Боевой путь ветерана Великой Отечественнгой войны, директора школы, заведующего РОНО, Яковлева Бориса Леонидовича

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа, Конкурс «Немеркнущий подвиг народа» (Великой Отечественной войне посвящается)


Введение

Актуальность работы

Патриотическое воспитание и гражданское становление подрастающего поколения является актуальным во все времена. Для нашего народа слово «Победа» исполнено глубочайшего смысла. Проходят годы, десятилетия, сменяются поколения, но разве можно забыть подвиг воинов, защитивших не только нашу жизнь, но и само звание человека, которое хотел растоптать фашизм. Все дальше и дальше уходят от нас героические дни 1941-1945 годов. Все меньше становится среди нас победивших в той войне ветеранов. Однако память о событиях семидесятилетней давности никуда не ушла; она остается с нами. Для нынешнего подрастающего поколения ВОВ - это далекое прошлое, которое не имеет для них прямого отношения к современной жизни. Духовное воспитание невозможно без знания героического прошлого России. Поэтому очень важно, чтобы ребята из первых уст, от живых участников тех событий узнали о войне, прониклись уважением и гордостью к ветеранам войны и тружеником тыла. Сегодня особенно важно вернуться к истокам нашей великой победы, осмыслить уроки и ценности этого величайшего события века.

Практическая значимость

  • применение и использование учащимися исследовательских продуктов в урочной и внеурочной деятельности (мультимедийных презентаций, докладов, сообщений, статей);
  • неформальное общение школьников с ветеранами Великой Отечественной войны, расширение знаний об исторических событиях.
  • проведение уроков, классных часов по результатам поисковой и исследовательской деятельности.
  • размещение материалов о ветеранах войны на сайте школы, участие в проекте «1 Сентября» с дальнейшим использованием их в воспитательном процессе школы.
  • позитивная тенденция к увеличению количества учащихся, включенных в реализацию исследовательского проекта.

Проблемой данного исследования является отсутствие должного внимания подрастающего поколения, незнание подвигов ветеранов ВОВ, живущих рядом с нами. Как мы пришли к такому выводу? В школе мы провели опрос среди седьмых классов. Никто не мог назвать ветеранов ВОВ нашего города. А ведь мы «в неоплатном долгу перед солдатами Великой Отечественной войны».

Обоснование выбора. Тему нашей исследовательской работы « Боевой путь ветерана ВОВ, директора школы, заведующего РОНО, Яковлева Бориса Леонидовича» подсказала нам наш классный руководитель, Заболотникова Наталья Юрьевна, мама , которой , Калачёва Лидия Матвеевна работала в школе № 845 вместе с директором Яковлевым Б.Л. Нашей задачей явилось то, что нам предстояло познакомиться с ним, узнать о его жизни и подвигах во время войны, проследить его послевоенные годы. Мы посетили Совет Ветеранов 3 Б в третьем мкрн. г.Зеленограда, собрали материал о ветеране, изучили газеты, статьи, взяли интервью по телефону у Бориса Леонидовича.

Гипотеза исследования: получение новых сведений, фактов из истории ВОВ от участника событий войны, а ныне ветерана ВОВ Яковлева Б.Л.

Цель исследования: познакомить наших одноклассников с героической биографией одного из участни.

Присоединиться по ссылке: https://sferum.ru/?call_link=YtXV0k5KUoU5ttUElo6hCF__rqaEntMBwX4Q4j0qZ2U
участников Великой Отечественной войны - Яковлева Бориса Леонидовича.

Задачи:

  • Повышение престижа у подрастающего поколения подвига Советского народа в годы войны, осознания значимости Победы для страны и всего мира.
  • Развивать познавательный интерес к истории своей страны, воспитывать чувства патриотизма.
  • Развитие навыков исследовательской и проектной деятельности.
  • Развивать коммуникативные качества учащихся при поиске и сборе информации.

Методы исследования: анализ, синтез, систематизация, обобщение, практический метод.

