Круговая тренировка - это метод физической нагрузки, который подразумевает поочередное выполнение нескольких упражнений «по кругу» за определенный промежуток времени с минимальным отдыхом. Особенности круговой тренировки состоит в среднем из 3-8 упражнений на отдельные мышцы или группы мышц. Количество упражнений и их сложность зависят от подготовленности.
Круговая тренировка - это одна из форм занятий в школе, при которой упражнения выполняются занимающимися в процессе движения по кругу, замкнутой линии, поочередно.
Круговая тренировка - представляет собой целостную самостоятельную организационно-методическую форму занятий и в то же время не сводиться к какому-либо одному методу, а наоборот включает в себя общее воздействие на организм занимающихся с рядом частных методов строго регламентированного упражнения.
На протяжении всей своей работы в школе на уроках физической культуры я комплексно использую различные методы и приемы, но предпочтение отдаю методу круговой тренировки, так как этот метод самое эффективное средство комплексного развития основных двигательных умений и навыков учащихся1-4 классов. Уроки с использованием метода круговой тренировки оказывают положительное влияние на физическое состояние учащихся 1-4 класса, воспитывают устойчивый интерес к урокам физической культуры. На таких уроках всегда большая моторная плотность. И детям очень нравится, когда при изучении разделов программы по легкой атлетике, гимнастике, волейболу, баскетболу, футболу я использую метод круговой тренировки.
При использовании метода круговой тренировки я беру несложные упражнения, из которых составляю тренировочный комплекс, соблюдая принцип прогрессирующей нагрузки. Чередование нагрузки создает благоприятные условия для роста спортивных результатов и восстановления работоспособности организма.
Для проведения занятий составляю тренировочный комплекс из 3-8 несложных упражнений. Каждое из них должно воздействовать на определенные группы мышц ‒ рук, ног, спины, брюшного пресса. Простота движений позволяет повторять их многократно. Выполнение упражнений в различном темпе и из разных исходных положений влияет на развитие определенных двигательных качеств. Объединение отдельных ациклических движений в искусственно-циклическую структуру путем серийных их повторений дает возможность комплексного развития двигательных качеств и способствует повышению общей работоспособности организма.
Круговая тренировка с ее вариативным подходом к каждому ученику отлично внедрится в систему ФГОС, которая рассматривает школьника как личность, готовую к активной творческой самореализации, а учителя не как наставника, а как помощника.
Для проведения урока физической культуры с использованием метода круговой тренировки необходим стандартный инвентарь: скамейки, скакалки, набивные мячи, гимнастические палки, маты, гимнастические стенки, подвесные перекладины.
Опыт работы с 1-4 классом показал, что наиболее эффективны на уроках физической культуры с детьми два метода - интервальный и метод повторной работы.
Вывод
Используя метод круговой тренировки, происходит комплексное воспитание физических качеств, упражнения направлены на развитие различных двигательных действий. Применяя метод круговой тренировки во время уроков, необходимо учитывать возрастные особенности занимающихся и их подготовленность. Увеличивая физическую нагрузку, обязательно надо учитывать индивидуальные особенности, физическую подготовленность.
Уроки по методу круговой тренировки являются очень эффективными: обеспечивают оптимальный уровень нагрузки адекватный физическому состоянию учащегося, что способствует положительной динамике показателей физической подготовленности, воспитывают устойчивый интерес к уроку физической культуры и занятиям спортом.
На уроках по методу круговой тренировке решаются вопросы оздоровительной направленности.
В нашем современном мире компьютеризации, где двигательная активность не велика, именно такие уроки помогают привить интерес к физическим упражнениям, желание не только увлеченно заниматься в школе на уроках физкультуры, но и во внеурочное время заниматься в секциях и вести здоровый образ жизни.
Список использованной литературы
- Лях В.И. Физическая культура. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений; под ред. В.И.Ляха. - 7-е изд. - М. : Просвещение, 2012. - 237 с.
- Вильчковский Э.С. Что есть что? Еще раз о круговой тренировке. // Вильчковский Э.С. Физкультура в школе 1971, №7
- Гуревич И.А. Круговая тренировка при развитии физических качеств / Гуревич И.А. - Минск: Высшая школа, 1985. - 256 с.
- Деркач А.А. Педагогическое мастерство тренера / Деркач А.А., Исаев А.А. - М.: Физкультура и спорт, 1981.-375 с
- Дихтярев В.Я Круговая тренировка// Дихтярев В.Я Физическая культура в школе - 2005г. № 5
- Жужиков В.Г. Наиболее приемлемый. Об организации занятий по экстенсивно-интервальному методу круговой тренировки. // Жужиков В.Г. - Физкультура в школе 1971 №11
- Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: учебник/ Курамшин Ю.Ф. - М.: «Советский спорт» 2004г. - 464 с.
- Левинов И. Я. Комплексная подготовка круговым методом//Левинов И.Я. Физкультура в школе - 2006. №2
- Новикова А.Д.; Матвеев Л.П: Теория и методика физического воспитания: Учебник для ин-тов физ. культуры / Новикова А.Д.; Матвеев Л.П. - М; «Физкультура и спорт» 1976г. Том 1 302 с. с ил.
- Титова Т. Круговая тренировка с индивидуальным подходом / Титова Т. Спорт в школе - 2006. № 3
- Шарманова С.Б Круговая тренировка в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / В.К.Бальсевич, Ю.В.Катуков. - М.: Советский спорт, 2004 - 117 с. - Заключ.: с. 96. - Библиогр.: с. 97-103. - Прил.: с. 104-116.
Приложение
Комплекс 1. Для 2 класса
1. И.п. - Упор лежа. Сгибание и разгибание рук в упоре (отжимания) - 10 раз.
2. И.п. - Прыжки на скакалке - 30 раз.
3. И.п. - Вращение обруча - 30 сек.
4. И.п. - Лежа на спине. Руки скрестив на груди. Поднимание туловища - 15 раз.
5. И.п. - Приседания - 20 раз.
6. И.п. - Прыжки на точность приземления - 10 раз.
7. И.п. - Бросок баскетбольного мяча в цель- 5 раз.
После каждой станции переход и отдых 30 сек.