Методическая разработка интерактивного занятия "Изучать, знать, охранять: морские млекопитающие"

Разделы: Биология, Конкурс «Использование рабочих листов на уроке и дома»


Методическая разработка интерактивного занятия «Изучать, знать, охранять: морские млекопитающие» предназначена для учителей биологии, педагогов дополнительного образования и направлена на развитие представлений учащихся о морских млекопитающих. Может быть использована на уроках и во внеурочной работе.

Актуальность. В курсе биологии 7(8)-го класса на изучение млекопитающих разных систематических групп отводится совсем мало времен. Такие темы, как «Основные группы млекопитающих. Ластоногие и Китообразные. Млекопитающие родного края», в разделе «Животные и человек» - темы «Воздействие человека на животных в природе: прямое и косвенное», «Красная книга России. Меры сохранения животного мира».

В связи с недостаточностью времени, необходимого для изучения данного материала, в целях расширения знаний учащихся о морских млекопитающих Приморского края, методах их изучения и охраны, а также знакомстве с профессиями, связанными с биологией, и был разработано интерактивное занятие «Изучать, знать, охранять: морские млекопитающие».

Цель методической разработки: оказание помощи учителям биологии, педагогам дополнительного при проведении урока / занятия с обучающимися 7-9 классов по темам «Морские млекопитающие», «Красная книга России. Меры сохранения животного мира».

Использование методической разработки способствует достижению у учащихся следующих компетенций:

  • ценностно-смысловых: видеть, понимать мир (окружающую действительность), принимать научные знания как ценности; выбирать ценностные, целевые и смысловые установки для своих действий;
  • учебно-познавательных: умение ставить цель и организовывать её достижение в ходе занятия; умения организовать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности, задавать вопросы, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
  • коммуникативных: умение формулировать и выражать свои мысли, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять коммуникативное взаимодействие с окружающими людьми в процессе общения, совместного выполнения заданий;
  • природоведческих: умение применять полученные знания, навыки и умения для обеспечения экологически безопасный образ жизни для человека и окружающего его мира, ответственность и способность творчески решать насущные экологические задачи.

Методическая разработка позволит педагогам:

  • расширить приёмы и методы учебной и вне учебной работы;
  • закрепить и конкретизировать учебный материал;
  • развивать индивидуальные познавательные интересы и наклонности учащихся;
  • повысить мотивацию учащихся к процессу обучения.

Цели урока: углубление знаний обучающихся о группе морских млекопитающих, формирование представления о науках и методах изучения животных.

Задачи:

  • познакомить с существенными отличительными внешними признаками некоторых морских млекопитающих,
  • продолжить формирование представлений о науках и методах изучения животных,
  • расширить представления о профессиях биологической направленности;
  • способствовать развитию познавательной активности и творческих способностей, обучающихся;
  • способствовать развитию умения работать в группе;
  • продолжить формирование ответственности и бережного отношения к миру природы, осознанию своей значимости в решении экологических проблем.

Тематическое направление: учебно-познавательное.

Целевая аудитория: возраст 13-16 лет, 7-9 класс.

Длительность занятия: от 45-60 минут.

Рекомендуемое место проведения: класс, аудитория.

Роль и место занятия в системе работы учителя-предметника: на уроке в рамках изучения темы «Млекопитающие», «Красная книга России. Меры сохранения животного мира», во время проведения внеурочных мероприятий, посвященных дню российской науки 8 февраля, Всемирному дню китов 19 февраля, Международному дню биологического разнообразия 22 мая, Всемирному дню моржа 24 ноября.

Оборудование и ресурсы: компьютер с доступом в Интернет (для демонстрации видеосюжета), проектор, программа для считывания QR кодов в сотовых телефонах, распечатанные листы с заданиями и маршрутные (рабочие) листы - один комплект на каждую группу (Приложения 1-3), рефлексивные листы (для каждого участника) ручки, линейки, песочные часы на 3, 5 и 10 минут, Красная книга Приморского края (России, региона).

Планируемые результаты: в ходе проведения урока (занятия):

  • Предметные: уметь отличать типичных представителей морских млекопитающих, работать с картой.
  • Личностные: формирование и развитие познавательного интереса к изучению природы, научного мировоззрения, элементов экологической культуры, эстетическое восприятие объектов природы, умение применять полученные знания в практической деятельности.
  • Метапредметные:
    • коммуникативные: умение формулировать и выражать свои мысли, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять коммуникативное взаимодействие с окружающими людьми в процессе общения, совместного выполнения заданий;
    • познавательные: понимать информацию незнакомого текста (основной мысли основной и дополнительной информации), извлекать нужную информацию из незнакомого текста, осуществлять рефлексию своих действий; делать обобщения, выводы, умение применять и преобразовывать знаки и символы, схемы для решения познавательных задач, смысловое чтение.
    • регулятивные: действовать по плану; управлять своей познавательной деятельностью; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Для проведения урока используются следующие методы:

Интерактивный метод - установление в ходе урока взаимодействия не только между учителем и учениками, но и между группами или отдельными обучающимися, что побуждает и повышает интерес учащихся к обучению, что способствует созданию на уроке комфортной для учеников среды; повышает эффективность усвоения материала.

Частично-поисковый, или эвристический метод: учитель организует работу школьников в выполнении отдельных этапов поиска, конструирует задание, расчленяет его вспомогательные, намечает шаги поиска, а учащиеся осуществляют его самостоятельно, актуализируя наличные знания, мотивируя свои действия.

Метод развития критического мышления направлен на развитие самостоятельного, творческого, логического мышления.

Метод рефлексии - осознание обучающимся своей деятельности.