Приложение

Глава 1. Служба в армии

1.1 324 гаубичный артиллерийский полк

Борис Леонидович родился в 1921 году, прошел войну, начиная с самого первого ее дня. В 1939 году, после окончания средней школы, его с одноклассниками призвали в ряды Красной армии согласно закону Верховного Совета в связи со сложной обстановкой. Двадцатилетие совпало с началом Великой Отечественной войны. Он служил в 324-м гаубичном артиллерийском полку, в который прибыли всем классом, что бывало редко, окончил полковую школу. Полк располагался на границе с Германией, в 35 км от города Перемышль. Борис Леонидович служил в Западной Украине - сначала в Тернополе, потом около самой границы, в районе Перемышля. В тот момент Польша была захвачена Гитлером. Установилась граница между Германией и Советским Союзом. «Так что тут мы видели немцев в течение всего лета. Они на самолётах летали, играли в футбол», рассказывает ветеран.

1.2 Командир орудия

«Я был артиллеристом. У нас была артиллерия крупного калибра, один снаряд весил 100 килограмм и пробивал железобетонные сооружения. Мы должны были разрушать мосты, стены, долговременные огневые точки, скопления танков. Тяжёлые орудия перевозились трактором особой мощности, «Ворошиловцем», - отдельно ствол, отдельно лафет. Расчёт состоял из четырнадцати человек. Меня назначали командиром орудия.

Накануне войны мы находились на полигоне, провели стрельбы по заданию. Рядом с нами располагалась знаменитая 99-я стрелковая дивизия, которая была в то время самой лучшей в Красной Армии. Об этом говорил в приказе министр обороны, маршал Тимошенко. Они стояли в районе Перемышля. А мы стояли чуть восточней, отходили от самой границы.

У нас в артиллерии был сильный состав; ребята все со средним образованием. Каждый наш выстрел стоил в мирное время тысячу рублей, или, как нам всегда говорили, «он стоил офицерских хромовых сапог». Поэтому для выстрела нужно было готовить точные данные. У нас были вычислители, разведчики, которые устанавливали расстояние до цели. А мы производили выстрел. 14 человек обслуживали огромное орудие, для которого нужно было копать котлован. Снаряд поднимали два человека. Была специальная тележка, прямо как на корабле. Гаубица - очень сложное устройство. Весила она 19 тонн. Когда её грузили на железнодорожный состав, отдельно грузили ствол (он весил 5 тонн), и отдельно лафет - железнодорожный вагон не выдерживал массу всего орудия», вспоминает Борис Леонидович.

Глава 2. Начало войны

Из воспоминаний Б.Л. «… В течение первого месяца нам пришлось вынести тяжелейшее потрясение: эвакуировались огромные массы людей, шли воинские части, вдоль дорог лежали убитые, мирное население гнало животных, спасаясь от войны, кругом были ужас и стоны. Немецкие самолеты бомбили города. Помню, один из них летал так низко, что я видел, как летчик вынимает пистолет и стреляет в людей на земле. Это было в первый день войны...

Жертв в первый месяц войны было очень много. Сначала была горечь отступления , тревога, с боями, потерей друзей, но с верой в неизбежную победу. Несмотря на то, что в то время военное положение в Европе было очень серьёзное. Известие о том, что началась война, стало неожиданным. «Мы стояли в лагере, разутые, раздетые; отдельно стояла техника. Когда немцы начали наступать, мы были не готовы, не знали, как действовать. Была команда получить оружие, противогазы, выходить на главную линию, приготовиться к движению. Никто ничего не говорил. Только утром рано услышали гул. Кто-то сказал: «А может, война?..», рассказывает Борис Леонидович.

В армию были призваны мужчины от 18 до 55 лет. Многие - из запаса, старослужащие, которые воевали ещё в Первую мировую. В взводе было четырнадцать человек - белорусы, украинцы, узбеки, киргизы, русские.

Потеряв всё своё военно-техническое преимущество в первые недели ВОВ, Советский Союз уже через несколько месяцев перехватил стратегическую инициативу. И не потому, что нацистов победил «генерал Мороз», не потому, что «завалили врагов трупами». В действительности автоматов в вермахте было в лучшем случае 10-15 на полк, основным видом вооружений немецких солдат была маузеровская винтовка: решительно ничем не лучше усовершенствованных магазинных трёхлинеек, что были у советских солдат1.

_____________

1 Мединский В.Р. Мифы о России, М.,ОЛМА Медиа Групп, 2014.

