык - это душа народа и его украшение. Почему так говорят?

В России насчитывается около 160 языков. В Тюменской области около 40.
В Тюмени и Тюменской области население не исконное, оно стало формироваться с конца 16 - начала 17 века. Люди, которые переезжали в наш край собственной воле или по «государственному набору», невольно приносили с собой диалекты. Переселенцы в основном были из северных губерний: Вологодской, Архангельской, Пермской. Как историческое подтверждение данного процесса выступают фамилии - Вологодский, Устюжанин (из Устюга), Сысольцевы (с Иссоли). Многие диалектные слова сохраняются до наших дней. Хотя сами диалекты в последнее время размываются.

- Как отличаются разные языки?
Корни русского языка уходят в глубокую древность. Много веков назад восточные славяне начали создавать свой языковой мир, и этот мир мы зовём сегодня русским языком. Киевская Русь говорила на древнерусском, он же стал основой церковнославянского литературного языка, а в семнадцатом веке начал формироваться русский национальный язык. Народ создавал свой язык, а язык влиял на становление характера самого народа.

Отвечают на вопросы
- Во многих литературных произведениях 18-19 веков писатели используют слова, которые в наше время произносятся по-другому. Давайте попробуем определить значение некоторых слов из сказок А.С.Пушкина.
Глаза-очи
Лоб - чело
Палец-перст
Губы-уста
Ланиты-щеки
Рамена - плечи
Десница - правая рука
Горница - комната
Авось - может быть

Высказывают свои предположения

Устанавливают соответствия

https://learningapps.org/display?v=pwpz4k87j24

- Ребята, раньше слова не только произносились по-другому, но и писали их, используя другие буквы. Старославянская кириллица - первая кириллическая азбука из 46 букв, сложившаяся на рубеже IX и X веков для записи старославянского и впоследствии церковнославянского языков.
По мере того, как славяне, в том числе и русские, осваивали свой язык и свою письменность, многие буквы отпадали за ненадобностью.

Делятся на группы, записывают основные отличия старославянской кириллицы и современной азбуки, вычеркивают буквы, которых нет в современной азбуке

Первичное усвоение новых знаний - Давайте сравним старославянскую кириллицу с современным алфавитом. Какие отличия вы наблюдаете? Предлагаю поработать в группах Слайд 7-8

Первичное закрепление

- В старославянском языке из-за использования кириллицы было распространено сочетание: ра, ла, ре. В современном русском языке эти сочетания заменились полногласием: оро, оло, ере. Попробуйте перевести старославянские слова на современный русский язык:
Страж = сторож
Брег = берег
Древо = дерево
Хлад=холод
Врата = ворота
Злато = золото
Драгой=дорогой
Град = город
Здравие = здоровье

Работают в паре, переводят слова старославянского языка на современный русский язык

Слайд 9-10

Итог урока

- А как вы думаете, почему на уроке мы сегодня изучали славянский алфавит, говорили о родном языке?
- Почему слово «здравствуйте» так исторически произносится?
- Каждому вручается «билетик на выход», где вам нужно написать, почему каждый человек должен знать историю своего языка

Высказывают предположения, заполняют «билетик на выход»

Слайд 11