Методическая разработка открытого патриотического часа "Битва за Орёл. 80-летию освобождения города от немецко-фашистских захватчиков посвящается"

Разделы: История и обществознание, Патриотическое воспитание, Конкурс «Немеркнущий подвиг народа» (Великой Отечественной войне посвящается)

Ключевые слова: Великая Отечественная война 1941-1945 гг.


Курс: I-IV.

Специальность: 31.02.01 Лечебное дело, 31.02.02 Акушерское дело, 31.02.03 Лабораторная диагностика, 33.02.01 Фармация, 34.02.01 Сестринское дело.

Место и время проведения: учебная аудитория, 60 минут.

Цели мероприятия:

  • формирование устойчивого интереса студентов к изучению истории родного края;
  • формирование у студентов представления о взаимосвязи региональной, общероссийской и мировой истории;
  • формирование представления о важности вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю.

Задачи мероприятия:

  • рассмотреть масштабы подготовки Красной Армии и вермахта к Битве за Орёл;
  • поэтапно описать ход боевых действий на Орловском плацдарме в рамках операции «Кутузов» летом 1943 года;
  • рассмотреть стратегические последствия Битвы за Орёл;
  • отразить влияние победы наших войск под Орлом на развитие советской литературы и музыкального искусства.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • ЛР.01. Готовность студентов противостоять идеологии экстремизма, национализма, дискриминации по расовым, национальным признакам.
  • ЛР.02. Сформированность российской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое многонационального народа России; ценностное отношение к историческому наследию, достижениям России в искусстве; готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу.
  • ЛР.03. Осознание духовных ценностей российского народа.
  • ЛР.04. Способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего народа, ощущать эмоциональное воздействие искусства; убежденность в значимости для личности и общества отечественного искусства.

Метапредметные:

  • МР.02. Осуществление коммуникации во всех сферах жизни; владение различными методами общения и взаимодействия; принятие и использование преимуществ командной работы; умение оценивать качества своего вклада и каждого участника команды в общий результат по определенным критериям.
  • МР.03. Формирование и проявление эрудиции в разных областях знаний, повышение своего образовательного и культурного уровня.

Предметные:

  • ПРб.01. Понимание значимости России в мировых политических процессах XX в., знание достижений страны и ее народа; умение характеризовать решающую роль СССР в победе над нацизмом.
  • ПРб.02. Знание имен героев Великой Отечественной войны, исторических личностей, внесших значительный вклад в культурное развитие России в XX в.
  • ПРб.03. Умение давать описание (реконструкцию) в устной форме исторических событий истории родного края, истории России и всемирной истории ХХ в. и их участников.
  • ПРб.05. Умение устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи исторических событий; характеризовать их итоги; соотносить события истории родного края и истории России в XX в.
  • ПРб.10. Умение защищать историческую правду, не допускать умаления подвига народа при защите Отечества, готовность давать отпор фальсификациям российской истории.
  • ПРб.11. Знание ключевых событий и основных дат истории России и мира в XX в.; выдающихся деятелей отечественной и всемирной истории; важнейших достижений культуры, ценностных ориентиров.

Интеграционные связи (внутри- и межпредметные): история России и всеобщая история, литература.

Оснащение: мультимедийное оборудование, компьютерная презентация, методическая разработка открытого патриотического часа.

Ход открытого патриотического часа

Слайд № 1, титульный. Звучит песня 129-й стрелковой Орловской Краснознамённой ордена Кутузова дивизии «Где орёл раскинул крылья» (муз. А.Новиков, сл. С.Алымов).

Вступительное слово преподавателя: 5 августа 2023 г. отмечалось 80-летие освобождения города Орла от немецко-фашистских захватчиков. История распорядилась так, что в годы военного лихолетья Орловская земля оказалась в эпицентре крупнейших сражений, фронт разделил надвое Орловскую область, и его рубеж прошел по берегам Оки, Зуши и Неручи. Боевые действия здесь длились почти непрерывно два года. По продолжительности, размаху и военно-политическому значению Орловская битва не уступает крупнейшим сражениям Великой Отечественной войны, а в определенной части превосходит их. Давайте вместе с вами проследим ход боевых действий на Орловском плацдарме летом 1943 г., рассмотрим масштабы подготовки Красной Армии и вермахта к Битве за Орёл, а также стратегические последствия операции «Кутузов». Далее студент читает отрывок из стихотворения Б.Л.Пастернака «Спешные строки», которые поэт написал 7 августа 1943 г. - спустя два дня после освобождения Орла от немецко-фашистских захватчиков.

