Практические инструменты по сопровождению и управлению проектами

Разделы: Внеклассная работа


Сегодня мы живём в условиях нестабильности и быстро меняющегося мира, что требует быстрой адаптации и гибкости в принимаемых решениях. Для эффективного решения многих задач применяют проектный подход, так как он является одним из ключевых инструментов современного менеджмента, позволяющим эффективно управлять сложными задачами, успешно реализовывать стратегию и добиваться желаемых результатов. Проектный подход применяется в различных сферах деятельности, таких как бизнес, наука, социальная сфера, информационные технологии и многие другие.

Образование тоже не должно оставаться в стороне и помогать процессе для подготовки современных детей к успешной конкуренции. Это поможет им легче адаптироваться к жизни, позволит им выявлять новые возможности, развить коммуникационные навыки и формировать в себе лидерские качества.

Для этого необходимо в учебный процесс встраивать проектную деятельность. Проектная деятельность способствует внедрению инновационных подходов и развитию обучающихся. Она способствует повышению эффективности работы, улучшению качества познания различных направлений жизнедеятельности человека, развитию креативности и командной работы.

Для того чтобы ученик мог владеть проектным подходом, необходимо в нём формировать проектное мышление. Проектное мышление - это способ мышления, ориентированный на решение конкретных задач путём системного подхода к планированию, организации и реализации проектов.

В современной школе проектная деятельность осуществляется в старших классах в виде индивидуального проекта. Но не у всех учащихся получается эффективно справиться с поставленной задачей, из-за чего это может привести к «слабым» проектам. Такая же проблема существует и в нашем образовательном центре. Поэтому было решено в рамках внеурочной деятельности ввести в 5 и 6 классах пропедевтический курс по проектной деятельности один раз в неделю.

Свой авторский курс я веду уже второй год, стараясь компилировать и использовать различные методики и технологии современных авторов. Программу курса приходится периодически корректировать в течение года, поскольку у обучающихся может быть разный уровень познания. Но у курса есть своя логика и структура.

Первый шаг, который я делаю с учениками при изучении проектной деятельности это знакомство. Это очень важная часть, даже если это уже сложившийся коллектив. Знакомство провожу с помощью различных упражнений. Тренинги являются полезным инструментом для развития личности ребенка, формирования его коммуникативных навыков и укрепления дружеских связей в коллективе. Если использовать правильно подобранный тренинг, он позволит сразу понять «атмосферу» в классе, выделить лидеров, тех, кто нестандартно мыслит, и тех, кто готов к взаимодействию.

Один из любимых тренингов на знакомство - «С каким персонажем я себя ассоциирую и почему?». Каждый участник должен найти в телефоне картинку персонажа, с которым он ассоциирует себя, показать всем и объяснить, почему именно этот персонаж.

Этот тренинг вызывает у детей сильный эмоциональный отклик, погружая их в атмосферу доверия, что позволяет им проявить себя с новой стороны. При знакомстве с персонажами в классе моментально формируются группы по интересам, что может привести к коллективному проекту. Для учителя такой опыт также ценен, поскольку он обогащается современными персонажами и понимает, с какими проблемами они сталкиваются, параллельно выясняя, что волнует современного школьника. В результате этот процесс способствует развитию эмоционального интеллекта, социализации и пробуждает интерес к учёбе в классе.

Следующим шагом будет "тренировка" мозга. Как мышцы спортсмена, мозг тоже нужно тренировать. Для этого существует большое количество методов - мозговой штурм, свободные ассоциации, дивергентное мышление, решение задач по ТРИЗ и другие. Можно использовать готовые сборники упражнений, и в этом может помочь книга Игоря Намаконова "Креативность: 31 способ заставить мозг работать". В этой книге автор собрал большое количество инструментов, которые помогут развить креативность. Все предлагаемые методы разобраны и приведены примеры, в ней много практических заданий и готовых упражнений.

После "разминки" мозга можно переходить к более сложным вещам, таким как объяснение того, что представляет собой проект. В этой части я кратко раскрываю основные понятия, такие как цель проекта, задачи, ресурсы, риски. В конце объяснения, чтобы у учащихся сложилось понимание о проекте, я формулирую три основных вопроса, которые они должны запомнить: Что? Как? Зачем? "Что?" - означает, что мы будем делать в рамках проекта. "Как?" - каким образом мы будем это делать. И самый главный вопрос каждого проекта: "Зачем?" - зачем мы вообще занимаемся этим проектом. Если участники не осознают, зачем им нужен этот проект, то существует большая вероятность, что он не будет успешным.

Самый сложный этап проекта, который занимает несколько месяцев, это выбор темы для проекта. Из моего двухлетнего опыта обучения проектной деятельности я хотел бы отметить, что наиболее успешными являются проекты, которые волнуют самих учеников. Вероятность успешного выполнения "личного" проекта очень высока.

Для поиска темы проекта я использую упражнение "Любит - не любит". Ученикам предлагается разделить лист бумаги пополам, на одной половине написать "Я люблю", на другой - "Я не люблю". Затем им даётся три минуты на заполнение каждой колонки по двадцать пунктов. После завершения упражнения все участники по очереди зачитывают свои варианты. Остальные участники внимательно слушают, отмечают и поднимают руку, если есть совпадения. В этом упражнении так же, как и с ассоциацией с персонажем, могут объединиться группы, которых связывают какие-то увлечения. После этого я предлагаю сформулировать две темы с использованием из двух колонок: самое любимое и самое нелюбимое. Впоследствии это может стать большим проектом. Например, ребёнок не любит просыпаться рано утром, он разрабатывает проект исследования "Как встать раньше петухов? ".

