Возраст детей: 13-15 лет.
Цель: закрепление у обучающихся изученного материала по программе внеурочной деятельности.
Задачи:
Обучающие:
- углубить и актуализировать знания обучающихся в области краеведения;
- развивать у обучающихся познавательный интерес к изучению нашего края (объекты и заповедные места Архангельской области).
Коррекционно-развивающие:
- развивать у обучающихся логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память, воображение;
- обогащать словарный запас воспитанников, развивать речь обучающихся;
- учить формулировать вопросы, отвечать полным ответом, вести беседу.
Воспитательные:
- воспитывать у обучающихся уважительное отношение друг к другу, терпеливость, находчивость.
Оборудование: компьютер, проектор, колонки.
Форма проведения: подгрупповая.
Методы: наглядные (показ презентации, отгадывание ребуса, демонстрация фрагментов видео), словесные (беседа, представление сообщений, чтение рассказа), практические (работа с картой, атласом).
Предварительная подготовка: подбор содержания, определение средств, распределение вопросов, подготовка оформления (презентация, картинки, ребус, карта).
Содержание занятия
Ведущий: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости - … (перечислить).
Поэтому не волнуемся, не стесняемся, активно отвечаем на вопросы.
1. Актуализация знаний
Ведущий: Сегодняшнее наше занятие мне хотелось бы начать со стихотворения:
Север - это слово голубое,
Север - это край прозрачных рек,
Мужеством проникнутый, любовью,
Щедростью, как добрый человек.
Снежный север,
Светлый, родниковый,
Помоги найти мне, подскажи.
Голубое искреннее слово -
О тебе поведать от души.
Ведущий: Мы с вами в течение учебного года знакомились с родным краем, его достопримечательностями, особенностями природы, истории и культуры.
И сегодня наше занятие пройдёт в необычной форме. А вот в какой - попробуйте догадаться! Разгадайте ребус, название состоит из двух слов.
(Раздать ребус)
Да, всё верно! Сегодня наше мероприятие пройдёт в форме игры-путешествия «Мой край родной - Архангельская область» (повесить название на доску). Мы с вами отправимся в виртуальное путешествие по самым главным и интересным достопримечательностям Архангельской области.
Ведущий: Каждому из вас было дано задание - подготовить по 2 вопроса команде-сопернику по изученному на занятиях материалу и быть готовыми ответить на вопрос, в случае если команда-соперник не даст правильный ответ.
Мы с вами разделились на 2 команды:
- 1 команда: обучающийся 1 (2,6), обучающийся 2 (4,10), обучающийся 3 (12,16); обучающийся 4 (8,14).
- 2 команда: обучающийся 5 (7,9), обучающийся 6 (1,11), обучающийся 7 (5,13), обучающийся 8 (3,15).
Каждая команда выбирает капитана и название команды.
Ведущий: Ребята, сейчас вы по очереди будете задавать вопросы друг другу. Время на обсуждение в команде не более 30 секунд. За правильный ответ команда получает жетон. В конце игры выясним, члены какой команды были более внимательны на занятиях, знают больше информации о достопримечательностях нашего края. Всем удачи!
2. Основная часть
Ведущий: И начнём мы наше путешествие с города, в котором мы с вами живём - Северодвинска. И первый вопрос команде-сопернику задаёт … (обучающийся 6).
СЛАЙД
1. Назовите имя и фамилию английского капитана, ступившего на землю острова Ягры 24 августа 1553 года.
Ответ: Ри́чард Че́нслер - английский мореплаватель, положивший начало торговым отношениям России с Англией. Памятный знак был открыт 16 августа 1998 года в Северодвинске в честь английского капитана Ричарда Ченслера, 24 августа 1553 года ступившего на землю острова Ягры.
Камень памятника - глыба беломорского гранита весом почти в 2 тонны, обращенная своей лицевой стороной к морю. Рядом с камнем установлен адмиралтейский якорь. В 2010 году памятный знак был дополнен двумя декоративными пушками образца 16 века, изготовленными из чугуна и стилизованных под старину бронзовой краской.
За правильный ответ - 1 жетон.
Ведущий: Продолжаем наше путешествие по Северодвинску, и свой вопрос противоположной команде задает … (обучающийся 1).
СЛАЙД
2. Назовите особо охраняемую природную территорию местного значения, рекреационную зону, расположенную вдоль берега Белого моря посередине острова Ягры.
Ответ: Ягринский сосновый бор протягивается вдоль берега Белого моря почти на 3 километра. Площадь соснового бора составляет 184,4 гектара. Под охраной в сосновом бору находятся сосновый лес, который старше Северодвинска и насчитывает около 200 лет, а также дюны прибрежной косы Северодвинска.