Слайд № 2. Студент читает текст: Орел находился под оккупацией 22 месяца - с 3 октября 1941 г. по 5 августа 1943 г. На одном из совещаний высшего военного руководства Третьего рейха Гитлер произнес такую фразу: «Орел - центр страны Гитлера». Имелось в виду, что после захвата Москвы Орел должен был стать центром оккупационного режима под названием Гитлерландия. Таким образом, Орел с началом операции «Тайфун» приобрел для нацистского руководства Германии статус центра, имеющего геополитическое значение.

Слайд № 3. Студент читает текст: Красная Армия пыталась освободить Орёл еще зимой 1943 г., но тогда операция провалилась. Далее Генеральный штаб во главе с генералом А.М.Василевским начинает разработку Орловской летней наступательной операции под кодовым названием «Кутузов». В конце апреля 1943 г. план операции был тщательно проработан с командованием фронтов в Ставке и утвержден Верховным Главнокомандующим И.В.Сталиным.

Слайд № 4. Студент читает текст: суть плана была такова: мощными концентрическими ударами трех фронтов - Западного, Брянского и Центрального - окружить орловскую группировку немцев, рассечь ее на части и уничтожить. Срок выполнения - 4-5 суток. Задача рассечения группировки врага на две части и освобождения Орла была возложена на войска Брянского фронта, который возглавил Маркиан Михайлович Попов.

Слайд № 5. Студент читает текст: в составе Брянского фронта действовали: 3-я армия под командованием генерал-лейтенанта А.В.Горбатова, 61-я армия под командованием генерал-лейтенанта П.А.Белова, 63-я армия под командованием генерал-лейтенанта В.Я.Колпакчи, а также 1-й гвардейский танковый корпус генерал-лейтенанта М.Ф.Панова, 20-й танковый корпус генерал-лейтенанта И.Г.Лазарева, 15-я воздушная армия под командованием генерал-лейтенанта Н.Ф.Науменко.

Слайд № 6. Студент читает текст: в период проведения операции «Кутузов» (12 июля - 18 августа 1943 г.) с нашей стороны вели боевые действия 10 общевойсковых армий, 3 танковые и 3 воздушные армии. Эти 16 армий, действовавшие на территории площадью 25 тыс. кв. км, насчитывали в своем составе 1,5 млн. человек. К проведению операции с нашей стороны было привлечено 50,5 тыс. пулеметов, 28 тыс. орудий и минометов (в т.ч. 1 тыс. легендарных «Катюш»), почти 5,5 тыс. танков и самоходно-артиллерийских установок и 5 тыс. самолетов различных типов. Таким образом, орловская группировка советских войск превышала группировку войск Красной Армии под Москвой в 1941 г., под Сталинградом в 1942 г., под Белгородом и Харьковом в 1943 г. по численности, а также по оснащенности самолетами, танками, орудиями и минометами.


Слайды № 7-8. Студент читает текст: главные силы вермахта на Орловском плацдарме были представлены 9-й армией генерал-полковника Вальтера Моделя и 2-й танковой армией Рудольфа Шмидта. Обе армии входили в состав группы армий «Центр» под командованием Гюнтера фон Клюге. К характерным особенностям группировки нацистов на Орловском плацдарме следует отнести: 1) Расположение на 1/10 части Восточного фронта (400 км) 800 тыс. человек. Орловская группировка противника была очень мощной, равной у немцев на Восточном фронте до сих пор не существовало. 2) Участие в боях 52 дивизий. 3) Необычайная насыщенность новейшими образцами техники: «тигры», «фердинанды», «голиафы», фаустпатроны, минометы «Ванюша». 4) Высокий профессионализм командного состава. 5) Мобильность. 6) Этническая однородность немецких дивизий, состоявших на 90% из немцев и австрийцев.

