Цель: познакомить детей с профессией «Хлебороба», содержанием труда и сложностями выбора этой профессии; создать ситуацию развития в процессе совместной познавательной деятельности детей представление о ценности хлеба.
Планируемые результаты
- Предметные: формировать умение работать с информацией: умение найти и извлечь необходимую информацию из текста; интерпретировать, осмысливать и оценивать её.
УУД:
- Регулятивные: формировать умение ставить учебную задачу, формировать у обучающихся умения оценивать и осуществлять контроль по образцу.
- Коммуникативные: Развивать практические умения и навыки учащихся, потребность в получении новых знаний.
- Познавательные: уметь извлекать информацию при работе с текстом о ценности и значимости хлеба; формировать мыслительные операции, умение аргументировать свои высказывания; умение осмысливать и оценивать.
Личностные: формировать познавательный интерес к новому учебному материалу; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; воспитывать уважение к хлебу и труду хлеборобов.
Образовательные ресурсы: компьютер, презентация, карточки с текстом и заданиями.
Ход занятия
I. Мотивация к учебной деятельности
1. Приветствие.
- Ребята, на этом занятии я хочу вам пожелать хорошего настроения, пытливого ума и яркого огонька знаний в глазах!
- Садитесь на места. Нам предстоит очень трудная и интересная работа, но я не волнуюсь и уверенна, что мы с вами сможем все!
2. Проверка готовности к занятию.
II. Подведение к формулированию темы
1. Постановка учебной задачи.
- Ребята, каждый из вас, ребята, мечтает кем-то стать, получить будущую профессию по душе. А для того, чтобы ваш выбор был правильным, нужно многое знать о профессиях.
Мы познакомимся с самой нужной для нас всех профессией, а о какой профессии пойдёт речь на нашем занятии, вы узнаете, отгадав загадку.
С давних времён, у кого не спроси,
Пашет и сеет мужик на Руси,
И с плодородных полей после проб
Кто уберёт урожай?
(Хлебороб)
- Догадались, о какой важной профессии для всех нас, мы будем говорить на нашем занятии?
2. Выведение темы урока.
- Сегодня на занятии, я приглашаю вас окунуться в мир самой популярной, самой сложной профессии Хлебороба.
III. Открытие новых знаний
1. Вступительная беседа.
Буханка хлеба… Всего несколько рублей. Всегда на столе. Когда нас спрашивают: «Что вы больше всего любите?» «Что самое вкусное?». Мы говорим «Мороженое, шоколад, конфеты, апельсин…И, представьте себе, что на нашем столе каждый день много шоколада, и только хлеба на нём нет - день, два, месяц….Мы можем месяц жить без шоколада, а сможем ли хоть неделю обойтись без хлеба?
- Да, верно, мы с вами поговорим именно о нем. Хлеб, хлебушек, хлебушко. С румяной корочкой, душистый, ароматный, горячий, мягкий. Он - самый главный на каждом столе.
- Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение.
Ребята, а кто знает, откуда к нам на стол хлеб пришел? (с магазина)
- Скажите мне, кто знает, из чего делают хлеб? (из муки)
- А что такое мука, из чего её получают? (из зерен)
- Из зёрен пшеницы получают пшеничную муку, а из зёрен ржи получают ржаную муку.
Чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить очень много труда и сил: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы.
Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины. Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор. Кто ведет его … (тракторист)
(слайд №1) Презентация
Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю.
Трактористы пашут землю да приговаривают:
«Черная земелька, а милее нет.
Черная земелька - будет белый хлеб».
Тухватулин И.
- Как вы думаете, что означают эти слова?
И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой.
Теперь можно начинать сеять! (Т.е, готова к посеву).
(слайд № 2)
К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы. Но не всегда человеку помогала сильная техника, были времена, когда люди пахали, сеяли вручную. Тухватулин И.
(слайд № 3)
- Все лето созревают зёрна в колосьях. Поле в это время очень красивое.
(слайды № 4-5)
Ну вот зёрна созрели. Начинается жатва. Что означает это слово? (уборка хлеба)
И на поле выходят другие машины. Кто знает какие? (комбайны).
Что же делает комбайн?
Кто работает на комбайне? (комбайнёр)
(слайд № 6)
Комбайн - срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. А из накопителя соломы комбайнера через определенные промежутки времени сходят большие желтые копны обмолоченной соломы.
Во все времена, профессия комбайнера ценилась и славилась, про комбайнера слагали песни и снимали фильмы. Бекмурзаева Арина
Далее машины везут зерно на элеваторы - специальные сооружения для хранения зерна.
(слайд № 8)
- Как вы считаете на этом работа хлебороба заканчивается, поле ведь уже убрано?
(слайд № 9)
- А как вы думаете, куда везут зерно из элеваторов? (мельница)
(слайд №10)
Правильно, и там зерно мелют в муку.
Ребята, а куда потом отправляется мука? (на хлебозавод, пекарню).
(слайд №11)
Правильно. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба. Казанцева Дарья.
А давайте и мы с вами превратимся в пекарей и замесим тесто для каравая, вставайте в круг.
Физкультминутка «Каравай»
(Сжимать руки в кулаки и по очереди совершать ими движения сверху вниз, как будто месим тесто)
Мешу, мешу тесто,
Есть в печи место,
Пеку, пеку каравай, («перекладываем тесто» из руки в руку)
Переваливай, валяй. (2 раза)
IV. Первичное закрепление
- И вот тесто замешано и пришла пора его класть в форму и ставить в печь. Когда хлеб спечется, его грузят на машины и везут в магазины.
