Совершенствование системы начального образования направлено на решение ряда важнейших задач, среди которых следует особо выделить создание прочного фундамента для последующего обучения. Успешность решения данных задач во многом зависит от того, как устроена система оценки образовательных достижений: насколько она стимулирует учащихся; включает их в самостоятельную оценочную деятельность. В 1 классе я использую такую систему оценивания.
Система оценивания занимает особое место в педагогических технологиях достижения требований федерального государственного образовательного стандарта и планируемых результатов освоения программ начального образования. Оценивание рассматривается как одна из важных целей обучения, призванных помочь учителю выбрать наиболее эффективные приемы и средства обучения, которые бы поощряли учащихся к развитию и дальнейшему продвижению в познании. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов.
В 1 классе использую такую систему оценивания.
Я работаю по программе «Школа России» в 1 классе. Как известно, у первоклассников безотметочное оценивание, которое я изучала по новым ФГОС и хочу поделиться своими наработками. С первых уроков я давала возможность детям оценивать прошедший урок. На уроках письма и математики они на полях ставили себе кружочки, соответствующие их результатам работы:
- красные - замечательно,
- синие - хорошо,
- зелёные - не очень хорошо.
Затем своё оценивание показывали мне. Для этого были сделаны каждому ребёнку шкала оценивания: картонные цветные кружочки: красного, синего и зелёного цвета, выбирая цвет, соответствующий их результату работы на уроке. Эта рефлексия, стала после двух месяцев обучения, основой для адекватной самооценки своих учебных действий. Оценивается каждая учебная задача, каждый шаг ребёнка. За урок они могут получить несколько кружочков и могут несколько раз 1 действия. Я учу сравнивать цель и результат. Даю детям возможность оценить содержание своей письменной работы. Раздав тетради с проверенными работами, веду диалог с учениками, в котором главным являются такие вопросы: - Какое у вас было задание? Кто заработал слово «Молодец», «Хорошо», «Отлично»? - Посмотрите каждый на свою работу - согласны, что задание выполнено? Что бы вы сделали по-другому?
Затем перехожу к следующему этапу: учу видеть ошибки, сравнивать свою работу с эталоном. Дети пишут на доске буквы, цифры, а я спрашиваю: «Дети, кто заметил неправильное написание или соединение и может его исправить?» Ученики с удовольствием выходят к доске и выполняют сравнение. Обязательно найдутся дети, кто увидит неправильно написанный элемент или недоведенный элемент. При этом оцениваются только успешные решения. В качестве «награды» за решение задачи я даю ученику кружок или разрешаю нарисовать его себе в тетради красного цвета.
Ещё я готовлю детей признавать свои ошибки, не расстраиваться. Многие, к концу второго месяца обучения, перестали огорчаться, а просто работают и просят разрешения на исправление ошибки. (По математике и письму). В случае признания ошибки, кружок в тетради закрашивают не полностью, при этом доля закрашенного значения не имеет. Конечно, были случаи, когда ребёнок совсем не справился с учебной задачей, в таком случае он себе рисует пустой кружочек. Но таких уже нет. Когда я научила детей самооценке, я перестала проговаривать все вопросы алгоритма самооценки и предложила ученикам самим задавать себе эти вопросы и отвечать на них. Систему оценивания выстраиваю таким образом, чтобы ученики включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычки самооценки, самоконтроля и взаимопомощи. Оцениваю только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные его качества. Оцениваю только то, чему учу.
При введении курса русского языка, я научила детей на уроке прогнозировать успешность выполнения задания. До выполнения задания дети ставят на полях знаки:
- Зеленый - Я доволен своей работой!
- Желтый - В работе допускал ошибки, но я исправлюсь.
- Красный - Недоволен своей работой. Мне нужна помощь.