Слайд № 9. Студент читает текст: почти за полтора года до начала нашего наступления немцы начали строительство оборонительного рубежа на берегах Оки, Зуши и Неручи. Район боевых действий имел густо расположенные населенные пункты: Орел, Мценск, Болхов, Хотынец, Карачев, Кромы. Эти города, являясь важнейшими узлами шоссейных и железнодорожных путей, были основными местами сопротивления в системе немецкой обороны. Все подступы к вражеским позициям простреливались многослойным огнем. Полоса обороны включала в себя начиненные взрывчаткой проволочные заграждения в 1-2 ряда, несколько линий траншей, огневые площадки для пулеметов, блиндажи, бронеколпаки, противотанковые и противопехотные мины.

Слайд № 10. Студент читает текст: в настоящее время весь комплекс боевых действий Красной Армии по ликвидации Орловского плацдарма врага необходимо рассматривать как 4 отдельные фронтовые операции, тесно взаимосвязанные и объединенные общей задачей - окончательным освобождением г. Орла и Орловской области: 1) Хотынецкая (12 июля - 17 августа). 2) Болховская (12-30 июля). 3) Орловско-Мценская наступательная операция (12 июля - 5 августа). 4) Кромско-Дмитровская наступательная операция (15 июля - 12 августа). Эти отдельные фронтовые операции в целом составили операцию «Кутузов».

Слайд № 11. Студент читает текст: в плане «Кутузов» предусматривался один рассекающий удар, который раскалывал бы немецкую группировку на 2 части (северную и южную), поэтому Генштаб предложил для удара район Новосиля. Это задача была возложена на войска Брянского фронта. Плацдармами для наступления войск Брянского фронта стали: село Вяжи Новосильского района (3-я армия), село Задушное Новосильского района (63-я армия) и Кривцовские высоты Болховского района (61-я армия).


Слайды № 12-13. Студент читает текст: Битву за Орел и участие в ней войск Брянского фронта можно условно разделить на 5 этапов: один предварительный и 4 основных. Предварительный этап - 11 июля - силовая разведка боем, которую должна была провести, в частности, 380-я стрелковая дивизия полковника А.Ф.Кустова. «…Наступило утро 11 июля, - пишет в своей книге «Алтай - Орел - Мекленбург» Юрий Захарович Валит, - туманное, с мелким моросящим дождем, который то затихал, то усиливался до проливного. В 7 часов началась методичная артиллерийская подготовка… В 11 часов батальон капитана Мохначёва перешел в наступление…». В ходе боя капитан Павел Борисович Мохначёв погиб. Награжден орденом Ленина посмертно.

Слайд № 14. Студент читает текст: в бою за Красную горку особо отличился автоматчик Аждаров Гусейн Шир-оглы, сумевший за несколько часов боя израсходовать 50 гранат и уничтожить не менее 50 фашистов. За свои подвиги Г. Аждаров был награжден орденом Красного Знамени. Пистолет-пулемет Шпагина, принадлежавший герою, был помещен в Артиллерийский исторический музей в Ленинграде еще в 1944 г.

Слайд № 15. Студент читает текст: Первый этап Битвы за Орёл (12 - 16 июля 1943 г.). Цель: захват плацдарма у Измайлово, расширение плацдармов у Вяжей и Задушное на западном берегу Зуши (Новосильский р-н); борьба за опорные пункты врага; ввод 1-го гв. танкового корпуса и выход на второй рубеж обороны врага - реку Олешня и ручей Алешня.

Слайд № 16. Студент читает текст: 12 июля войска Брянского и левого крыла Западного фронтов перешли в наступление. В 2.00 часа ночи артиллерия двух армий Брянского фронта - 3-й А.В. Горбатова и 63-й В.Я. Колпакчи начала артподготовку. Из воспоминаний разведчика Бориса Николаевича Просвирина - участника Битвы за Орел: «…Почти одновременно с выходом в атаку на наши боевые порядки начали налетать группами «Юнкерсы-87» и -88. Юнкерсы-87 - основные фронтовые бомбардировщики… Часто их дополняли двухмоторные, более тяжелые Юнкерсы-88: эти не пикировали…».

Слайд № 17. Студент читает текст: наиболее упорные бои развернулись в полосе наступления 63-й армии. Ожесточенный бой завязался за деревню Большой Малиновец, в котором бессмертной славой покрыл себя лейтенант Николай Данилович Маринченко - Герой Советского Союза, в честь которого была названа одна из улиц Орла.

Слайд № 18. Студент читает текст: из воспоминаний начальника штаба 129-й стрелковой дивизии Павла Ивановича Курсова: «В этот день к командному пункту дивизии подъехала машина, из нее вышел маршал Советского Союза Г.К.Жуков. Командир дивизии полковник И.В.Панчук доложил, как развивается наступление. Маршал остался доволен…».