За правильный ответ - 1 жетон.
Ведущий: Следующий вопрос задает … (обучающийся 8).
СЛАЙД
3. Выберите правильный ответ на вопрос: Какова площадь Белого моря? Покажите его на карте.
Ответ: Площадь 90 тысяч квадратных километров. Максимальная глубина Белого моря 343 метра (в Кандалакшском заливе), средняя глубина моря 67 метров.
За правильный ответ - 1 жетон.
Ведущий: Сейчас вопрос команде-сопернику задает … (обучающийся 2).
СЛАЙД
4. Перечислите самые крупные реки, впадающие в Белое море?
Ответ: Северная Двина, Мезень, Онега, Поной, Кемь.
Поверхностные воды Белого моря имеют довольно низкую солёность, всего около 26 промилле. Солёность глубинных вод достигает 30 промилле. В разных частях моря температура разная, но в целом средняя температура даже в летние месяцы не превышает 14 градусов.
За правильный ответ - 1 жетон.
Сейчас мы с вами посмотрим небольшой фрагмент видео о Белом море.
Просмотр видео.
Ведущий: Переходим к следующему вопросу, который задаст … (обучающийся 7).
5. Назовите железную дорогу, которая попала в рейтинг «10 самых красивых железнодорожных маршрутов планеты».
Ответ: Кудемская узкоколейная железная дорога - лесовозная узкоколейная железная дорога в городском округе «Северодвинск» Архангельской области. Ширина колеи 750 мм. Год открытия: 1949 год. Максимальная длина 108 км, эксплуатируется в настоящее время 35 км. Начальным пунктом был город Молотовск (ныне Северодвинск). На дороге возникли два главных лесных посёлка - Белое Озеро и Палозеро.
За правильный ответ - 1 жетон.
Ведущий: Виртуально перемещаемся на Кудемскую железную дорогу, и чтобы нам узнать следующую остановку, нужно ответить на вопрос … (обучающийся 1).
СЛАЙД
6. Назовите памятник природы регионального значения, расположенный в 35 километрах от Северодвинска, стоит на месте древнего потухшего вулкана?
Ответ: Урочище «Куртяево». Уро́чище - в широком смысле, народное название любого географического объекта или ориентира, о котором договорились («уреклись») люди. В настоящее время термин урочище иногда используют для обозначения заброшенных населённых пунктов. Площадь урочища Куртяево - 150 га. Примечательно минеральными источниками и церковью Святого Алексия. На территории урочища насчитывается около 80 ключей слабоминерализированных вод, которые поднимаются с глубины около 300 метров.
За правильный ответ - 1 жетон.
Ведущий: Сейчас мы находимся в Куртяево, и нам предстоит ответить на вопрос от … (обучающийся 5).
СЛАЙД
7. Посмотрите на 2 фотографии, дайте название и расскажите легенды возникновения данных памятников архитектуры.
Ответ:
- 1 фото - Церковь и часовня преподобного Алексия, человека Божия. Легенда: «В 1705 году, в полдень, во время сенокоса, присели сенокосцы на куртяевском холме на обед. Вдруг на березовом пне в сиянии появился образ человека. Узнали в нем Алексия, человека Божьего. В память о явлении поставили часовню, позднее из часовни построили церковь, а перед её алтарем, на месте явления образа, была поставлена новая часовня».
- 2 фото - Часовня с купелью на ручье Талец. Легенда «С ручьём Талец связано ещё одно чудо. Якобы однажды в избу рядом с часовней, где жили сторож с семьёй, зашли две женщины и спросили, где находится этот ручей. Они поведали, что у них в семье есть парализованный, перед которым появился сам Алексий, человек Божий, и повелел для исцеления испить воды из этого ручья. Говорят, позже больной действительно встал на ноги».
За правильный ответ - 1 жетон.
Ведущий: А сейчас немножко отдохнём и проведем игру «Светофор».
СЛАЙД
Физминутка, зрительная гимнастика.
Игра «Светофор».
На определенный сигнал светофора вам нужно будет выполнить своё задание:
- красный свет - наклоны головы вперед, назад, вправо, влево,
- жёлтый - хлопаем в ладоши,
- зелёный - смотрим вверх, вниз, вправо, влево.
Ведущий: А куда же мы отправимся сейчас? Давайте это узнаем, ответив на вопрос … (обучающийся 4).
СЛАЙД
8. Назовите административный центр, основанный в 1584 году по указу Ивана Грозного.
Ответ: Архангельск. С начала XVП века и до сегодняшних дней город является одним из самых крупных морских портов на Севере России. Численность населения города составляет примерно 300 000 человек.
Само название города в честь предводителя небесного воинства Михаила Архангела во многом определяло и его назначение: охранять северные российские рубежи. На протяжении всей своей истории Архангельск остаётся передовым постом российского государства на Севере.
