Основной целью изучения иностранного языка в школе является коммуникация, т.е. общение, которое предполагает владение всеми видами речевой деятельности - говорением, чтением, аудированием и письмом. Если перцептивные виды речевой деятельности - аудирование и чтение - требуют в основном знания и владения пассивным словарём, то овладение такими продуктивными видами речевой деятельности как говорение и письмо происходит путём совершенствования лексико-грамматической стороны речи, работы над синтаксическим оформлением предложения и текстопроизводством в устной и письменной форме.
Предлагаем разработку урока развития устной и письменной речи на немецком языке для уровня А2 по теме «Погода весной» и прилагаем презентацию для использования её на уроке.
Thema: Das Wetter im Frühling
Zielgruppe: A2, Jugendliche
Zeit: Zwei Unterrichtseinheiten je 45 Min. (insgesamt 90 Min.)
Lernziel: Die Schüler können über das Wetter im Frühling sprechen und schreiben.
Abkürzungen für Sozialformen: EA - Einzelarbeit, PA - Partnerarbeit, PL - Plenum
Zeit |
Unterrichts-phase |
Teillernziel |
Lernaktivität |
Sozial-form |
Medien / Hilfsmittel |
2-3 |
Organisato-risches und Einstieg ins Thema |
Schüler (weiter S.) können Vermutungen in Bezug auf das Thema anstellen. |
S. vermuten anhand des Bildes, welches Thema im Unterricht behandelt wird. |
PL |
Folie 1 |
11-12 |
Wortschatz-arbeit:
|
S. können Wörter zu angegebenen Teilthemen sammeln und eigene Teilthemen ergänzen. |
S. ergänzen das Assoziogramm (auf dem Arbeitsblatt) - schreiben bekannte Wörter zu Teilthemen; |
GA |
Folie 2,
|
vergleichen dann die Wörter mit anderen Gruppen. | PL | ||||
7-8 |
2. Sprichwort / Gedicht |
S. können ihre Meinung zum Sprichwort / Gedicht äußern. |
S. lesen das Gedicht und erklären es:
|
PL |
Folie 3 |
4-5 |
3. Online Spiel "Das Wetter" |
S. können Bilder und Sätze einander zuordnen. |
S. scannen den QR-Code und spielen online: ordnen Bilder und Sätze über das Wetter einander zu. |
EA (PA) oder PL |
Folie 4 mit dem Link und QR-Code zum Spiel,
|
7-8 |
Hörverstehen: Wetterbericht |
S. können einzelne Infos dem Hörtext entnehmen (selektiv hören). |
S. hören drei Wetterberichte (bei Bedarf zweimal) und lösen die Aufgabe auf dem Arbeitsblatt. Anschließend werden die Antworten im PL besprochen. |
EA PL |
Folie 5 mit Audio,
|
4-5 |
Bewegungs-pause |
S. können sich vom langen Sitzen erholen. |
S. machen einem Schüler Bewegungsübungen nach. |
PL |
|
7-8 |
Wetteransage:
|
S. können die Wetterkarte verstehen und sich über das Wetter in verschiedenen Städten Europas informieren. |
S. scannen den QR-Code und gehen auf die Internetseite von Wetteronline.
|
GA |
Folie 6 mit dem Link und QR-Code für die
|
14-15 |
2. Sprechen: Wetterbericht |
S. können einen Wetterbericht vorbereiten und ansagen. |
S. bereiten in ihren Kleingruppen den Wetterbericht vor und benutzen dabei die Redemittel auf der Folie.
|
GA
PL |
Folie 7,
|
14-15 |
Kreatives Schreiben |
S. können ein Elfchen zum Thema "Frühling" / "Das Wetter im Frühling" schreiben. |
S. lesen die Elfchen auf der Folie und vermuten, warum solche Gedichte "Elfchen" heißen.
|
PL
EA
PL |
Folie 8,
|
4-5 |
Evaluation |
S. können ihre Arbeit und ihren Lernfortschritt im Unterricht einschätzen. |
S. beantworten die Fragen der Lehrkraft für sich selbst und im Plenum:
|
EA
|
|
1-2 |
Abschluss
|
|
S. danken einander für die Arbeit im Unterricht und schreiben die Hausaufgabe auf. |
PL |
Folie 9 |
Ниже следуют краткие пояснения и методические рекомендации к проведению урока.