Слайд № 19. Студент читает текст: 13 июля войсками 3-й и 63-й армий и 1-го гвардейского танкового корпуса была очищена от оккупантов площадь почти в 250 кв. км. 14 июля генерал-полковник Вальтер Модель возглавил руководство объединёнными 2-й танковой и 9-й полевой армиями неприятеля. 15 июля войска правого крыла Центрального фронта перешли в наступление. Свои высокие качества воина проявил младший сержант, наводчик орудия 1260-го стрелкового полка 380-й стрелковой дивизии Брянского фронта Федор Ефимович Санников - Герой Советского Союза, сумевший в одиночку остановить 2 танка врага. В самый разгар сражения за Суворово беспримерный подвиг совершила санинструктор 339-го полка 308-й стрелковой дивизии старший сержант медицинской службы Лидия Подоплёлова, ценой собственной жизни спасшая командира капитана Халецкого. Энергично развивая наступление на северо-запад, части 3-й армии А.В.Горбатова к 16 июля на всем фронте подошли к рубежу реки Олешня.

Слайд № 20. Студент читает текст: Второй этап Битвы за Орёл (17 - 22 июля 1943 г.). Цель: атака и прорыв промежуточного рубежа на реке Олешня, овладение Мценском и выход на реки Ока и Оптуха с захватом плацдармов на их западных берегах.

Слайд № 21. Студент читает текст: из воспоминаний танкиста-аса Дмитрия Павловича Еськова - Почётного гражданина г. Орла: «Примерно в километре северо-западнее Желябугских Выселок проходила лощина. Вот из неё-то… вышло в контратаку 26 танков… Завязался огневой танковый бой с места. Враг имел почти тройное численное превосходство, но качественно уступал нам - у него были только танки T-III и T-IV…».

Слайд № 22. Студент читает текст: накануне танкового сражения в поселок Желябугские Выселки в составе 63-й армии Брянского фронта вошла батарея звуковой разведки под командованием лейтенанта Александра Исаевича Солженицына. За Орловскую операцию писатель был награжден орденом Отечественной войны II степени.

Слайды № 23-24. Студент читает текст: 18 июля Орловско-Мценская операция достигла апогея. К исходу дня плацдарм на западном берегу Зуши, который отвоевали наши войска, имел ширину около 100 км. Из воспоминаний разведчика Бориса Николаевича Просвирина - участника Битвы за Орел: «…Спасала Мать-Земля… прижимались к защитнице, уцепившись за траву или кусты… Мессершмитты-109 действовали в большом количестве, Фокке Вульф-189 - «Рама» - одиночный разведчик - регулярно… Наши истребители летали над нами до июля 1943 г. С 13 июля героически действовали в окрестностях штурмовики Ил-2. С начала августа ночью стрекотали над нашим и немецким передним краем По-2…».

Слайд № 25. Студент читает текст: к 19 июля все резервы Брянского фронта были почти исчерпаны, поэтому Брянский фронт получает в свое распоряжение резерв Ставки - 3-ю танковую армию генерала П.С. Рыбалко. Его задача: перерезать железную дорогу и шоссе Орел-Мценск и овладеть плацдармом на западном берегу Оки.

Слайд № 26. Студент читает текст: участником Битвы за Орел в составе стал Герой Советского Союза летчик-истребитель лейтенант авиации Алексей Петрович Маресьев, сбивший над Орловским плацдармом летом 1943 г. 3 самолёта противника.

Слайд № 27. Студент читает текст: 20 июля 342-я стрелковая дивизия к 15:00 перешла в наступление и вошла на южную окраину Мценска. Воины 342-й стрелковой дивизии (полковник Логвин Данилович Червоний) совместно с частями 283-й стрелковой дивизии (полковник Василий Андреевич Коновалов) 3-й армии освободили Мценск. 21 июля разыгралось сражение за Новослободский плацдарм, ожесточенный бой за который длился до поздней ночи 24 июля. Новая Слободка осталась за нами.

