Военные корреспонденты Великой Отечественной войны

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа, Классное руководство, Патриотическое воспитание, Классный час «Поговорим о главном», Конкурс «Немеркнущий подвиг народа» (Великой Отечественной войне посвящается)

Ключевые слова: Великая Отечественная война 1941-1945 гг., военные корреспонденты


Единица содержания: исследование деятельности военных корреспондентов в годы войны.

Цель:

Обучающий аспект:

  • познакомить учащихся с деятельностью военных фотокорреспондентов в годы ВОВ
  • выяснить, какую роль играла деятельность военкоров в годы войны и на современном этапе.

Развивающий аспект:

  • способствовать развитию навыков учащихся обобщать полученные знания, анализировать, делать и обосновывать выводы.

Воспитывающий аспект:

  • способствовать воспитанию чувств патриотизма и уважение к событиям и людям нашей истории.
  • способствовать формированию навыка рассматривать события с различных точек зрения.
  • формировать понимание необходимости и важности вклада каждого в общее дело.
  • охарактеризовать героизм советских людей разных профессии.

Тип мероприятия: Интерактивная познавательная игра.

Ход мероприятия

1. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности

Задача: обеспечение мотивации, актуализация знаний
Методы: репродуктивный, продуктивный (выбрать один или оба метода)
Форма работы: фронтальная, индивидуальная, парная. групповая (выбрать, возможно, несколько)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент
Сообщение о важности мероприятия.
Представление ведущих (Текст ведущих в Приложении «Текст выступления ведущих»).

Внимательно слушают

2. Усвоение новых знаний

Задача: обеспечение восприятия и осознания нового материала
Методы: репродуктивный, продуктивный (выбрать один или оба метода)
Форма работы: фронтальная, индивидуальная, парная. групповая (выбрать, возможно, несколько)

Деятельность ведущих

Деятельность учащихся

- ведущие предлагают просмотр видео ряда с фотографиями военных корреспондентов на песню гимна военных корреспондентов в исполнении Леонида Утесова (ссылка открывается при нажатии на фотографию Л.Утесова) - формулируют тему мероприятия
- погружают одноклассников в тему, рассказывают о военных корреспондентах. - внимательно смотрят презентацию и слушают рассказчиков
- делят класс на команды для игры «Что? Где? Когда?». Зачитывают правила игры. - выбирают и представляют капитанов команд
Играют в игру «Что? Где? Когда?», знакомятся с правилами игры

- ведущие проводят игру и ведут подсчет баллов

- отвечают на вопросы игры

3. Этап подведения итогов урока на рефлексивной основе - 5 мин.

Задача: обеспечение оценки собственной деятельности с учетом поставленных в начале урока целей
Методы: репродуктивный, продуктивный (выбрать один или оба метода)
Форма работы: фронтальная, индивидуальная, парная. групповая (выбрать, возможно, несколько)

Деятельность ведущих

Деятельность учащихся

Предлагают почувствовать себя в роли военного корреспондента и оформить боевой листок

Каждая команда получает «боевой листок» с набором фотографий для оформления (Приложение «Оформление боевого листка»). Темы боевых листков: «Вставай страна огромная», «Великие битвы великих героев», «Здесь недавно была война», «Весна победы».
Каждая команда от имени военных корреспондентов составляет воззвание к народу, оформляет фотографиями по своей теме.
Выступление представителей команд с зачитыванием текстов боевых листков.

Презентация. Текст выступления ведущих

Слайд 1: Добрый день, ребята! Давайте начнем нашу встречу с небольшого видео. Это песня из репертуара Леонида Утесова - великого советского певца и дирижера известнейшего в стране оркестра. Посмотрите на кадры, послушайте слова и попробуйте догадаться, о чем мы сегодня будем говорить.

Просмотр видео, обсуждение предположений.

Слайд 2: Великая Отечественная. Мы, потомки того военного поколения, видим ее глазами кинооператоров и фотокорреспондентов. За четыре года войны ими сделано сотни тысяч фотоснимков, снято три с половиной миллиона метров кинопленки. Полтора часа из каждых суток военных лет остались на кинопленке.

Слайд 3: Уже на второй-третий день после объявления войны корреспонденты были на фронте. Издали войну не снимешь. Поэтому корреспонденты отправлялись на передовую и снимали из окопов, смотровой щели танка, въезжающего первым на поле боя, из кабины самолета и через амбразуру дзота, из окна горящего здания.