За правильный ответ - 1 жетон.
Ведущий: Прибыли мы с вами в город Архангельск, и команде предстоит ответить на вопрос … (обучающийся 5).
СЛАЙД
9. Назовите музей в г. Архангельске, в котором представлены работы художников самых различных направлений, в том числе архангельских мастеров.
Ответ: Архангельский музей изобразительных искусств образован в 1960 году. В коллекции музея более 30 тысяч произведений отечественного искусства, созданных за период с 14 века и до наших дней.
В музее хранятся коллекции древней северной иконописи и деревянной скульптуры 14-18 вв., а также богатое собрание северного народного искусства, включающее народный костюм, вышивку и ткачество, резьбу и роспись по дереву, художественный металл и керамику. Коллекция русского искусства 18-го - начала 20 веков включает произведения почти всех известных русских художников. Музей обладает лучшей в стране коллекцией современной холмогорской резьбы по кости - художественного промысла, который живет на Севере уже более четырехсот лет.
За правильный ответ - 1 жетон.
Ведущий: Едем дальше и, чтобы узнать следующую остановку, нужно ответить на вопрос … (обучающийся 2).
СЛАЙД
10. Назовите государственный музей-заповедник русских традиционных деревянных строений Архангельской области.
Ответ: Ма́лые Коре́лы. Расположен в лесном массиве рядом с деревней Малые Карелы, в 25 км к югу от центра Архангельска. Площадь территории 139,8 га. В экспозиции музея находятся около 100 гражданских, общественных и церковных построек, самые ранние из которых датируются XVI веком. Среди экспонатов - крестьянские, купеческие избы, амбары, колодцы, изгороди, ветряные мельницы, баня. Постройки разбирались по брёвнам на месте их постоянного размещения и собирались обратно на территории Малых Корел.
Площадь музея состоит четырёх секторов: Каргопольско-Онежский сектор, Двинской сектор, Мезенский сектор, Пинежский сектор.
За правильный ответ - 1 жетон.
Ведущий: После остановки «Малые Карелы» мы уже ждем вопрос от … (обучающийся 6), чтобы отправиться дальше.
СЛАЙД
11. Назовите заповедник, на территории которого находится 91 пещера.
Ответ: Пи́нежский запове́дник - особо охраняемая природная территория федерального значения в Пинежском районе Архангельской области. Основан 20 августа 1974 года. В заповеднике на девять десятых преобладают леса. Среди них доминируют ельники, затем следуют сосняки и лиственничники. Белка, бурундук, бурый медведь, рысь, лесная куница, выдра, лось - типичные виды лесных млекопитающих заповедника. Из птиц - рябчик, глухарь, встречаются ястреб-тетеревятник, мохноногий сыч, трёхпалый и чёрный дятлы. Вальдшнеп, вяхирь, серая ворона, сорока - обитатели более южных районов. На реке Сотке нерестятся сёмга, сиги, хариусы, много обычных видов рыб, таких, как щука и окунь. Пещеры образовались при растворении подземными водами сульфатной толщи (гипсов и ангидритов). Возраст пещер составляет десятки - сотни тысяч лет.
За правильный ответ - 1 жетон.
Ведущий: Итак, мы едем дальше и вопрос от … (обучающийся 3).
СЛАЙД
12. Назовите национальный парк, который является самым северным и в то же время самым большим особо охраняемым на территории России?
Ответ: Национальный парк «Русская Арктика». Парк расположен на двух полярных архипелагах: Новая Земля и Земля Франца-Иосифа. Дата создания 15 июня 2009 года. Территория парка 8,8 миллионов гектаров. Здесь нет постоянных жителей. Задача национального парка «Русская Арктика» - это сохранение культурного, исторического и природного наследия Западного сектора Российской Арктики. На эмблеме парка изображен кит-нарвал.
За правильный ответ - 1 жетон.
Ведущий: Чтобы узнать, на территорию какого парка мы с вами переместимся, нам нужно послушать задание от … (обучающийся 7).
СЛАЙД
13. Послушайте описание и догадайтесь, о каком национальном парке идет речь.
Зачитать: Расположен в юго-западной части Архангельской области на стыке Плесецкого и Каргопольского административных районов. По конфигурации территория Парка - вытянутый многоугольник. Максимальное расстояние с юга на север - 72 км, с запада на восток - 27 км.
Ответ: Кенозерский национальный парк, основан 28 декабря 1991 года, площадь парка - 140 218 га, символом парка является Никольская часовня.
За правильный ответ - 1 жетон.
Ведущий: Если вы внимательно слушали воспитателя на занятиях, то вам очень легко будет ответить на вопрос от … (обучающийся 4).