2.1 Отступление в районе Яворова

Из воспоминаний Б.Л. «Когда началась война, мы стали отступать после нашего неудачного обстрела немецких танков в районе Яворова. Помню, рано утром спрашиваю: «Какое сегодня число?» - «26 июня» - «Боже мой, мне же 20 лет...». Страшным и неприятным было это отступление. Воинские части отступают, немцы летают над головой, пролетают вдоль рядов, зенитчики стреляют. Наших самолётов не было видно. Это был Западный фронт. Мы отступали воинскими частями до нашей старой границы. Мы считали, что там укрепления, и что там мы займём оборону. Но её не удалось занять, потому что немцы шли по пятам. К тому же, не было никакой организованности. Мы отходили, дошли сначала до Киева, потом до Харькова, потом нас отправили в глубокий тыл - республика Марий Эл, поскольку гаубичные орудия очень тихоходные и тяжелые, они годятся только для наступления и для крепкой обороны.

К слову, вместе с нами при отступлении из Львова ехала известная польская писательница Ванда Василевская; она ехала на нашем лафете. Ее супруг - писатель и драматург Александр Корнейчук. Во Львов немцы входили с западной стороны, а мы уходили на восток. Это было уже 30-го июня. Тогда нас здорово подбили. Потом нас отправили в тыл, потому что тяжёлая артиллерия нужна только для поддерживающей обороны и в наступлении.

Пока мы продвигались, был большой немецкий налет - одни самолеты прилетали, другие улетали. 24-го, в полуденные часы было очень страшно, огромное количество самолетов, наших ни одного нет, и бесконечное движение населения с запада на восток, воинские части стали отходить, пехота отходить, полная неразбериха. Только мы приготовились, зарядили орудия, дали несколько залпов - и поступила команда «отходить». Началось массовое движение войск на восток. Я окончил сержантскую школу и принял командование. Всю войну я прослужил командиром орудийного взвода в артиллерии».

2.2 История военной части

В мае 1943 года переформированная часть вторично выехала на фронт. Часть, в которой служил Борис Леонидович, принимала участие во многих сражениях: освобождение Запорожья, Севастополя, Одессы, Крыма. Из Крыма военную часть перебросили под Ленинград. После освобождения Карелии, часть вернулась на Украину. Освобождали Румынию, Венгрию, где шли затяжные бои. Победу встретили западнее Будапешта.

Воинским частям, которые отличались во время боевых действий, приказом Сталина объявлялась благодарность. После войны бойцам этих частей выдавали справки, подтверждающие, что они действительно сражались и отличились. Таких справок у Бориса Леонидовича восемь. Верховный Главнокомандующий шесть раз отмечал эту военную часть.

«Когда орудия гремят,
Когда огонь кругом,
Родной земли простор примят
Немецким сапогом

Клянёмся! Клятвой боевой,
Как в прежние года;
Враги заплатят головой
За наши города2.

_____________

2 Шанцев В.П. Слово солдата победы, М., Патриот, 2005.

2.3 Полковая школа старшего сержанта

Окончив полковую школу старшим сержантом, Борис Леонидович понимал ответственность за себя и за всех солдат. Он понимал, что на него смотрят солдаты. Эта ответственность оставалась до конца, что нужно точно, четко, ясно, вовремя исполнять свои обязанности. Если окоп надо рыть - то до конца это делать, потому что если пренебрежительно это делать, то будешь жертвой этого, если налет - соблюдать порядки, что, где и как укрытие иметь, оружие должно быть всегда начищено и приготовлено, казалось бы, это вот все элементарные вещи, тем не менее они играют большую роль.

«Перед нами стоял долг. Если воинская часть держит оборону, а позади тебя другая часть, то эти солдаты на тебя надеются, что ты эту оборону сдержишь. Поэтому всем солдатам я объясняю, как важно соблюдать дисциплину»3.

_____________

3 kprf-zelenograd.ru65let_pobeda/jakovlev.html

Глава 3. Наступление

В мае 1943, полк, где служил Борис Леонидович, был отправлен на Украину, участвовал в боях за Запорожье. Затем полк перебросили в Крым. Потом овладели городом Джанкой и двинулись дальше, на Севастополь. «Это был крепкий орешек, войск там много скопилось, принимали участие в штурме. Несколько орудий из воинской части, в том числе и наше, стояли и били прямой наводкой, в полкилометра от Сапун-горы. Мы уже не отступали, шли дальше - в западную часть Украины, в Никополь, Николаев», вспоминает Борис Леонидович. Дальше, в 1944 году последовало освобождение Крыма, Севастополя.