Слайд № 28. Студент читает текст: Третий этап Битвы за Орёл (23 - 29 июля 1943 г.). Цель: форсировать Оку и Оптуху и овладеть Орлом на плечах отходящего врага. 23 июля войска левого крыла Брянского фронта прорвали оборонительную полосу врага по р. Олешня. В ночь на 24 июля 3-й и 63-й армиям был отдан приказ о перегруппировке своих сил и овладении Орлом с севера и юга. Начало наступления было назначено на 25 июля.

Слайд № 29. Студент читает текст: 3-я танковая армия втянулась в затяжные бои в районе Станового Колодезя. В боях на Орловской земле отличился Иван Дуплий - механик-водитель танка Т-34. К исходу 24 июля саперные части разминировали 113 км дорог, уничтожили свыше 13 тыс. мин. На западном берегу Оки производилась перегруппировка врага. Началась эвакуация немецких тыловых частей из города и окрестных селений.

Слайд № 30. Студент читает текст: 25 июля - решающий день борьбы на Орловском плацдарме. Войска Брянского и Центрального фронтов перешли в наступление на 3-х направлениях с целью расширения плацдарма на западном берегу Оки. Начался штурм Апальковских высот юго-западнее Мценска - главного бастиона врага.

Слайд № 31. Студент читает текст: из воспоминаний начальника хирургического полевого подвижного госпиталя № 2266 Николая Михайловича Амосова, ставшего впоследствии всемирно известным кардиохирургом: «…Каменка… В семь часов вечера я начал оперировать. Первый раненый уже ждал на столе. Когда сняли кровавую повязку, в правом боку открылась огромная рана 10 на 12 сантиметров. Три ребра сломаны, в рану прилежит диафрагма, в ней зияет отверстие сантиметров семь, видна кровоточащая рана печени. Делаю все как обдумано: обширная резекция ребер, экономное иссечение раны диафрагмы, швы на печень. Провозился почти три часа… В три часа ночи скомандовал отбой, все улеглись прямо на полу в перевязочной. Каждую ночь оперировали раненых с газовой гангреной… Началась эвакуация. Большая радость: освободили Орёл и Белгород…».

Слайд № 32. Студент читает текст: 29 июля войска 61-й армии Брянского фронта (командующий П.А.Белов) при содействии соединений 11-й гвардейской (генерал-лейтенант И.Х.Баграмян) и 4-й танковой армий (генерал-лейтенант В.М.Баданов) Западного фронта полностью очистили город Болхов от войск противника.

Слайд № 33. Студент читает текст: Четвертый этап Битвы за Орёл (30 июля - 5 августа 1943 г.). Цель: ударом главной группировки на Орел с севера и юга, поддержанным танками, овладеть Орлом. 1 августа части 3-й армии заняли множество населенных пунктов и в общей сложности продвинулись на 12-14 км на юг и юго-запад, глубоко охватив Орел с северо-запада. 2 августа перешли в наступление соединения 308-й стрелковой дивизии генерала Л.Н.Гуртьева, которые форсировали Оптуху и начали наступать вдоль железной дороги на Орёл. 3 августа на рассвете перешла в наступление 63-я армия. Враг стал быстрее отходить к Орлу. Как только наша пехота и артиллерия устремилась к городу, они попали под огонь немецких батарей - 308-я дивизия Гуртьева остановила движение на юг.

Слайд № 34. Студент читает текст: в 16:00 дня 3 августа на наблюдательный пункт Гуртьеваприехал генерал Горбатов и приказал доложить обстановку. Несколько минут спустя раздался свист снаряда, Горбатов успел прыгнуть в окоп, а Гуртьев сверху закрыл его своим телом. Два осколка пробили ему грудь… Вернувшись из поездки в 3-ю армию вскоре после освобождения Орла, Константин Симонов писал: «… Леонтий Николаевич Гуртьев, 52 года. Сухой, худощавый, чрезмерно скромный, молчаливый. Спокойный и выдержанный, был смел лично и в своих решениях… Уважал в подчиненном человека. Когда хотел выделить награду, сам её привинчивал и давал понять, что хорошо помнит, за что именно дана наград…». 3 августа из Орла стали доноситься сильные взрывы - это немецкие саперы уничтожали здания, склады и предприятия города. Враг спешно отходил на запад.

Слайд № 35. Студент читает текст: 4 августа в 4 часа 40 минут части 5-й стрелковой дивизии 63-й армии совместно с частями 380-й стрелковой дивизии 3-й армии, ворвались в город. На южной окраине города перешли в атаку части 129-й стрелковой дивизии.