СЛАЙД
14. Посмотрите на фотографию и назовите вид росписи, и в каком национальном парке мы можем данную роспись увидеть?
Ответ: на фото изображены «небеса». Во многих церквушках Кенозерского национального парка туристы могут полюбоваться на «небеса». Так называют особый вид внутренней сводной росписи, использовавшейся когда-то только на севере Руси. На сегодняшний день в парке сохранилось 15 «небес». Это самая большая в России коллекция.
За правильный ответ - 1 жетон.
Правильный это ответ или нет, узнаем из видео.
Просмотр видео.
Ведущий: Перемещаемся на следующую станцию и слушаем вопрос от … (обучающийся 8).
СЛАЙД
15. Кто изображен на эмблеме Водлозерского национального парка и почему?
Ответ: изображен орлан-белохвост. Величественный орлан-белохвост является символом парка, охраняется государством, занесен в Красную книгу, размах крыльев 2,5 метра, в Водолозерском нац парке самая крупная на северо-западе гнездовая группировка этих птиц.
За правильный ответ - 1 жетон.
Ведущий: Завершающий вопрос от … (обучающийся 3).
СЛАЙД
16. Посмотрите на фото, назовите природный памятник и где он расположен?
Ответ: на фото береза «12 апостолов», находится в Водлозерском национальном парке. Уникальный природный памятник, который расположен на малом Колгострове. Эта необычная береза получила свое название благодаря 12 стволам, растущим из одного корня.
Ведущий: А сейчас конкурс капитанов. Просим капитанов выйти к доске и найти на карте как можно больше достопримечательностей, о которых мы сегодня говорили. За каждый найденный объект выдается жетон.
Ведущий: Ребята, у вас есть уникальный шанс заработать ещё один жетон. Отвечает команда, первая поднявшая руку.
СЛАЙД
Что изображено на жетоне?
Ответ: Герб города Северодвинска. В серебряном поле красный цветок шиповника, в оконечности щита - синяя волна. Обоснование символики: цветок шиповника символизирует гребной винт АПЛ и, кроме того, это цветок-символ первого названия места на месте будущего города Северодвинска - «Розовый». Так назвали остров Ягры участники английской экспедиции Ричарда Ченслера в 1553 году из-за удивления при высадке на берег многочисленностью кустов шиповника. Утвержден решением Малого Совета города Северодвинска от 2 июля 1993 года.
3. Подведение итогов. Рефлексия
СЛАЙД
Ведущий: Сегодня мы с вами виртуально посетили различные достопримечательности нашей области, вспомнили интересные факты, события, то, что изучали на занятиях. Эти знания обязательно пригодятся вам в будущем, а также - на заключительном занятии по программе внеурочной деятельности.
Ведущий: Сейчас подведем итог игры-путешествия, определим победителя. Команда №1 получила … жетонов, команда №2 … жетонов. Поздравляем победителей! Все молодцы! (вручение призов)
Список литературы
- Анисимов, С.В. Арктика. Магия притяжения / С.В.Анисимова. - Санкт-Петербург: Русская коллекция СПб, 2017. - 179 с.
- Бурова Н.В. Ценные природные территории Архангельской области / Н.В.Бурова Д.А.Добрынин и др. - Архангельск: Дирекция особо охраняемых природ. территорий регион. значения, 2010. - 67 с.
- Елизарова, О.П. Заповедное Пинежье. Природные, исторические, культурные достопримечательности окрестностей п. Пинега / О.П.Елизарова, Т.Н.Кузнецова, В.А.Чухарева и др. - Архангельск: Пинежский заповедник, 2010. - 63 с.
- Ермолин Б.В. Особо охраняемые природные территории и объекты Архангельской области: учебное пособие / Б.В.Ермолин. - Архангельск, 2002. - 220 с.
- Кодола О.Е. Природа Архангельской области / О.Е.Кодола. - Архангельск, 2006. - 32 с.
- Маслова М.Л. Чудотворное урочище Куртяево: буклет / авт. текста Г.В. Жикина, А.И. Климов; отв. ред. М.Л.Масловой. - Северодвинск: Муницип. библ. Система.
- Пучниной Л.В. Пинежский заповедник / [авт. очерков: С.В.Ильин, Л.В.Пучнина, А.М. Рыков и др.]; под ред. Л.В.Пучниной. - Архангельск: Студия Виктор, 2002. - 50 с.
- Суетин Б.П. Летопись города Северодвинска, 1936-2018 годы / Б.П.Суетин. - [Архангельск]: Лоция, 2019. - 600 с.
- Червякова Н. Национальный парк «Онежское Поморье» / Н.Червякова. - Издательство «СДВ-ОПТИМА», 1999. - 43 с.