3.1 Форсирование озера Сиваш

Незабываемым было форсирование при переходе озера Сиваш. Его ещё называют Гнилое Море, потому что оно вонючее, как болото, но глубокое. Со слов ветерана, мы поняли, что сапёры заложили понтонный мост - 3 километра 200 метров, захватили большой плацдарм, 20 на 20 километров, и стали готовить технику, подвозили туда танки, боеприпасы; пехота копала окопы. Движение на этот плацдарм шло через мост. «Когда ехали по нему, было ощущение, будто едешь по клавишам рояля: вверх - вниз, вверх - вниз. Это большие доски, проложенные на понтонные лодки: три слева, три справа. Так как значительная часть Крымского полуострова была в руках у немцев, они слева и справа установили свои орудия, периодически обстреливали эти переправу, и ещё нас бомбили с самолётов.

Перед тем, как вступаешь на переправу, на КПП предупреждают, что если машина остановится на пять минут на мосту и не может двигаться, её сбрасывают в Сиваш. Независимо от того, что ты везёшь - раненых, продовольствие или боеприпасы. Это закон военного времени, ничего обсуждать не будешь... 16 апреля 1944 года началось наступление. Потом было взятие Севастополя. Перед Севастополем находится знаменитая Сапун-гора. Если овладеешь ею, тогда уже прямая дорога на Севастополь. Наша гаубичная артиллерийская бригада выдвинула два орудия напрямую на 500 метров от этой горы. Территория вокруг горы в мирное время была засажена виноградом. Надо было копать углубления в земле, но копать было очень трудно, сплошной камень. Нужно было углубиться как можно больше, причём мы это делали ночью, чтобы немцы не видели», рассказывает ветеран.

3.2 Освобождение Севастополя, Румынии, Венгрии

Оборона Севастополя длилась 270 дней. Освобождение города произошло за 9 дней. Длительная оборона Севастополя сорвала намеченные темпы и сроки продвижения фашистских войск и впервые в ходе второй мировой войны заставили гитлеровское командование изменить оперативно- стратегические планы 4. Потом освобождали Херсон. Вслед за тем нас перебросили в Карелию, где мы форсировали населённые пункты Сивирь, Олонец и Питкяранту. Овладели мы ими летом 1944 года. Мы, ветераны, всегда ездим туда летом на годовщину тех событий.

_____________

4 Устинов Д.Ф. История Второй мировой войны 1939-1945, М., 1982.

А после этого опять отправили в Украину. Мы прошли всю Румынию, дошли до границы Венгрии, форсировали Дунай. Были тяжёлые бои за Будапешт; мы овладели им 13 февраля 1945 года. За несколько месяцев мы проехали Венгрию с запада на восток. Со всех сторон искали удобные места, где можно развернуться. Потом двинулись к границе Австрии. И там мы встретили окончание войны. В честь нашей 105-й гаубичной артиллерийской бригады восемь раз был произведён салют в Москве.

3.3 «Мы сами хоронили своих ребят»

Из воспоминаний Бориса Леонидовича. «Мы были в Украине, в районе Токмак, Большая и Малая Белозерка. В этих местах Петлюра воевал в 1918-1919 годах. Однажды, после большого сражения, мы двинулись на запад. Подъезжаем, смотрим, - всё поле усеяно трупами. Это наши ребята лежат - направо, налево, навзничь. Дело в том, что мы стали двигаться спустя 15-20 минут, после того как команда поступила. Похоронные команды подошли только через час, чтобы разбирать тела, хоронить. Мы сами хоронили своих ребят. Там мне сказали, что погиб лейтенант Маслюк, мы с ним дружили. Так жаль. Я вспоминаю многих. Когда мне давали медаль, я сказал, что нам повезло, судьба дала нам урок, чтобы мы жили и за себя, и за тех ребят, которые погибали. Погибли очень многие.