Слайд 4: В период Сталинградской битвы фронтовые операторы впервые столкнулись со съемкой уличных боев. На войне не отменялись законы профессионального мастерства. Вместо личной безопасности корреспонденты заботились о правильной экспозиции и техническом качестве отснятого материала.

Слайд 5: Тысячи метров пленки, снятые операторами, вошли в документальный фильм "Разгром немецко-фашистских войск под Москвой". Фильм, вышедший на экраны 18 февраля 1942 года, получил Государственную премию СССР и премию американской Академии киноискусства "Оскар" как лучший фильм года.

Слайд 6: У Второй мировой войны был собственный, яркий символ в фотографии - это снимки Евгения Ананьевича Халдея, который прошел со своей камерой всю войну от Москвы до Берлина. Он сумел запечатлеть на своих снимках эту страшную эпоху от объявления о нападении Германии на Советский Союз до Нюрнбергского процесса.

Слайд 7:Одной из самых знаменитых фотографий Евгения Халдея является фотография «Первый день войны». В тот роковой для нашей страны день он был в Москве проездом и вдруг заметил, что люди выходят на улицу и собираются у репродуктора.

Он поспешил к ним со своим фотоаппаратом и сумел запечатлеть на снимке уникальную картину: обступив репродуктор со всех сторон, люди с напряженными лицами слушают обращение к ним Молотова о том, что началась война.

Слайд 8: Во многих газетах мира была опубликована и другая его знаменитая фотография - это снимок ефрейтора Марии Шальневой, которая регулировала движение военной техники неподалеку от Рейхстага в Берлине.

Слайд 9: Подготовка к этому легендарному снимку началась еще в Москве, куда Евгений Халдей приехал для того, чтобы подготовить тот самый флаг со звездой, серпом и молотом. Он прилетел в Берлин 2 мая 1945 года. По пути наткнулся на нескольких бойцов, и попросил их помочь забраться на крышу для того, чтобы водрузить флаг. Поднявшись по перекореженным лестницам, они на чердаке уже захваченного здания нашли древко для знамени. Пока бойцы прилаживали победное знамя, Евгений Халдей сумел найти наиболее выгодный ракурс и, в результате, отснял две кассеты. Вскоре легендарная фотография «Знамя над Рейхстагом» была опубликована во всех центральных газетах страны и в зарубежных печатных изданиях, став настоящим символом Победы.

Слайд 10: Они сражались за Родину оружием и словом. Писатели, ставшие на время Великой Отечественной войны военными корреспондентами, были в гуще страшных событий. Благодаря их таланту, запечатленному на пожелтевших листках передовиц, мы можем представить, какой ценой далась Победа. Война стала тем периодом в истории литературы и журналистики, когда все устоявшиеся жанры, стили, тематика подчинились одной центральной теме - объединению всех сил во имя достижения Победы. Творчество, вдохновение, талант стали такими же средствами борьбы, как боеприпасы и техника.

Слайд 11: С первых дней войны он находился в действующей армии: был собственным корреспондентом газет «Красноармейская правда», «Красная звезда», «Правда», «Комсомольская правда», «Боевое Знамя». Симонов был сыном своего времени, чувствовал его запросы и откликался на них. Журналистскому мастерству начинающий прозаик Симонов учился у товарищей по оружию. Но по оперативности добывания материала он не имел равных. За творческую плодовитость корреспондента Симонова ещё до войны сравнивали с комбайном: литературные очерки и фронтовые репортажи сыпались из-под его пера как из «рога изобилия». Пытливый и неугомонный, он всегда рвался в самую гущу событий. А как он умел чувствовать? Его стихотворение «Жди меня, и я вернусь» бойцы бережно хранили в нагрудном кармане - рядом с партбилетом и фотографией своих родных.

Слайд 12: Твардовский былспециальным корреспондентом фронтовой печати он участвовал в Великой Отечественной войне с первых её дней. Писал очерки, стихи, фельетоны. Осенью 1942 года он находился на участке фронта под Ржевом, где сражалась дивизия полковника К.Н. Константиновича. Под впечатлением увиденного было написано стихотворение "Я убит подо Ржевом", а также главы "Бой в болоте" к поэме "Василий Теркин". Кстати, героя одноименной поэмы многие бойцы считали реальным человеком, хотя сам автор признавался, что в образе Василия Теркина он собрал все самые лучшие качества советского солдата: силу, мужество, беспощадность к врагам, с одной стороны, и доброту, смекалку, чувство юмора и душевность, с другой.