На первом этапе урока (слайд 1) ученики знакомятся с изучаемой темой, отображённой в заголовке и иллюстрации. Чтобы заинтересовать учащихся можно скрыть заголовок, предъявляя лишь картинку, и попросить детей угадать тему урока.
На втором этапе (слайд 2) происходит активизация лексики по теме «Весна» с помощью заполнения ассоциограммы. Задание предполагает групповую работу. Можно придать этому заданию соревновательный характер: записать как можно больше слов по предлагаемым мини-темам за определённый отрезок времени. При проверке названные другой группой слова вычёркиваются. Побеждает команда, у которой осталось больше слов.
После активизации знакомой лексики тема весны сужается, и учащимся предлагается поговорка о погоде весной (слайд 3). Эта поговорка наводит учащихся на мысль о переменчивости весенней погоды и в дальнейшем на углубление в эту тему.
Расширение лексического запаса по теме «Погода весной» происходит в игровой форме. Детям предъявляется онлайн игра «Das Wetter» (Погода) (слайд 4) на соотнесение готовой фразы о погоде с соответствующей картинкой. Таким образом закрепляется лексико-грамматическая структура с визуальным образом изучаемого явления. Онлайн игра может проходить как в индивидуальной и парной форме при помощи сканирования QR-кода, так и фронтально со всем классом, если у детей нет технической возможности отсканировать QR-код.
Поскольку целью нашего занятия является продуктивная речь (устная и письменная), то образец такой речи представляет собой задание на аудирование (слайд 5). Учащиеся слушают короткие прогнозы погоды и выполняют задание на множественный выбор.
Для создания собственного прогноза погоды детям необходима актуальная информация о погоде в Европе, которую они могут найти в Интернете с помощью QR-кода или ссылки/названия Интернет страницы, если учащиеся имеют возможность работать на компьютере (слайд 6). Задание выполняется в группе. В качестве опоры учащиеся получают рабочий листок (слайд 7) с клише для заполнения их найденной информацией. Каждая группа составляет свой прогноз погоды, а затем 1-2 представителя рассказывают его перед классом (с опорой на карту погоды и при необходимости с опорой на записи). Работая в группе, учащиеся могут распределить обязанности по силам (поиск погоды в конкретном городе, заполнение текста-образца своей информацией, выступление перед публикой). Учитель таким образом реализует принцип индивидуальности и посильности в обучении.
В заключение урока предлагается задание на творческое письмо (слайд 8). Таким видом письма на уровне А2 выступает создание так называемого «Elfchen» (от немецкого elf - одиннадцать), напоминающего белый стих. Это особый вид расположения информации, состоящей из 11 слов. В первой строке пишется одно слово. Как правило, это название «стихотворения» или слово (чаще существительное), отражающее смысл произведения. Во второй строке располагаются 2 слова, в третьей - 3, а в четвёртой - 4. Завершается «стихотворение» одним словом, которое служит выводом, логическим завершением или обозначением темы и главного смысла произведения. Перед началом творческой работы учащимся предлагаются примеры Elfchen и анализируется структура «стихотворения». Как правило, дети с охотой пишут «свои стихи», реже творят вдвоём. После этого творческого задания организуется выставка "Elfchen", красочно оформленных на листах цветной бумаги и украшенных собственными рисунками или смайликами.
В конце урока проводится рефлексия, подводятся итоги работы. Учитель благодарить детей за активную и продуктивную работу на уроке (слайд 9).
В заключение хотелось бы отметить, что устная речь является в данном случае подготовленной. К продуктивной речи - сообщение прогноза погоды - мы пришли через повторение словаря по теме «Погода», слушание метеопрогнозов, работу с картой погоды и обсуждение погоды в разных городах Европы в группах, составление прогноза погоды с опорой на речевые клише. Творческая письменная речь - написание Elfchen - явилась результатом наблюдения и анализа предлагаемых образцов и написанием аналогичного «стихотворения». Соблюдение структуры предложения в подобного вида задании не являлось самоцелью, т.к. любой ученик мог ограничиться словами и словосочетаниями для выражения своих мыслей. Но именно это позволило ученикам сконцентрироваться на лексической стороне речи и сжато, буквально двумя-тремя словами донести до слушателей и читателей свои чувств, эмоции, видение природы весной.