Затем провожу проверку по эталону, самооценку. - Посмотрите, какой значок вы поставили на полях перед выполнением задания. Подтвердились ли ваши ожидания? Поставьте рядом новый знак. - У кого знаки до начала работы и после окончания совпали? У кого не совпали? Как вы думаете, почему? Опрашиваю учащихся: - Какое задание выбрал? Подтвердились ли твои ожидания? Какую цель поставишь перед собой? Теперь на уроках мы с детьми ставим уже не разноцветные кружочки, а плюсы и минусы. Нет ошибок - делай отметку на самом верху, есть ошибки - в самом низу, Если я согласна, то обвожу достижения ученика. (Отличие плюсов и минусов от стандартных оценок в том, что их нельзя накопить, сделав предметом сравнения). Самооценка ученика всегда предшествует оценке учителя. Несовпадение оценок является предметом здорового обсуждения - самооценка ученика дифференцируется. Ребенок учится видеть свою работу как сумму многих умений. В процессе самооценки ребенок учится себя контролировать. Ввожу задания, обучающие ребенка сличать свои действия с образцом. Ребенок имеет право на сомнения и незнание. Это право оформляется не только устно, но и вводятся знаки «сомнения», которые очень высоко оцениваются. Необходимо учить ребенка отделять известное от неизвестного, иногда возможно давать оценку высших достижений: «самый быстрый», «самый грамотный», но с этой системой нужно быть очень осторожным, так как атмосфера соревновательности иногда выходит во вред.
Пользуюсь советами Г.А.Цукермана:
- не скуплюсь на похвалу;
- хвалю исполнителя, критикую только исполнение (давай в этом примере найдем две ошибки);
- ставлю перед детьми только конкретные цели и не более одной задачи; Стараюсь не употреблять выражения: «не думал», «не старался», лучше обходится репликами «ты так думаешь», «это твое мнение», «давай послушаем других». Соблюдение таких принципов способствует воспитанию таких качеств личности ребенка, как уверенность в своих силах, правильная оценка возможностей, развивается подлинный познавательный интерес к учению. По литературному чтению я разработала график «Я расту», в котором с сентября по май месяц будет отражена техника осмысления прочитанного. Технику чтения, вместе с родителями, мы отметили на графике. Эта работа продолжится в течение года. Постепенно ввожу средства, позволяющие самому ребенку и его родителям видеть динамику учебной успешности.
Для ознакомления родителей обучающихся с информацией об успешности школьника, использую различные формы фиксации оценок:
- лист индивидуальных достижений (позволяет ребенку фиксировать результаты на индивидуальной шкале);
- лист тематического контроля (фиксирует информацию о продвижении обучающихся);
- лист итогового контроля (фиксирует процентные данные о выполнении обучающимися федерального государственного образовательного стандарта).
Новой формой оценки достижений обучающихся на уровне начального общего образования является портфолио (портфель достижений) - способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучающихся. Портфолио достижений - это действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:
- поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;
- поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
- развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся;
- формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
Портфолио достижений представляет собой специально организованную подборку работ, которые демонстрируют динамику, прогресс и достижения обучающегося в различных областях.
В портфолио обучающихся уже с 1 класса, включаю следующие материалы:
- Выборки детских работ - формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых учащимися факультативных учебных занятий, реализуемых в рамках образовательной программы образовательного учреждения. Обязательной составляющей портфеля достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам.Остальные работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.
- Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т.п.) за процессом овладения универсальными учебными действиями
- Материалы, характеризующие достижения обучающихся в рамках внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности, например результаты участия в олимпиадах, конкурсах, смотрах, выставках, концертах, спортивных мероприятиях, поделки и др.
Незнание - не порок, а стимул к познанию, поэтому важно не наказывать ученика за незнание и ошибки, а стимулировать к познанию через похвалу, одобрение, создание ситуации успеха, совет, поддержку и сотрудничество.
Образовательные стандарты третьего поколения ориентированы на достижение планируемых результатов образования, при этом особое значение имеет оценка - она выступает одновременно в качестве цели, элемента содержания и средства обучения и учения.