После того как определились с тематикой проекта, я ещё раз проговариваю основные этапы создания проекта: подготовительный, планирование, реализация проекта, презентация проекта, осмысление и оценка проекта. Про последний этап я говорю, что он на самом деле должен присутствовать на каждом этапе. Например, поставили цель, определили проблематику, придумали продукт. На этом этапе я всегда проговариваю: Ваша цель соответствует поднимаемой вами проблеме? Ваш упродукт решает проблему? Если от обучающихся слышу утвердительный ответ, разрешаю им переходить к следующему этапу.

Чтобы не потеряться при создании проекта, учащимся предлагаю использовать два полезных инструмента. Первый из них - Диаграмма Ганта. Этот инструмент помогает визуализировать и управлять этапами проекта. Диаграмма Ганта представляет собой горизонтальную линейную диаграмму, где каждая строка отображает отдельный этап, а его длина указывает на продолжительность этого этапа. Второй важный инструмент - дневник проекта. Дневник проекта используется для записи и отслеживания ключевых событий, принятых решений, прогресса, возникших проблем и успешных достижений в процессе ведения проекта. Он помогает учащимся оставаться в курсе всего происходящего в проекте, обеспечивает более ясное представление о текущем состоянии дел и способствует исключению возможных проблем в будущем. Учитель в любой момент взяв дневник проекта может понять на каком он этапе находятся, и вмешаться в процесс если это требуется.

У меня установлены три контрольные точки для отслеживания готовности проектов, которыми занимаются учащиеся, которых я обучаю.

Первая контрольная точка - Защита идей, проходит в январе. На это мероприятие я приглашаю всех учащихся, разработанные проекты под моим руководством. Я также приглашаю экспертов - представителей всероссийского конкурса грантов РДДМ. Каждому проекту отводится 3 минуты: одна минута для представления идеи проекта и две минуты для получения обратной связи от экспертов. Этот этап важен не только для оценки реалистичности и выполнимости идей проекта экспертами, но и для развития навыков публичных выступлений, умения четко и ясно излагать мысли, работать с микрофоном и кликером, а также для анализа и обратной связи по проектам других учащихся.

Ярмарка проектов, которая проходит в марте, является значимым событием для учащихся, представляющим свои проекты. Это публичное мероприятие, где обучающиеся могут продвигать свои проекты и бороться за возможность пройти в следующий этап - очную защиту. Ярмарка проходит в просторном холле, где выставлены экспозиции каждого участника. Каждый участник самостоятельно готовит и оформляет свою выставочную площадку, и в случае необходимости организации ноутбука, флипчарта или распечаток, я оказываю помощь в их организации. Во время перемен учащиеся стоят у своих стендов и рекламируют свои проекты, привлекая внимание любого заинтересованного школьника или учителя, которые могут проголосовать с помощью игровых жетонов. Жетоны выдаются при регистрации на ярмарке - учащиеся получают по одному жетону, а учителя по пять, что помогает сбалансировать выбор проектов. Помимо этого, параллельно с ярмаркой проходит онлайн-голосование, в котором могут принять участие и родители учащихся. Ярмарка проектов - это замечательная возможность для учеников улучшить навыки презентации, креативно проявить себя и показать свои творческие достижения. Это также полезный этап развития учебных и карьерных навыков, которые будут им полезны в будущем.

Апрельские защиты проектов являются кульминацией проектной деятельности для учеников. На этом этапе они представляют свои проекты перед жюри, в которое входят эксперты, родители и учащиеся старших классов. Ученик рассказывает о целях своего проекта, его результате и значимости. Члены жюри задают вопросы, чтобы оценить глубину знаний и аналитические способности учащегося. В конце жюри выбирает лучший проект из представленных. Это важное событие подчеркивает достижения учеников и помогает им продвигаться вперед в своем образовательном пути. Также есть приз лучший проект по версии Родителей, его родители выбирают онлайн голосованием.

В мае мы проводим на занятиях общую рефлексию, где разбираем общие ошибки и успехи проектов, пытаемся наметить планы на следующий год.

Подводя итоги за последние два учебных года, можно отметить следующее: в учебном году 2022-2023 было реализовано 36 проектов, а в учебном году 2023-2024 их количество увеличилось до 44. Качественно, отличившийся проект Артёма Пинчука «Сборник сказочных задач», занял третье место среди всех школьных проектов. Этот проект, основанный на персонажах русских народных сказок, был успешно представлен в литературно-художественном журнале «Колокольчик+», где его задачи публикуются в разделе для подготовки к Всероссийским проверочным работам.

Я уже начинаю планировать деятельность на следующий учебный год. Мне бы хотелось привлечь к проектной деятельности не только учащихся, но и их родителей, чтобы создавать семейные проекты. Для успешной реализации этого плана я нашел отличного помощника - искусственный интеллект. Я надеюсь, что в следующем году, совместно с этим ИИ, учащимися и их родителями, мы сможем создать еще больше качественных и интересных проектов.