Возраст обучающихся: 6-7 лет.
Цель: углубить представления обучающихся о ценности семьи и соблюдении добрых традиций, объединяющих родных и близких.
Задачи:
- Пробудить интерес к своей родословной, традициям и увлечениям своей семьи.
- Воспитывать любовь и уважение к родителям, преданности своей семье.
- Способствовать сплочению классного коллектива, коллектива обучающихся и родителей.
Планируемые результаты
Личностные:
- осознать необходимость изучения темы занятия;
- следовать установке поставленной задачи;
- учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности;
- учиться выражать свое мнение.
Метапредметные:
Регулятивные:
- самостоятельно ставить перед собой цели;
- контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания;
- способность слушать, наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Познавательные:
- работать с разной информацией и ориентироваться в ней;
- уметь группировать объекты;
- делать выводы в результате совместной работы.
Коммуникативные:
- развивать умение сотрудничать со сверстниками при работе в группе;
- развивать умение принимать коллективное решение;
- донести свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной речи.
Методы: проектный, игровой.
Форма проведения: семейная гостиная.
Участники: обучающиеся, родители.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, оформленная выставка «Добрым людям на загляденье!» из личных вещей семей обучающихся (фамильные реликвии), оформленная книжная полка «Вместе весело читать!» (любимые книги из домашних библиотек обучающихся), презентации PPT (викторины «Семья», «Семья на страницах книг»), творческие продукты обучающихся - семейные альбомы, фломастеры, заготовка для проведения рефлексии (лепестки ромашки).
Подготовительная работа: выполнение проекта «По страницам семейного альбома».
Ход занятия
I. Организационный момент
Педагог: - Добрый день, уважаемые родители, дорогие мои ребята! Очень приятно, что мы собрались сегодня вместе в нашей семейной гостиной.
II. Вступительная часть. Формулирование темы занятия
Педагог: - Ребята, сейчас я загадаю вам загадки, отгадайте их. Постарайтесь предположить тему нашего разговора.
(дети отгадывают загадки)
Загадки
Кто загадки отгадает,
Тот своих родных узнает:
Кто-то маму, кто-то папу,
Кто сестренку или брата,
А узнать вам деда с бабой -
Вовсе думать-то не надо!
Все родные, с кем живете,
Даже дядя или тетя,
Непременно вам друзья,
Вместе вы - одна… (семья).Полистаю я странички:
Здесь - коричневые птички,
Здесь - мы с бабушкой в лесу,
Здесь - котёнка я несу.
С мамой фото соберём -
Вставим в мой...(альбом)
Обучающиеся: Семейный альбом.
III. Основная часть
Педагог: 2024 год объявлен в России Годом семьи. Семья - это дом, это папа и мама, бабушка и дедушка. Это те люди, с которыми всегда рядом очень тепло и уютно. В каждой семье свои ценности и традиции, которые помогают сохранить любовь, уважение. Ребята, в течение нескольких недель мы с вами говорили о значении семьи в нашей жизни (реализация проекта «По страницам семейного альбома»). Ваши мамы и папы помогали нам с вами провести занятия. Дома с родителями вы изучали свою родословную, узнали больше о профессии родителей. Вы создали свой альбом, в котором есть самая важная информация о вашей семье. У нас сегодня есть возможность полистать страницы ваших семейных альбомов.
Педагог: Ребята, почему альбом называют семейным?
Обучающиеся: В семейном альбоме находятся фотографии самых близких людей: родителей, бабушек, дедушек, братьев, сестер…Семейный альбом передается в семье из поколения в поколение.
Педагог: Для чего люди создают семейный фотоальбом?
Обучающиеся: Чтобы сохранять память о своих родственниках.
