Формирование читательской грамотности первоклассников при обучении чтению

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Ключевые слова: обучение чтению, читательская грамотность


СЛАЙД 1

«Читать - это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое - вот в чём главное дело».
К.Д.Ушинский

Презентация

Вопрос беглого выразительного и осознанного чтения всегда волновал педагогов, так как чтение - один из важнейших и необходимых компонентов развития речи и условия дальнейшего успешного обучения.

СЛАЙД 2

«Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

Читательская грамотность состоит из трёх компонентов: техника чтения, смысловое чтение, использование информации, полученной из текста.

Важнейшим умением становится умение понимать, анализировать и использовать любую поступающую информацию. Таким образом, акцент в образовании смещается со сбора и запоминания информации на овладение навыком её правильного применения.

Формирование читательской грамотности в 1 классе - это одна из актуальных задач современного образования, так как уроки обучения грамоте, а затем уроки литературного чтения служат первой ступенью литературного образования.

СЛАЙД 3

Навык чтения имеет две стороны: техническую и смысловую. Техническая сторона: способ чтения, выразительность, темп чтения. А смысловая: понимание прочитанного. Эти стороны очень тесно взаимосвязаны между собой.

Давайте с вами вспомним о причинах, которые мешают детям достичь необходимой беглости и осознанности чтения. А затем рассмотрим некоторые упражнения, которые я использую на уроках чтения в 1 классе.

СЛАЙД 4

Почему школьник испытывает трудности в понимании прочитанного материала? Что такое «понимание»?

Понимание - способность осмыслять, постигать содержание, смысл, значение чего-либо.

Понимание текста - умственная деятельность, в результате которой содержание текста становится доступным читающему.

Наиболее часто встречающиеся проблемы, связанные с детским непониманием:

  1. Незнание лексического значения слов или искажённое их понимание.
  2. Отсутствие сосредоточенности - механическое чтение.
  3. Непонимание задания.
  4. Низкая скорость чтения и чтение с ошибками.

И действительно, дети, которые имеют низкую скорость чтения и читают с ошибками, зачастую не понимают смысл прочитанного, не могут извлечь необходимую информацию из текста, затрудняются кратко пересказать содержание, не могут делать выводы на основе прочитанного.

СЛАЙД 5

Почему же у школьников возникает проблема со скоростью чтения?

1. Природный темп деятельности.

Если ребёнок медлителен, немножко «копуша», а темп занятий высок, но он не успевает и легко устаёт, говорит о том, что его природный темп деятельности имеет невысокую скорость. И вины ребёнка в этом нет.

Темп деятельности - это скорость, с которой работают психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление, воображение. Это количество операций, действий, движений, которые выполняет человек за единицу времени. Темп деятельности, являясь врождённым, определяет насколько быстро человек работает, запоминает, рассматривает, представляет, думает над решением задачи и, конечно, читает. Но, хотя темп деятельности и является врождённым устойчивым свойством нервной системы, включаясь в самые разнообразные виды деятельности, он может постепенно изменяться в течении жизни.

2. Регрессии.

Регрессия - это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Этот недостаток самый распространённый. Некоторые читатели незаметно для себя читают дважды любой текст - как лёгкий, так и трудный. При чтении текста с регрессиями глаза совершают движения назад, хотя никакой необходимости в этом нет. Данные действия происходят из-за привычки, отсутствия внимания и кажущимися трудностями текста.

3. Отсутствие антиципации.

Антиципация - предвосхищение, смысловая догадка. Если у ребенка не развито умение догадываться по смыслу, ему будет необходимо каждый раз дочитывать каждое слово до конца, чтобы осмыслить фразу, осознать содержание прочитанного.

4. Нарушение артикуляции.

Артикуляторный аппарат не дает возможности произнести вслух слова в нужном темпе.

  1. Неправильное дыхание.
  2. Малое поле зрения.

Поле зрения - участок текста, чётко воспринимаемый глазами при одной фиксации. Так как у детей поле зрения мало, их глаза делают много фиксаций. Необходимо расширять поле зрения, чтобы взгляд фиксировал не 1-3 буквы, а целое слово или несколько слов.

5. Уровень организации внимания.

Роль внимания при чтении так же велика, как и в других видах человеческой деятельности. Очень часто внимание младшего школьника рассеивается, он не может сконцентрировать, сосредоточить внимание.

6. Уровень развития памяти.

Развитие техники чтения тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти. Что это значит? Часто можно наблюдать такую картину. Ребенок читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав до третьего - четвертого слова - забыл первое слово. Поэтому он не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью.

Для развития и совершенствования навыка чтения первоклассников на уроках обучения грамоте и литературного чтения, необходимо регулярно выполнять специальные упражнения, двигаясь от простого к сложному. Такая комплексная работа обязательно приведёт к положительному результату.

Хочу рассказать о некоторых упражнениях, которые я использую на уроках чтения для совершенствования техники чтения учащихся.

СЛАЙД 6

С самых первых уроках начинаю работать над произношением. Здесь мною проводится работа над дикцией и постановкой дыхания. Упражнения над дикцией включают в себя: артикуляционную гимнастику, постановку голоса и дыхания (чтение шепотом, чтение разными голосами и т.д.), чтение скороговорок (прошу прочитать с разной интонацией), чистоговорок.

