Я педагог Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Мончегорской коррекционной школы», хочу поделиться опытом работы по теме: «Формирование гражданственности и патриотизма методом привлечения обучающихся к досуговым мероприятиям патриотической направленности». Мой практический опыт адресован для тех, кто работает с категорией детей с интеллектуальными нарушениями различной степени.
Гражданско-патриотическое воспитание сегодня - одно из самых важнейших звеньев в системе воспитательной работы, подразумевает собой воспитание любви к своей Родине, уважения к ее национальным традициям, истории и культуре. Ключевая идея нравственно-патриотического воспитания - это формирование активной гражданской позиции. Моя цель воспитать осознанность обучающимися социально значимых процессов и явлений реальной жизни. Воздействую на них через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, дисциплинированности и культурно-исторической преемственности поколений, проявлению заботы о людях пожилого возраста. Начинаю свою работу по патриотическому воспитанию с создания для детей теплой и уютной атмосферы. Ведь с воспитания к родной школе, семье, городу, области начинается любовь к своей Родине. Свою работу строю на личностно-ориентированном подходе и осуществляю его в игровой форме, включением детей и подростков в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды. В ходе таких мероприятий обучающиеся не только приобретают опыт социального взаимодействия в творческом коллективе, но и формируют собственное представление о принципах сотрудничества.
Патриотическое воспитание обучающихся осуществляю через участие в мероприятиях различных уровней (городских и региональных): тематических концертах, фестивалях и конкурсах. К числу инновационных инклюзивных форм отношу массовые мероприятия, совмещающие в своей практике различные формы воспитания - культурные, трудовые и гражданско-патриотические. Подготовка и участие в таких мероприятиях - долгая, кропотливая и сложная работа, требующая совместной деятельности учителей, родителей и детей. Чтобы организовать эту работу, необходимо последовательно действовать по единому плану, преодолевая один за другим все этапы подготовки. Это работа над выбором репертуара, репетиции, выбор сценического образа, подведение итогов. Важным элементом является наличие музыкальных инструментов. Здесь, не маловажным, будет именно труд детей, которые старательно репетируют, стараясь не пропускать занятия. Фестивали и конкуры - это торжество, это показатель успехов и достижений обучающихся. Он приносит ребятам моральное удовлетворение. Это огромный заряд положительной энергии, чувствование своего «Я», ответственность за красивое исполнение перед зрителями, взгляды которых устремлены на них - исполнителей.
Сегодня я хочу освятить три мероприятия, в которых участвовали мои обучающиеся. Это городской фестиваль детского творчества «Шаг к успеху», в котором дети участвуют уже не первый год, участие в открытом региональном краеведческом конкурсе «Край героев» и участие в акции «Георгиевская ленточка».
Опыт участия в ежегодном городском фестивале детского творчества «Шаг к успеху», инклюзивном массовом мероприятии, говорит об его высокой эффективности в области творческой возможности и культурного потенциала, а также востребованности у детей и их родителей. Инклюзивные мероприятия, такие как «Шаг к успеху», являются одной из форм включения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в активную, подвижную, культурно - познавательную, гражданско - патриотическую деятельность. Содержательная организация проведения инклюзивных мероприятий позволяет развивать у детей способность выполнения командных ролей, понимания социальных правил, адекватного взаимодействия со сверстниками с различными психо-физическими возможностями. Инклюзивные мероприятия - это творческий праздник, который объединяет детей разных возрастов, социальных статусов, разного здоровья, и учит их совместно достигать цели в атмосфере дружбы, сотрудничества и взаимопонимания. Дети с ОВЗ получают опыт коммуникативных навыков.
Значительная часть детей с интеллектуальными нарушениями испытывают затруднения в планировании своих действий, поиске информации, оценке ситуации, прежде всего, из-за недостаточного уровня развития, низкой мотивации, отсутствия жизненного опыта. Использование проектной деятельности в работе с нашими детьми возможно с корректирующей помощью педагога. Метод проектирования можно рассматривать как средство активизации познавательной деятельности обучающегося, как средство решения коррекционных задач в работе с каждым ребенком, повышения качества воспитательной работы. Следовательно, участие детей в проектной деятельности дает успешное решение коррекционных задач в работе с каждым ребенком, интеллектуальное и нравственное развитие их личности, формирование критического и творческого мышления. Участвуя в региональном конкурсе «Край героев», ребята провели исследовательскую работу о жизни героя Советского Союза М.С.Квасников. Работа, состояла из нескольких этапов. Обучающиеся собирали сведения об участие этого бойца в ВОВ, познакомились с сохранившимися фотографиями, документами, поработали с архивными данными. Проанализировали и обобщили материал интернет-ресурсов, дающий сведения о его подвиге и боевых наградах. Ребята проследили военный путь героя, смонтировали видео ролик и в нем рассказали историю подвига и вклад в победу в Великой Отечественной Войне нашего земляка М.С.Квасникова. Подобрали и исполнили песню в видеоролике «Нам нужна одна победа» Булата Окуджавы. Получили дипломы участников.
24 марта 2023 года в ГОБОУ Мончегорской КШ состоялось открытие первичного отделения Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение Первых», тем самым получив доступ к созданию равной, доступной, интересной среды для развития и самореализации обучающихся по самым разным направлениям. Став участниками объединения, дети продолжают инициативы прошлых поколений и вносят свой вклад в развитие общества. Основные ценности «Движения Первых» - жизнь и достоинство, патриотизм, дружба. Совместно с «Волонтерами Победы» я предложила ученикам поучаствовать в акции «Георгиевская ленточка». Георгиевская ленточка - один из наиболее узнаваемых патриотических символов последних лет. Она является важным атрибутом дня Победы в Великой Отечественной войне - одного из наиболее чтимых праздников в нашей стране. Волонтёры рассказали ребятам о происхождении акции, что значит эта символика, раздали обучающимся георгиевские ленточки, буклеты «Что значит Георгиевская лента?». Дети с гордостью носили на груди Георгиевскую ленточку, с уважением рассказывали о ней, привлекали родителей к данной акции. Теперь ребята знают о Георгиевской ленточке и с удовольствием рассказывают другим. Для того, чтобы воспитать достойных граждан своей страны, необходимо чтить память тех, кто ценой своей жизни отстоял мир на земле, для этого и организовываются такие встречи.
Хорошим стимулом для творческого развития, расширения диапазона интересов, созидательной активности и, главное, патриотической полноценной социализации в обществе является культурно-досуговая деятельность. Участие в мероприятиях воспитывает умение обучающихся с интеллектуальными нарушениями жить в коллективе, содействует проявлению инициативы и самостоятельности. Дети учатся управлять своими чувствами и эмоциями, выступать перед зрительской аудиторией, как детской, так и взрослой. Очень важно, чтобы каждый ребёнок с ОВЗ и инвалидностью, чувствовал свою значимость и нужность. Только так, изучая историю страны, через судьбы старших поколений, участвуя в разных конкурсах и фестивалях, акциях патриотической направленности, подрастающее поколение учится гражданской ответственности, уважению к старшим и сохранению исторической преемственности поколений. Формируется чувство гордости российским народом, его историей, развивается познавательная активность, воспитывается бережное отношение к природе, культуре, истории родного края.