А что еще пекут из муки кроме хлеба? (Булочки, печенье, торты, пироги, сухари).
1. Работа в парах. Дидактическая игра «Что пекут из муки?» (интерактив)
- Давайте внимательно посмотрим на предметы, изображенные здесь и разберемся, что приготовлено из муки, а что нет.
А как все эти продукты называются одним словом? (Хлебобулочные изделия).
- Какие вы молодцы. Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб.
V. Самостоятельная работа с проверкой по эталону
Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу. Хлеб - всему голова. Всего три слова, но как точно говорится в пословице о важности хлеба. А почему так говорят?
А поможет нам еще лучше разобраться в этом - текст.
1. Работа с текстом.
Хлеб - всему голова.
Хлеб является главной ценностью человека, это символ изобилия, обеспеченности. Каждого из нас с детства учили бережно относиться к хлебу. Но почему такую важную роль отводят хлебу и почему считают, что он всему голова? Для этого нужно перенестись в далёкие времена.
На Руси с древнейших времён хлеб пекли из кислого (заквашенного) теста. Закваской служили дрожжи, в которые добавляли муку, яйца, соль. Полученной смеси давали настояться.
Хлеб-батюшка - так уважительно называли на Руси хлеб. Это название связано с реальной жизнью крестьянина-земледельца, для которого хлеб был основным средством пропитания, давал ему силу и энергию.
Дорогих и желанных гостей на Руси встречали посыпанным солью хлебом. Moлодых родители обязательно благословляли караваем, чтобы их семейная жизнь была счастливая и лёгкая. Также с хлебом шли в гости к тем, у кого рождался ребёнок.
Поскольку в былые времена не было таких технологий, как сейчас, хлеб доставался гораздо более тяжёлыми усилиями, имел более высокую значимость. Ему были посвящены многие хвалебные песнопения, про него складывали пословицы. Также существовало такое мнение, что, если в доме всегда имелся хлеб, то семья была зажиточная, обеспеченная.
Словом "хлеб" русские крестьяне называли зерновые культуры, такие как рожь, ячмень, пшеница, а также продукт, изготовленный из ржаной или пшеничной муки, - круглый, без начинки. Вес такого хлеба был от 1 до 3 кг. Самым лучшим считался хлеб, выпеченный из хорошо просеянной муки.
Хлеб-соль - дружеское угощение, а также дружба, гостеприимство.
Хлеб называют по-разному: каравай, калач, батончик, рогалик. Но суть одна. Помни, хлеб - это жизнь. Не зря же в народе говорят: «Хлеб - всему голова».
Задание 1. Определи тип данного текста.
- Рассуждение
- Повествование
- Рассуждение
Задание 2. Подумай, что вынесено в заглавие
- Тема
- Основная мысль
Задание 3. Хлеб-батюшка - так уважительно говорят в народе. А как ты думаешь, почему?
Подчеркни ответ в тексте.
Запиши известные тебе пословицы о хлебе.
________________________________________
Задание 4. Рассмотри рисунок. Найди в тексте предложение, которое соответствует рисунку. Запиши.
________________________________________
Объясни значение слова.
Каравай -________________________________
Объясни значение слова.
Каравай - _____________________________
Хлеб-соль -_______________________________
Задание 5. Прежде чем попасть к нам на стол, хлеб проделывает долгий и трудный путь. Восстанови порядок предложений так: 1, 2, 3, 4, 5
|
Чтобы получить муку, нужно зерно смолоть. |
|
Собранные колосья обмолачиваются, отделяются зёрна от плевел, затем зерно просушивается, после этого его привозят в зернохранилище. |
|
Затем их развозят по магазинам, а уже в магазинах мы приобретаем готовый продукт, который попадает к нам на стол. |
|
Хлеборобы обрабатывают землю, сеют зерно, долго и кропотливо ухаживают за посевами, собирают урожай. |
|
Мука отвозится на хлебозавод, там пекут хлебобулочные изделия. |
Задание 6. Выпиши из текста названия изделий, которые выпекают из муки.
________________________________________
Запиши другие названия изделий из муки, которые ты знаешь.
________________________________________
Задание 7. Составь и запиши вопрос по содержанию прочитанного текста. Помни: ответ на вопрос должен содержать главную мысль текста.
________________________________________
Задание 8. Составь и посоветуй друзьям рецепт хлеба, который можно испечь в домашних условиях, используя рекомендации из текста.
- __________________
- __________________
- __________________
- __________________
- __________________
VI. Итог занятия. Рефлексия
- Дети, вы запомнили какие работы выполняют на полях хлеборобы, чтобы вырастить хороший урожай зерна? (пашут, боронуют, сеют, удобряют, жнут). У вас на столах карточки - разложите их в правильной последовательности.
- Какие машины помогают хлеборобам? (трактора, комбайны, грузовые машины)
- Как нужно относится к хлебу? (бережно, съедать весь до конца, хлеб нельзя выкидывать).
- А сейчас, ребята, уходя с нашего занятия, оцените его. Если занятие было вам интересно, и вы узнали интересную информацию, прикрепите на поле желтый пшеничный колосок, если чего-то не знали, а теперь знаете и расскажете другим, ржаной колосок.
- Ну вот, наше путешествие подошло к концу, и теперь вы знаете, какой долгий путь прошел наш хлеб, чтобы попасть в магазин. Следует помнить о том, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду людей 120 профессий.
Труд хлебороба - тяжёлый и длительный труд. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок хлеба. Учитесь ценить труд других.
Хлеб - главное богатство нашей страны и его нужно беречь.