Слайд № 36. Студент читает текст: для мощного штурма города А.В.Горбатов решил объединить все танковые части армии в одну группу. В итоге в нее вошли 45 танков. Общее командование было возложено на командира 17-й танковой бригады полковника Б.В.Шульгина. Цель группы - наступление на Орёл с северо-востока вместе с частями 380-й дивизии. Исходная позиция - деревня Мостки. Несмотря на потери, танкисты приближались к железнодорожному вокзалу, взорванному фашистами. В ходе боя вокзал дважды переходил из рук в руки. Он был взят штурмом силами 1260-го стрелкового полка 380-й дивизии. Пехотинцы вместе с танкистами через привокзальную площадь ворвались в город и завязали бои на Московской и Пушкинской улицах, в которых особенно отличился старший сержант А.Г.Кабанов. После войны его ЗиС-3 была помещена в Артиллерийский музей в Ленинграде. На щите орудия краской написано: «Наводчик, точно бей врага!».

Слайд № 37. Студент читает текст: 1262-й полк 380-й дивизии к 3 часам утра 5 августа вышел на восточный берег Оки. Накануне, вечером 4 августа, разведчикам полка Василию Образцову и Ивану Санько было дано задание: пробраться в центр города и водрузить на самом высоком здании Красный флаг. На нем были вышиты слова «За Родину!». Когда стемнело, разведчики незаметно проскользнули в город и на башенке полуразрушенного дома № 13 на ул. Сталина (ныне площадь Мира, 5) водрузили Знамя Победы. Это было в 2 часа 30 минут утра 5 августа 1943 г. 16 августа флаг вместе с боевым автоматом В.И.Образцова передали на вечное хранение в Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи С.-Петербурга.

Слайд № 38. Студент читает текст: Битва за Орёл закончилась. Орловско-Мценская операция стала одной из самых кровопролитных на длинном пути от Орла до Берлина. Так, например, 3-я армия А.В. Горбатова, наступавшая на главном направлении, только за 17 дней непрерывных боев потеряла около 26 тысяч чел. Ежесуточные потери в операции «Кутузов» составляли 11 313 человек, в Сталинградской наступательной операции - 6399 чел. По своим масштабам, концентрации войск и положительным последствиям для Красной Армии эта операция останется в истории Великой Отечественной войны переломной по ряду причин: 1) вынудила Гитлера отказаться от дальнейшего проведения операции «Цитадель»; 2) облегчала наступательные действия войск Воронежского и Степного фронтов в сражении за Белгород и в Битве за Харьков; 3) вынудила противника к общему отступлению на запад всего Восточного фронта.

Слайд № 39. Студент читает текст: 6 августа 1943 г. Президент США Франклин Рузвельт прислал И.В. Сталину поздравительную телеграмму по случаю «… великой победы под Орлом…». В свою очередь британский премьер-министр Уинстон Черчилль заявлял: «... Три огромных сражения за Курск, Орёл и Харьков, все проведенные в течение двух месяцев, ознаменовали крушение германской армии на Восточном фронте».

Слайд № 40. Студент читает текст: вслед за передовыми частями Красной Армии в город Орёл в августе 1943 г. вступили те, чьи имена знал весь читающий мир: И.Эренбург, А.Серафимович, В.Гроссман, В.Катаев, А.Платонов, Б.Пастернак и К.Симонов, В Орловской операции участвовали Солженицын, В.Астафьев, А.Тарковский. Освобождение города нашло свое отражение в произведениях Д.Бедного, А.Твардовского, Э.Межелайтиса, стихотворением которого хотелось бы завершить сегодняшнее мероприятие. Студент читает стихотворение «Эпитафия» Э.Межелайтиса (фоном звучит минусовка песни «Журавли», которую исполнял М.Бернес).

Заключительное слово преподавателя: Вернув Орёл, бойцы Красной Армии окончательно утвердили надежду народа на скорое изгнание оккупантов со всей нашей земли. Победоносное завершение сражений за Курск, Орёл и Белгород ознаменовало окончание коренного перелома в Великой Отечественной и всей Второй мировой войне. Далее фронтовая волна мощным валом покатилась на запад, в логово врага. Сегодня наша с вами задача состоит в том, чтобы помнить великий подвиг советского народа, урок доблести и чести, беспримерного героизма, мужества и самопожертвования во имя Родины.