Слайд 13: В годы Великой Отечественной войны Борис Полевой находился в действующей армии в качестве корреспондента «Правды», в том числе на Калининском фронте (1942). Он первым написал о подвиге 83-летнего крестьянина Матвея Кузьмича Кузьмина, повторившего, по мнению писателя, подвиг Ивана Сусанина. Славу и Сталинскую премию этому военному корреспонденту принесла написанная за 19 дней «Повесть о настоящем человеке», посвящённая подвигу лётчика А.П. Маресьева.

Слайд 14: Этот советский татарский поэт и журналист, военный корреспондент через год после начала войны был захвачен в плен и переправлен в концлагерь Шпандау. Даже в тех чудовищных условиях он не переставал писать стихи. В концлагере Муса Джалиль организовал подполье, которое готовило массовый побег заключенных. К сожалению, заговор побега был раскрыт, а Мусу Джалиля казнили.

Слайд 15: Александр Фадеев был военным корреспондентом Совинформбюро и газеты "Правда". По заданию редакции он часто выезжал на фронт. В январе 1942 года на Калининский фронт, который вёл упорные бои в районе Ржева. Первой его работой был очерк "Боец", в котором он описал подвиг красноармейца Якова Падерина, посмертно получившего звание Героя Советского Союза. Именно Фадеев описал страшные дни блокады Ленинграда в одном из своих произведений. А сразу после войны он опубликовал роман «Молодая гвардия» о юных героях Краснодона, создавших подпольную организацию, успешно действовавшую в тылу врага.

Слайд 16: Во время Великой Отечественной войны Михаил Шолохов в звании полковника был военным корреспондентом Совинформбюро и газет «Красная звезда» и «Правда». Он участвовал в боях под Смоленском (Западный фронт), на Волге, прошёл фронтовыми дорогами до границы с Германией, был под Кёнигсбергом.

В годы войны он опубликовал целый ряд фронтовых очерков, 22 июня 1942 года в газете «Правда» вышел рассказ «Наука ненависти», а в мае 1943 года «Правда» и «Красная Звезда» опубликовали в нескольких номерах первые главы «Они сражались за Родину». Именно эта книга станет одним из литературных воплощений подвига советского народа в годы войны.

Слайд 17: Во время Великой Отечественной войны Аркадий Гайдар находился в действующей армии в качестве корреспондента «Комсомольской правды». Он успел написать всего 4 военных очерка «У переправы», «Мост», «У переднего края», «Ракеты и гранаты», потому что после окружения частей Юго-Западного фронта в районе Умань - Киев уже в сентябре 1941 попал в партизанский отряд Горелова. В отряде был пулемётчиком и героически погиб осенью 1941 года, приняв огонь на себя во время и дав тем самым отступить боевым товарищам. Так он спас их жизни ценой своей.

Слайд 18: Ну а теперь предлагаем вам ответить на вопросы нашей викторины «Что? Где? Когда?».

Ведущие меняются ролями, переход на игру (Презентация. Что? Где? Когда? Военные корреспонденты) через гиперссылку с фотографии военных корреспондентов на слайде 18.

Правила игры: Ребята. Мы произвольно разбили вас на 2 или 4 команды. Каждая команда по очереди делает ход. На каком вопросе остановится стрелка, тот и открывается. На обдумывание ответа дается 1 минута. За каждый правильный ответ дается 1 балл. До ответа основной команды на листках, без озвучивания принимаются ответы других команд. Если они дали верный ответ после озвучивания ответа основной команды, но им также засчитывается 1 балл. После каждого ответа происходит переход хода. Начинаем!

Вопросы на слайдах презентации.

Подсчет баллов. Участники команды-победительницы получают 5 по истории.

Смена ведущих. Возвращение на основную презентацию.

Слайд 19 Организация рефлексии: Ребята, предлагаем вам попробовать себя в роли военных корреспондентов. Каждой команде мы предлагаем боевые листки. Они уже подписаны. Вам нужно подобрать к ним 2-3 соответствующие заявленной теме фотографии и создать текст обращения к бойцам из 3-5 предложений. Для оформления боевого листка используйте примерные шаблоны-инструкции, но не забывайте и о влиянии доверительного настроя на восприятие письменного текста! У вас 5 минут для выполнения этого задания!

Ученики выполняют задание и вывешивают боевые листки на доску, зачитывают их.

Темы боевых листков: «Вставай, страна огромная!», «Великие битвы великих бойцов», «По дорогам войны», «Да здравствует Победа!» (Приложение. Шаблон боевого листка)

Приложение. Оформление боевого листка