В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее - Стандарт), одной из образовательных областей является «Художественно-эстетическое развитие», которое предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Содержание данных областей образования зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами образовательной программы и может реализовываться в различных видах деятельности, рассмотрим подробнее на примере музыки:
- в младенческом возрасте (2 месяца - 1 год) - восприятие музыки, детских песен и стихов;
- в раннем возрасте (1 год - 3 года) - восприятие смысла музыки, сказок, стихов;
- для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - восприятие художественной литературы и фольклора, музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах).
Так, в младенческом возрасте предполагается восприятие музыки, в раннем возрасте - смысла музыки, дети дошкольного возраста должны воспринимать и понимать смысл прослушанных музыкальных произведений, добавляется пение, движения под музыку и игра на соответствующих возрасту музыкальных инструментах.
Музыка проникает во многие области воспитания и образования детей, так, композитор
Д.В.Кабалевский писал следующее: «музыка является могучим и ничем не заменимым средством формирования их духовного мира».
В дошкольном возрасте формируются не только знания, но и фундаментальные характеристики личности ребенка: «образа Я», самооценки, нравственных ценностей и эмоциональной сферы.
Дети дошкольного возраста во время прослушивания классический музыки (в рамках музыкальных занятий, праздников и т.д.) приобретают такие значимые качества, как духовная чуткость, бережное отношение к природе и всему живому, коллективизм, любовь к своему делу.
Прослушивание классической музыки и ее последующий анализ формируют в детях умение сопереживать, позволяют упражняться в хороших, добрых поступках, а дополнительная к прослушиванию музыки деятельность в виде пения, музыкально-ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах позволяют детям лучше понять музыкальные произведения великих российских классиков.
Воспитывая восприятие классической музыки, формируя идеалы красоты, важно слушать с детьми произведения русских композиторов П.И.Чайковского, М.И.Глинки, М.П.Мусоргского, Н.А.Римского-Корсакова, С.С.Прокофьева, Д.Д.Шостаковича, Д.Б.Кабалевского, Г.В.Свиридова и др.
Восприятие музыки можно разделить на 4 этапа:
- Привлечение детского внимания к слушанию музыки, настрой на восприятие;
- Повторное слушание с последующим музыкальным анализом, разбором впечатлений;
- Закрепление представлений о прослушанной музыке в музыкальном опыте ребенка, запоминание произведения, готовность рассуждать о нем, желание послушать еще раз;
- Создание условий для выражения ребенком результатов музыкального восприятия в игровой, художественной, двигательной деятельности.
Стандарт также раскрывает задачи музыкального воспитания и развития ребенка в иных образовательных областях.
Например, образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.),
В образовательной области «Социально коммуникативное развитие» речь идет о формировании представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
Образовательная область «Речевое развитие» предполагает развитии звуковой и интонационной культуры речи.
Образовательная область «Физическое развитие» подразумевает задачи развития таких физических качеств, как координация и гибкость; развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
Также можно выделить задачи развития музыкальной эрудиции и культуры дошкольников, ценностного отношения к музыке как виду искусства, музыкальным традициям и праздникам. Это и задачи, связанные с развитием опыта восприятия музыкальных произведений, сопереживания музыкальным образам, настроениям и чувствам, задачи развития звукового сенсорного и интонационного опыта дошкольников. Музыка выступает одним из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природ и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств.
Конкретизируем формы музыкальной деятельности с детьми раннего и дошкольного возраста, основываясь на указанных в Стандарте возрасто-сообразных видов деятельности.
1-3 года (ведущая деятельность предметная, предметно-манипулятивная):
- игровое экспериментирование со звуками на предметной основе;
- игры-эксперименты со звуками и игры путешествия в разнообразный мир звуков (немузыкальных и музыкальных);
- предметное коллекционирование (выставка погремушек, детских музыкальных инструментов, любимых музыкальных игрушек и т.п.);
- музыкально-игровые приёмы (звукоподражание);
- музыкальные и музыкально-литературные загадки;
- музыкальные пальчиковые и музыкальные логоритмические игры;
- музыкально двигательные игры-импровизации;
- музыкальные сказки (слушание и исполнительство).
3-5 лет (ведущая деятельность игровая):
- музыкальные сюжетно-ролевые игры (песня-игра);
- музыкальные игры-фантазирования;
- игровые проблемные ситуации на музыкальной основе;
- усложняющиеся игры-эксперименты и игры путешествия;
- музыкально-дидактические игры;
- игры-этюды по мотивам музыкальных произведений;
- сюжетно-проблемные ситуации или ситуации с ролевым взаимодействием;
- концерты-загадки;
- беседы, ответы на вопросы детей о музыке.
5-7 лет (сложные интегративные виды деятельности, переход к учебной деятельности):
- ситуативные задачи, их широкая вариативность;
- музыкально-дидактическая игра;
- компьютерные музыкальные игры;
- исследовательская (опытная) деятельность;
- проектная деятельность;
- театрализованная деятельность;
- хороводная игра;
- музыкальные игры-импровизации;
- музыкальные конкурсы, фестивали, концерты;
- музыкальные экскурсии и прогулки, музыкальный музей;
- клуб музыкальных интересов;
- коллекционирование (любимых музыкальных произведений и т.д.);
- самостоятельная музыкальная деятельность детей.
Таким образом, прослушивание классической музыки в дошкольном возрасте, а также выполнение соответствующих действий сформирует в детях умение сопереживать, разовьет звуковую и интонационную культуру речи, мелкую моторику, а также сформирует нравственные ценности и т.д.
Список литературы
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
- Ветлугина Н.А., Музыкальное развитие ребенка / Н.А.Ветлугина. - М.: Просвещение, 1968. - 413, [2] с. - 0.90 р. ББК 74.200.551
- Глазунова С.Н., ФГОС о музыкальном воспитании в ДОУ - 2019.