Развитие устной и письменной речи на уроке немецкого языка по теме «Погода весной»

Разделы: Иностранные языки

Ключевые слова: немецкий язык


Основной целью изучения иностранного языка в школе является коммуникация, т.е. общение, которое предполагает владение всеми видами речевой деятельности - говорением, чтением, аудированием и письмом. Если перцептивные виды речевой деятельности - аудирование и чтение - требуют в основном знания и владения пассивным словарём, то овладение такими продуктивными видами речевой деятельности как говорение и письмо происходит путём совершенствования лексико-грамматической стороны речи, работы над синтаксическим оформлением предложения и текстопроизводством в устной и письменной форме.

Предлагаем разработку урока развития устной и письменной речи на немецком языке для уровня А2 по теме «Погода весной» и прилагаем презентацию для использования её на уроке.

Thema: Das Wetter im Frühling

Zielgruppe: A2, Jugendliche

Zeit: Zwei Unterrichtseinheiten je 45 Min. (insgesamt 90 Min.)

Lernziel: Die Schüler können über das Wetter im Frühling sprechen und schreiben.

Abkürzungen für Sozialformen: EA - Einzelarbeit, PA - Partnerarbeit, PL - Plenum

Презентация

Zeit

Unterrichts-phase

Teillernziel

Lernaktivität

Sozial-form

Medien / Hilfsmittel

2-3

Organisato-risches und Einstieg ins Thema

Schüler (weiter S.) können Vermutungen in Bezug auf das Thema anstellen.

S. vermuten anhand des Bildes, welches Thema im Unterricht behandelt wird.

PL

Folie 1

11-12

Wortschatz-arbeit:
1. Assozio-gramm

S. können Wörter zu angegebenen Teilthemen sammeln und eigene Teilthemen ergänzen.

S. ergänzen das Assoziogramm (auf dem Arbeitsblatt) - schreiben bekannte Wörter zu Teilthemen;

GA

Folie 2,
Arbeits-blatt

vergleichen dann die Wörter mit anderen Gruppen. PL

7-8

2. Sprichwort / Gedicht

S. können ihre Meinung zum Sprichwort / Gedicht äußern.

S. lesen das Gedicht und erklären es:
Was ist das Therma im Gedicht?
Warum weiß April nicht, was er will?
Wie ist das Wetter im April und im Frühling? (Wörter unbeständig, wechselhaft aufschreiben!)

PL

Folie 3

4-5

3. Online Spiel "Das Wetter"

S. können Bilder und Sätze einander zuordnen.

S. scannen den QR-Code und spielen online: ordnen Bilder und Sätze über das Wetter einander zu.

EA (PA) oder PL

Folie 4 mit dem Link und QR-Code zum Spiel,
online Spiel

7-8

Hörverstehen: Wetterbericht

S. können einzelne Infos dem Hörtext entnehmen (selektiv hören).

S. hören drei Wetterberichte (bei Bedarf zweimal) und lösen die Aufgabe auf dem Arbeitsblatt. Anschließend werden die Antworten im PL besprochen.

EA

PL

Folie 5 mit Audio,
Arbeits-blatt zu HV

4-5

Bewegungs-pause

S. können sich vom langen Sitzen erholen.

S. machen einem Schüler Bewegungsübungen nach.

PL

7-8

Wetteransage:
1. Arbeit mit der Wetterkarte: Das Wetter in Europa

S. können die Wetterkarte verstehen und sich über das Wetter in verschiedenen Städten Europas informieren.

S. scannen den QR-Code und gehen auf die Internetseite von Wetteronline.
S. besprechen das Wetter in verschiedenen Städten Europas in Kleingruppen.

GA

Folie 6 mit dem Link und QR-Code für die
Seite von Wetter-online

14-15

2. Sprechen: Wetterbericht

S. können einen Wetterbericht vorbereiten und ansagen.

S. bereiten in ihren Kleingruppen den Wetterbericht vor und benutzen dabei die Redemittel auf der Folie.
Vertreter der Gruppen machen die Wetteransage im PL.

GA

PL

Folie 7,
Wetterkarte als Unter-stützung

14-15

Kreatives Schreiben

S. können ein Elfchen zum Thema "Frühling" / "Das Wetter im Frühling" schreiben.

S. lesen die Elfchen auf der Folie und vermuten, warum solche Gedichte "Elfchen" heißen.
S. dichten ein Elfchen und gestalten / dekorieren das Blatt mit dem "Gedicht". Die Lehrkraft hilft bei Bedarf mit Formulierungen.
S. machen eine Ausstellung von ihren Blättern und lesen ihre Elfchen vor.