Педагог: До того времени как у человека появилась возможность создавать цифровые снимки, к фотосессиям готовились заранее, а бумажные фотокарточки бережно хранили и передавали из поколения в поколение. В настоящее время мы можем быстро сделать фотоснимок, в большом количестве, обработать в компьютерных программах. Но в каждом доме наверняка можно найти милый старомодный альбом, созданный бабушкой и дедушкой. Каждая фотография в альбоме хранит свою историю. В каждой фотографии запечатлён момент из прошлого. Что такое фотография? Это возможность вернуться назад, в прошлое, вспомнить прекрасные и счастливые моменты в жизни своей семьи. Семейный альбом - это история каждой семьи, сокровище, который нужно бережно хранить и передавать своим детям и внукам.
Педагог: Давайте пролистаем страницы ваших семейных альбомов.
Работа на занятии проводится по тематике проекта «По страницам семейного альбома». Каждая неделя была тематической. В течение недели детям и родителям были предложены задания для совместной работы: найти информацию о своем имени, изучить родословную своей семьи, узнать о родственнике, чье имя вписано в историю России и т.д.).
Тематические недели.
- «Что в имени тебе моём?»
- «Моя родословная».
- «Профессии моей семьи».
- «Моя семья в истории России».
- «Вместе весело читать».
- «Традиции семьи».
- «Добрым людям на загляденье!»
Педагог: Ребята, с родителями вы проделали большую и важную работу - узнать больше о своей семье. Каждому человеку при рождении дается имя. Вы узнали, что ваше имя означает, почем вас так назвали, в честь кого. Давайте вспомним, что означают ваши имена. Я называю имя каждого из вас, а вы говорите, что оно означает.
(Александр - «защитник», Алексей - «покровитель, защитник», Арина - «покой, умиротворение», Виктория - «победа», Екатерина - «чистая», Ева - «та, которая дает жизнь, Тимофей - «почитающий Бога», Никита - «победитель» и т.д.)
Педагог: Молодцы! А сейчас проведем викторину по теме нашего мероприятия. Родители помогают своим деткам ответить на сложные вопросы. (Презентация 1).
Дети и родители отвечают на вопросы викторины.
Педагог: Молодцы!
Дом - семья - любовь моя.
Нет и слов прекрасней.
В доме, где живёт семья.
Вот где наше счастье.
Если взять Любовь и Верность,
К ним добавить чувство Нежность,
Все умножить на года,
То получится - СЕМЬЯ!
Педагог: А теперь, дорогие родители и ребята, покажите свои семейные древа. У кого - то они получились небольшие, а кто - то смог создать довольно большое. В каждом семейном альбоме можно найти фотографии, которые связаны с памятью поколений. Знать свои корни, историю семьи - это важно. В каждой семье есть родственник, который внес вклад в развитие нашей страны. Есть герои, защищавшие нашу страну в разные годы. Это ветераны, участники Первой мировой войны, Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., локальных войн. В некоторых семьях сохранились фотографии и информация о родственниках, которые воевали в Первую мировую войну. И несколько таких фотографий вы принесли сегодня, чтобы мы смогли увидеть людей, которые смогли, рискуя своей жизнью, спасти нашу страну, обеспечив будущим поколениям, нам с вами, мирное небо над головой. Никогда нельзя забывать наших героев! Про прапрадедушку Вики, которая обучается с нами, Е.Д.Гриценко издана целая книга! Называется она «Пока в груди стучит сердце…» (издательство «Сибирское книжное издательство», 2011 г.). Эта книга содержит 249 страниц и рассказывает о жизни Героя Советского Союза Ефиме Дмитриевиче Гриценко.
Выставка изображений генеалогических древ, созданных каждой семьёй. Презентация книги о знаменитом родственнике семьей Смородиных (Приложение 1).
Педагог: Одна из страниц вашего семейного альбома называется «Профессии в моей семье». Несколько родителей приходили к нам на занятие и рассказывали о своих профессиях, роде деятельности. Дома вы с родителями беседовали о том, где и кем они работают. Вы смогли многое узнать. Теперь давайте рассмотрим страницы ваших альбомов.
Я приглашаю вас в страну профессий ваших родителей. Ребята, я вам загадаю загадки о профессиях. Если вы узнали профессии ваших родителей, то поднимаете руку и называете эту профессию.