Когда я беседую с ребятами, школьниками, я им часто говорю - «что было важно? - дисциплина». Подъехали к передовой, прозвучала команда «окопаться». Её надо выполнять; причём, чем глубже, тем лучше. Кто не хотел окапываться, погибал. Немцы летают, выискивают, где горит костёр, где сидят, ещё что-нибудь. И бомбят. Утром просыпаемся, а те, кто окапываться не хотел, мёртвые лежат. Таких примеров было много». 5

_____________

5http://www.zelenograd.ru/", 09.05.2010

Глава 4. Судьба человека

4.1 Награды ветерана

Ордена:

  • «Красной Звезды»,
  • «Отечественной войны I ступени»,
  • «Трудового Красного знамени»,

Медали:

  • «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.»,
  • «За взятие Будапешта,
  • «Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.»,
  • «Тридцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.»,
  • «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.»,
  • «Пятьдесят лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.»,
  • «Шестьдесят лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.»,
  • «Ветеран труда»,
  • знак «Отличник народного просвещения РСФСР»

4.2 Жизнь в мирное время

В мирное время, вплоть до выхода на пенсию, Б. Яковлев работал учителем истории, директором школ № 609,845, руководителем Управления народного образования ЗелАО. Борис Леонидович ЯКОВЛЕВ отдал педагогической деятельности 48 лет. Преподавал историю. Затем 38 лет занимал должность директора школ № 845 и 609. Я в 1950 году окончил педагогический институт и сразу прошел работать в 16-ю школу Ленинского района Москвы, вспоминает Борис Леонидович. Работать было трудно. С людьми вообще нелегко работать, а с детьми еще и огромная ответственность. В Зеленограде работал в экспериментальной 609-й школе. Таких школ в Советском Союзе было всего три: в Зеленограде, в Москве (в Кузьминках) и в Смоленске. Сейчас часто вспоминаю те годы. Сколько замечательных и талантливых учителей трудилось в школах! Личность - так можно охарактеризовать судьбу и профессионализм Бориса Леонидовича.6

Б.Яковлев около 10 лет работал председателем Совета ветеранов 3 б мкрн, а в течении 20 лет является руководителем лекторской группы.

Несмотря на солидный возраст. 93 года, Борис Леонидович активно участвует в общественной жизни района, является членом районного Совета ветеранов, где ведёт направление военно-патриотического и гражданского воспитания молодёжи, и как талантливый педагог делает эту работу на «отлично»7.

_____________

6 Газета управы района Савёлки, №8 от 16.10.2010г.

7 Газета управы района Матушкино- Савёлки № 17 от 24.09.2005.

Заключение

В начале работы над исследовательским проектом мы встречались с ветеранами, посещали музей Совета Ветеранов города Зеленограда, исторический краеведческий музей, ДЮЦ « Орлёнок», искали газеты прошлых лет, записывали воспоминания учителей, родителей. Анализируя знания, полученные в ходе беседы с Борисом Леонидовичем, мы поняли, что в литературе, интернете нельзя найти тех сведений , фактов, которые рассказал нам ветеран, участник ВОВ. Мы учились находить информацию, учились взаимопониманию, взаимопомощи, чувству сопереживания. Но самое главное, пройдя через проект «Боевой путь ветерана…» мы познакомились с яркой, целеустремлённой личностью, с Яковлевым Борисом Леонидовичем, с человеком, который живёт рядом с нами, в 1 мкрн г. Зеленограда.

Наша гипотеза подтвердилась. Мы узнали, что такое гаубица, как проходило форсирование озера Сиваш, интересные факты при взятии Сапун-горы, как выбирать пригодные боеприпасы и многое другое. У нас появилось желание творить добрые дела, перестать ругаться, ссорится, лучше учиться. Вся работа над проектом учит нас быть неравнодушными. На конкретном примере мы увидели, как прожить жизнь, чтобы оставить после себя след на Земле. Из вышесказанного можно выделить следующие полученные результаты:

  1. Знакомство с ветераном
  2. Разработан план мероприятий по реализации проекта
  3. Проведены организационные мероприятия по привлечению учащихся к работе в проекте
  4. Приобретение детьми навыков социального общения с взрослыми.
  5. Созданы условия для воспитания патриотических чувств у учащихся через взаимодействие с ветеранами и участниками войны;

Список используемых источников

  1. Мединский В.Р. Мифы о России, М.,ОЛМА Медиа Групп, 2014.
  2. Устинов Д.Ф. История Второй мировой войны 1939-1945, М, 1982.
  3. Шанцев В.П. Слово солдата победы, М., Патриот, 2005.
  4. Газета управы района Савёлки, №8 от 16.10.2010г.
  5. Газета управы района Матушкино-Савёлки № 17 от 24.09.2005.
  6. http://www.zelenograd.ru/, 09.05.2010
  7. http://kprf-zelenograd.ru/65let_pobeda/jakovlev.html