«Жужжащее чтение» - это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать своим одноклассникам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Время выполнения - пять минут.

СЛАЙД 7

Чтение слоговых таблиц разной сложности.

Чтобы повысить скорость чтения, важно тренировать ребёнка воспринимать слог как единое целое, как основу прочтения слова. Для этого я использую таблицы слогов. Сначала используются таблицы с простыми слогами, затем переходим к более сложным, состоящим из трёх-четырёх букв. Читающим ребятам предлагаю таблицы со словами в один слог, в два и более слогов.

СЛАЙД 8

Так же детям предлагаются таблицы, где буквы, слоги или слова перемешаны. Нужно найти заданную цель и обвести или закрасить. Данные упражнения помогают детям концентрировать внимание.

СЛАЙД 9

Упражнения на расширение поля зрения.

Большинство детей в 1 и 2 классе читают по слогам или небольшими словами. Широкий угол и поле зрения позволяют захватывать взглядом фразы, предложения, даже небольшие абзацы. Другими словами, ребенок читает и сразу видит текст дальше, воспринимая его подсознательно.

Помогают расширить поле зрения словесные пирамиды.

Слова располагаются на разном расстоянии друг от друга. Начинать чтение нужно с верхнего уровня, постепенно спускаясь вниз, держа в фокусе обе стороны пирамиды. Это задание довольно сложное. Проводить тренировку нужно индивидуально, у каждого ученика на столе должна лежать карточка с таблицей, чтобы ничего не отвлекало.

СЛАЙД 10

Больше всего моим ученикам нравится работать с текстами.

За основу я взяла тексты из Рабочей тетради «Чтение: от текста к смыслу» и зкомплекта ЧТЕНИЕ серии «Учение без мучения», автор Галина Михайловна Зегебарт. Всего в этой серии три книги, но я пользуюсь только этой.

На первый взгляд может показаться, что тексты очень сложные, но тем они и интересней. В них присутствуют элементы антиципации, деформированные буквы, анаграммы и слова-перевёртыши. Работа по их дешифровке в процессе чтения требует от ребёнка мгновенной реакции. Для подобного рода деятельности требуется включение дополнительных отделов мозга и увеличение скорости взаимодействия между ними. Поэтому работа с подобными текстами является прекрасной гимнастикой для ума. Кроме того, если ребёнок научился читать тексты с разного рода помехами, то чтение обычных текстов станет для него лёгким и приятным.

СЛАЙД 11

Анаграммы - слова, буквы в которых переставлены местами. Они выделены в тексте подчёркиванием. Заглавные буквы в них указывают на то, что зашифрованное в данной анаграмме слово, либо является первым в предложении, либо - именем собственным. Внутри анаграмм могут переставляться как слоги, так и отдельные буквы. В 1 предложении №120 первое слово «Озеро» представлено в виде анаграммы, поэтому буква «О» - начальная для предложения.

В текстах встречаются предложения, включающие антиципацию (предугадывание форм слов при отсутствии в них отдельных фрагментов; например, окончаний). Например в 1 предложении № 120 форма слова «большое» угадывается на основании формы последующего слова «озеро».

В текстах имеются слова-перевёртыши, изображение которых перевёрнуто на 180 градусов. Они дополнительно усложняют чтение за счёт изменения оптических осей. В тексте слова-перевёртыши выделены серым фоном, их следует читать справа налево. В том же самом 1 предложении №120 таким словом является слово «самое».

После прочтения можно провести работу на понимание прочитанного. Дети отвечают на вопросы:

  1. Какое озеро больше Байкала?
  2. Как называется река, которой пополняется Байкал?
  3. В какой части Африки расположен Байкал?

Вам представлены комбинированные тексты. В них встречаются все выше перечисленные элементы. Но прежде чем начать работу с такими текстами, сначала необходимо научиться читать слова и предложения с каждым видом деформации.

СЛАЙД 12

Так же вы можете увидеть текст, сложенный из деформированных букв. Мысленное восстановление графического образа букв при чтении подобных текстов - ещё одно упражнение, направленное на улучшение техники чтения и скорейший переход к его понятийной, смысловой стороне. 1 предложение № 121 «Слонёнок, попугай, удав и мартышка жили в Африке.».

На первом этапе упражнения нужно показать детям, используя стандартное изображение любой буквы, за счёт чего на буквах образовался дефект с помощью небольшой бумажной полоски. Можно выполнить задание по восстановлению букв.

Познакомив детей с изображением букв, можно переходить ко второму этапу - чтению отдельных слов, предложений, а затем и текстов.

После прочтения текста, задаём вопросы на понимание прочитанного:

  1. Про каких животных говорится в тексте?
  2. Где жили друзья?
  3. Они часто собирались вместе?
  4. Над чем животные смеялись?
  5. Кто больше всех любил прыгать через скакалку?

СЛАЙД 13

Так же использую и «Зашумлённые» тексты - на такие тексты накладываются различные «решётки» или «паутинки». Решётка или паутинка закрывает некоторые буквы, но дети всё равно должны его прочитать, ориентируясь на оставшиеся буквы. Техника и скорость чтения повышается за счёт расширения периферийного зрения. Первоклассник учится читать целыми словосочетаниями, далее предложениями.

См. продолжение статьи