Педагог заранее подбирает загадки о профессиях родителей обучающихся.
Если заболело ухо,
Если в горле стало сухо.
Не волнуйся и не плачь -
Ведь тебе поможет …(врач)Он приучает детишек к порядку,
Он проверяет ребячьи тетрадки.
Научит детей и писать, и читать,
И складывать цифры, и вычитать. (Учитель)Феном, щеткой и расческой
Ловко сделает прическу. (Парикмахер)Правила движения
Знает без сомнения.
Вмиг заводит он мотор,
На машине мчит... (шофер)С ним, наверно, вы знакомы.
Знает он про все законы.
Не судья, не журналист.
Всем совет дает... (юрист) и т.д.
Педагог: Ребята, отгадайте загадку.
В этом слове, как известно,
Все, что делать интересно.
Спорт, коллекции и чтение -
Это наши... (увлечения)
В каждой семье есть свои традиции и увлечения. И семейный альбом хранит фотографии, на которых они запечатлены.Как вы знаете, одним из занятий в семье является чтение. Пока дети еще маленькие, книжки им читают родители, бабушки и дедушки, старшие сестренки и братишки. Но среди вас есть те, которые уже умеют читать, и это очень здорово! Одна из страниц вашего альбома называется «Вместе весело читать». На дом я задавала задание - читать с родителями книги, а потом выбрать одну, саму любимую, и принести ее сегодня в нашу семейную гостиную. Сейчас я попрошу родителя и ребенка сесть за парту и нарисовать обложку к той сказке, которая вам понравилась больше всего.
Родители выполняют совместную работу вместе с детьми.
Педагог: Тема семьи есть во многих сказках, рассказах, стихотворениях… Сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы викторины «Семья на страницах книг».
(Презентация 2)
Педагог: Во многих семьях существует традиция праздновать дни рождения, отмечать праздники, разные знаменательные даты. В каждой семье есть свои особенные праздники, которые являются важными для всех ее членов.
Родители и дети рассказывают о традициях своей семьи, которые отобразили в проектных работах.
Педагог: В наших семьях живут настоящие мастера, у которых руки не знают скуки! И очень замечательно, что внуки продолжают традиции и учатся семейным секретам. Ребята, на занятиях мы с вами знакомились с различными народными промыслами, изучали роспись русского народа - Хохлому, Гжель, Городец и др. Делали с вами тряпичных куколок - оберегов. Мы беседовали о том, как жили в старину наши предки, что они носили, из каких блюд состояла их трапеза, какие обряды они соблюдали. В каждой семье сохранились предметы быта, одежда или декоративные изделия, которые отражают эпоху, в которую жили ваши прадедушки, прабабушки. Сегодня мы с вами и родителями оформили замечательную выставку, которая называется «Добрым людям на загляденье!» Сколько же здесь разных семейных реликвий! (Приложение 1)
IV. Итог занятия. Рефлексия
Педагог: Посмотрите свои семейные фотоальбомы, приведите их в порядок, храните память о наших предках. Постарайтесь создать и сберечь эту уникальную традицию, чтобы память о нас жила вечно. Мы на время закроем наши семейные альбомы. Но я верю, что страницы его будут пополняться. Ведь жизнь продолжается.
Издавна символом семьи на Руси является красивый цветок ромашка. У меня в руках лепестки этого цветка. Я попрошу каждого из вас взять по лепестку, подумать и написать то качество, которое необходимо, чтобы каждая семья жила долго и счастливо.
Родители помогают детям написать слова, обозначающие качества членов семьи (ответственность, любовь, нежность, забота, доверие и т.д.)
Наш коллектив тоже можно назвать семьей. Пусть эти добрые слова станут спутником для нас: в жизни, в общении, в семье, в учебе.
Педагог: В каждой семье есть свой уникальный рецепт блюда. Одно из ваших заданий было - помочь маме, папе или бабушке приготовить что-нибудь вкусное из вашей семейной книги рецептов. И сегодня у нас чаепитие. Приглашаем всех к столу!
Источники