PL

EA

PL

Folie 8,
bunte Blätter oder Karten und Stifte für die "Gedichte"

4-5

Evaluation

S. können ihre Arbeit und ihren Lernfortschritt im Unterricht einschätzen.

S. beantworten die Fragen der Lehrkraft für sich selbst und im Plenum:
Was Neues habt ihr heute gelernt und erfahren?
Könnt ihr euch über das Wetter informieren?
Könnt ihr eine Wetteransage verstehen und machen?
Haben euch die Elfchen voneinander gefallen?
Was möchtet ihr weiter zum Thema "Wetter im Frühling" lernen / erfahren?

EA


PL

1-2

Abschluss
HA

S. danken einander für die Arbeit im Unterricht und schreiben die Hausaufgabe auf.

PL

Folie 9

Ниже следуют краткие пояснения и методические рекомендации к проведению урока.

На первом этапе урока (слайд 1) ученики знакомятся с изучаемой темой, отображённой в заголовке и иллюстрации. Чтобы заинтересовать учащихся можно скрыть заголовок, предъявляя лишь картинку, и попросить детей угадать тему урока.

На втором этапе (слайд 2) происходит активизация лексики по теме «Весна» с помощью заполнения ассоциограммы. Задание предполагает групповую работу. Можно придать этому заданию соревновательный характер: записать как можно больше слов по предлагаемым мини-темам за определённый отрезок времени. При проверке названные другой группой слова вычёркиваются. Побеждает команда, у которой осталось больше слов.

После активизации знакомой лексики тема весны сужается, и учащимся предлагается поговорка о погоде весной (слайд 3). Эта поговорка наводит учащихся на мысль о переменчивости весенней погоды и в дальнейшем на углубление в эту тему.

Расширение лексического запаса по теме «Погода весной» происходит в игровой форме. Детям предъявляется онлайн игра «Das Wetter» (Погода) (слайд 4) на соотнесение готовой фразы о погоде с соответствующей картинкой. Таким образом закрепляется лексико-грамматическая структура с визуальным образом изучаемого явления. Онлайн игра может проходить как в индивидуальной и парной форме при помощи сканирования QR-кода, так и фронтально со всем классом, если у детей нет технической возможности отсканировать QR-код.

Поскольку целью нашего занятия является продуктивная речь (устная и письменная), то образец такой речи представляет собой задание на аудирование (слайд 5). Учащиеся слушают короткие прогнозы погоды и выполняют задание на множественный выбор.

Для создания собственного прогноза погоды детям необходима актуальная информация о погоде в Европе, которую они могут найти в Интернете с помощью QR-кода или ссылки/названия Интернет страницы, если учащиеся имеют возможность работать на компьютере (слайд 6). Задание выполняется в группе. В качестве опоры учащиеся получают рабочий листок (слайд 7) с клише для заполнения их найденной информацией. Каждая группа составляет свой прогноз погоды, а затем 1-2 представителя рассказывают его перед классом (с опорой на карту погоды и при необходимости с опорой на записи). Работая в группе, учащиеся могут распределить обязанности по силам (поиск погоды в конкретном городе, заполнение текста-образца своей информацией, выступление перед публикой). Учитель таким образом реализует принцип индивидуальности и посильности в обучении.

В заключение урока предлагается задание на творческое письмо (слайд 8). Таким видом письма на уровне А2 выступает создание так называемого «Elfchen» (от немецкого elf - одиннадцать), напоминающего белый стих. Это особый вид расположения информации, состоящей из 11 слов. В первой строке пишется одно слово. Как правило, это название «стихотворения» или слово (чаще существительное), отражающее смысл произведения. Во второй строке располагаются 2 слова, в третьей - 3, а в четвёртой - 4. Завершается «стихотворение» одним словом, которое служит выводом, логическим завершением или обозначением темы и главного смысла произведения. Перед началом творческой работы учащимся предлагаются примеры Elfchen и анализируется структура «стихотворения». Как правило, дети с охотой пишут «свои стихи», реже творят вдвоём. После этого творческого задания организуется выставка "Elfchen", красочно оформленных на листах цветной бумаги и украшенных собственными рисунками или смайликами.

В конце урока проводится рефлексия, подводятся итоги работы. Учитель благодарить детей за активную и продуктивную работу на уроке (слайд 9).

В заключение хотелось бы отметить, что устная речь является в данном случае подготовленной. К продуктивной речи - сообщение прогноза погоды - мы пришли через повторение словаря по теме «Погода», слушание метеопрогнозов, работу с картой погоды и обсуждение погоды в разных городах Европы в группах, составление прогноза погоды с опорой на речевые клише. Творческая письменная речь - написание Elfchen - явилась результатом наблюдения и анализа предлагаемых образцов и написанием аналогичного «стихотворения». Соблюдение структуры предложения в подобного вида задании не являлось самоцелью, т.к. любой ученик мог ограничиться словами и словосочетаниями для выражения своих мыслей. Но именно это позволило ученикам сконцентрироваться на лексической стороне речи и сжато, буквально двумя-тремя словами донести до слушателей и читателей свои чувств, эмоции, видение природы весной.