Результативность интерактивного занятия. Занятие было разработано в 2020 г., за это время в мир морских млекопитающих погрузились около 170 учащихся. Анализ рефлексивных листов показал, что все учащиеся узнали больше о морских млекопитающих, методах их изучения, поняли, что нужно делать, чтобы их сохранить, как работать с фотографиями, картами. Практически 85% учащихся отметили, что было трудно работать с картой, считать километры, пройденные китом, а удивились - тому расстоянию, что прошла серый кит Варвара.

Сценарий проведения урока

1. Актуализация знаний учащихся о млекопитающих, их особенностях по сравнению с другими позвоночными животными.

Беседа по вопросам (3 мин.):

  • Перечислите основные внешние признаки млекопитающих.
  • Назовите, какие вы знаете экологические группы млекопитающих (типично наземные млекопитающие, наземно-древесные млекопитающие, подземные млекопитающие, летающие млекопитающие, водные млекопитающие, полуводные млекопитающие и околоводные млекопитающие).

2. Введение в тему знания (3 мин.).

Под руководством учителя определение темы, цели и основных задач урока: «Попробуйте угадать, о каких животных идет речь: к этой группе млекопитающих относятся и белый медведь, и синий кит, жизнь всех ее представителей связана с водой, в процессе эволюции некоторые из них полностью потеряли связь с сушей, и даже свое потомство рождают в воде, а 19 февраля на всей Земле отмечают их день».

Затрудняетесь? Вам в помощь - ребус! (на экран изображение ребуса (приложение 4).

Учащиеся отгадывают словосочетание «морские млекопитающие» - тему урока.

Учитель просить учащихся назвать цель урока, и какие задачи будут решаться в ходе урока.

3. Организационный момент (1 мин.): распределение учащихся на группы по 3-4 человека, разъяснение о правилах работы групп (совместная работа, каждая группа получает следующее задание только после выполнения предыдущего задания, о необходимости соблюдения хронометража), правильном заполнении маршрутных листов, времени выполнения заданий, продолжительности занятия, подведении итогов.

4. Проведение урока.

4.1. Работа групп с заданиями, заполнение маршрутных листов (Приложение 1). В начале каждого задания дается краткая информация, которая поможет выполнить его:

  • № 1 «Знакомьтесь, морские млекопитающие!» - о морских млекопитающих, особенностях, кто к ним относится. Учащимся необходимо расшифровать QR-коды, сопоставить описание с изображениями животных.
  • № 2 «Науки и профессии» - в этом задании, отгадывая кроссворд, команда узнает о профессиях и специальностях биологической направленности.
  • № 3 «Методы изучения животных» - выполняя задание, участникам придется постараться, чтобы правильно назвать тот или иной метод, изображенный на фотографии.
  • №4 «Путешествие Варвары» - учащимся предстоит пройти по карте путь, который совершила серый кит Варвара и который открыл ученым неизвестные страницы жизни серых китов благодаря методу мечения (спутниковый передатчик).
  • №5 «По страницам Красной книги» - участники, листая страницы Красной книги Приморского края, узнают о видах морских млекопитающих и причинах сокращения их численности.

4.2. Группы получают задания, выполняют их, ответы вносят в свои маршрутные (рабочие) листы (Приложение 2). На выполнение каждого задания дается определенное количество времени, которое указано в маршрутных листах. Ведущий (учитель или волонтер-старшеклассник) ведет хронометраж выполнения заданий.

4.3. Совместная проверка выполненных заданий (7 мин.) Участники групп озвучивают свои ответы по каждому заданию. (Приложение 3). Команды определяют, у кого больше правильных ответов (каждый правильный ответ - 1 балл).

Обмен впечатлениями об открытиях, заданиях, трудностях и др.

5. Подведение итогов, рефлексия участников (10 мин.).

Список литературы

  1. Морские млекопитающие России / ПАО «НК «Роснефть». - Москва, 2023. - 375, [1] с. : ил. - (Серия «Экологические атласы морей России»).
  2. Болтнев А.И., Болтнев Е.А., Сидоров Л.К., Жариков К.А. Береговые наблюдения и спутниковое прослеживание миграций косаток и белух в Охотском море в летне-осенний период 2018 года // Труды ВНИРО. 2020. №. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/beregovye-nablyudeniya-i-sputnikovoe-proslezhivanie-migratsiy-kosatok-i-beluh-v-ohotskom-more-v-letne-osenniy-period-2018-goda (дата обращения: 08.10.2021).
  3. Красная книга Приморского края: Животные. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных / Биолого-почвенный институт ДВО РАН; Ответственный редактор В. А. Костенко. - Владивосток: АВК «Апельсин», 2005. 408 с.
  4. Прасолова Е.А., Беликов Р.А., Рябов А.А., Литовка Д.И. Результаты фотоидентификации белух d elphinapterus leucas Анадырского лимана Берингова моря // Известия ТИНРО. 2014. №. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rezultaty-fotoidentifikatsii-beluh-d-elphinapterus-leucas-anadyrskogo-limana-beringova-morya (дата обращения: 10.01.2020).
  5. Рожнов В.В. Программа изучения ареала охотско-корейской популяции серого кита (Eschrichtius robustus) с использованием спутниковой телеметрии. Москва, 2009. URL: (дата обращения: 20.01.2020).

ФОТОГРАФИИ: авторы/источники

  • №1, 6 - Кауфман И.Н.
  • №2 - Ратников А.
  • №3, 5, 7, 8, 10, 12 - [1]
  • №4 - Николай Гернет 24 ноября 2022
  • №9 - [2]
  • №11 - [4]