Работа учителя-логопеда с детьми с расстройствами аутистического спектра в дистанционном формате

Разделы: Логопедия, Дополнительное образование

Ключевые слова: дистанционное обучение, дети с расстройствами аутистического спектра


В настоящее время, из-за сложившейся сложной оперативной обстановки в Белгородской области, возникла необходимость в дистанционном формате обучения для детей. Получив запросы от некоторых родителей, перед нами возникла задача осуществить подготовку и проведение дистанционных логопедических занятий с детьми с расстройствами аутистического спектра. При расстройствах аутистического спектра (РАС) наблюдаются нарушения развития средств коммуникации и социальных навыков, аффективные расстройства, трудности развития активных взаимоотношений с внешней средой, установка на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность поведения у детей. РАС характеризуются особым системным нарушением психического развития ребенка, проявляющимся в становлении его аффективно-волевой сферы, в когнитивном и личностном развитии.

Логопедические онлайн-занятия проводились на платформе Сферум, а также в следующих мессенджерах: Telegram, WhatsApp и Viber (по желанию родителей) с использованием мультимедийных презентаций. Длительность занятий: 30 минут. Подбор материала осуществлялся с опорой на уровень речевого развития конкретного ребенка и цели плана занятий. Цели занятий ставились в соответствии с планом индивидуальных коррекционно-развивающих занятий.

Приведем пример занятий с ребенком дошкольного возраста с РАС. Логопедические дистанционные занятия проводились с ним в мессенджере Telegram.

Иван Ш., 5 лет. РАС, задержка психического развития, ТНР.

На первом занятии Иван продемонстрировал нежелательное поведение из-за изменения привычного для него формата обучения. Учебный стереотип поведения в новой среде был сформирован за несколько уроков. Оказалось, что ребёнку очень нравится выполнять в самом начале занятия вместе с мамой артикуляционную гимнастику. Её мы включили в структуру онлайн-занятий.

Структура занятия конкретно для данного ребёнка была следующей:

  1. Артикуляционная гимнастика. В назначенное время звонила мама Ивана по Telegram, мы подключались и Иван начинал выполнение артикуляционных упражнений по карточкам, которые учитель-логопед показывал на камеру.
  2. Основная часть. На данном этапе велась коррекционно-развивающая работа с Иваном по обогащению словарного запаса, развитию грамматического строя речи и связной речи. Все задания были представлены в виде ярких и красочных картинок с использованием анимации, так как известно то, что для детей с РАС очень важна наглядность в обучении. Во время онлайн-занятия мать мальчика всегда была рядом с ним. Повторяя вопросы учителя-логопеда, она помогала сосредоточить внимание сына на необходимых деталях.
  3. Итог занятия. Отправка сообщения с домашним заданием. На данном этапе мы прощались с ребёнком, и мама давала ему поощрение - шоколадное яйцо киндер.

Обобщив результаты нашей дистанционной работы с Иваном по развитию речи, можно утверждать, что онлайн-занятия конкретно с данным ребёнком были эффективны. Удалось научить Ивана развернуто отвечать на вопросы логопеда. Например, при выполнении задания: «Что лишнее? Объясни», Иван стал способен дать правильный ответ, объяснить почему этот предмет лишний, а также обобщить все остальные предметы в группы по признакам (посуда, одежда, мебель и т.д.).

Однако, дистанционный формат обучения имеет также свою проблематику. Вряд ли онлайн-обучение может заменить «живое» общение особенного ребёнка с педагогом. Полный переход на дистанционное обучение, отсутствие у детей с расстройствами аутистического спектра возможностей общаться со знакомыми людьми: учителями, тьюторами - могут привести к «откату» в плане общения, и при возвращении к очной форме обучения может возникнуть необходимость заново формировать учебное взаимодействие, сотрудничество ученика и учителя.

Использованные источники

  1. Андреева С.В. Дистанционная логопедическая работа с младшими школьниками с расстройствами аутистического спектра и интеллектуальными нарушениями // Специальное образование. 2021. №2 (62). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnaya-logopedicheskaya-rabota-s-mladshimi-shkolnikami-s-rasstroystvami-autisticheskogo-spektra-i-intellektualnymi (дата обращения: 21.05.2024).
  2. Залега Ю.М. Учимся дома или как помочь своему ребенку, если он обучается дистанционно с применением интернет-технологий: учебно-методическое пособие для родителей - Красноярск: Красноярский краев. ин-т повышения квалификации и проф. переподгот. работников образования, 2010. - 121 с.
  3. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей: метод. Разработка. - М.: Теревинф, 2006.
  4. Сандрикова В.С. Логопедические игры и упражнения для развития речи у детей с расстройствами аутистического спектра. - М.: Редкая птица 2019.