Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь.
Дистервег
Стремительное развитие науки и техники, возникновение новых информационных технологий преобразуют жизнь людей. Современная ситуация требует изменения выпускников, входящих в самостоятельную жизнь. Сегодняшним школьникам предстоит начать самостоятельную жизнь и трудовую деятельность в условиях, когда актуален не только правильный выбор профессии и трудоустройства, но и развитие личностных качеств, позволяющих успешно освоить профессию и успешно в ней реализоваться, быть мобильным и успешным в жизни, на первый план выходит социальная компетентность.
Актуальность данной темы объясняется тем, что одобренная Правительством Российской Федерации стратегия модернизации образования ставит изучение иностранных языков в ряд приоритетов развития образования. Изучение языков основывается на том, что иностранные языки являются важной составляющей стандарта образования настоящего века.
Во главе системы образования становление личности, её «самостроительство» в процессе деятельности ребенка в предметном мире, причем не просто индивидуальной, а совместной, коллективной деятельности. Значит процесс учения - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Данные постулаты нашли отражение в новых образовательных стандартах, в которых и заложена идея реализации системно-деятельностного подхода в образовании.
Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека. Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. Перед школой возникают задача интеграции, обобщения, осмысления новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учитьСЯ (учить СЕБЯ). Ученик сам должен научиться планировать и реализовывать индивидуальную траекторию своего обучения, опираясь на личные свойства и качества.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897), являясь новой парадигмой отечественного образования и соблюдая преемственность с ФГОС начального общего образования (НОО ООО) определил требования к результатам освоения, структуре и условиям реализации основных образовательных программ.
Результаты предметного обучения иностранному языку конкретно определены: «Иностранный язык. Второй иностранный язык:
- формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учётом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности;
- формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой;
- достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции;
- создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои знания в других предметных областях».
Какова же роль изучения иностранных языков в школьном образовании? Ответ однозначно дан в примерных программах по изучению предметов. Иностранный язык. (http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2628): развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих.
В современной жизни перед учеником возникают новые цели: свободное владение языком, умение общаться с различными людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта, уверенности в себе. По мнению лингвиста и психолога А.А.Леонтьева, для полноценного общения человек должен располагать целым рядом умений: быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, уметь спланировать свою речь, правильно выбрать содержание, найти адекватные средства выражения мысли и обеспечить обратную связь. (Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1981.)
Поэтому формирование умений связно изложить мысли в устном и письменном виде, анализировать и совершенствовать написанное, умение цивилизованно высказать мнение по обсуждаемому вопросу, быть тактичным и убедительным в дискуссии - одно из самых важных направлений в развитии речемыслительной деятельности учащихся. Для достижения данных умений актуальна работа с текстами. В процессе чего формируются и совершенствуются умения:
⦁ работать с информацией: сокращение, расширение устной и письменной информации, создание второго текста по аналогии, заполнение таблиц;
- работать с прослушанным/прочитанным текстом: извлечение основной информации, извлечение запрашиваемой или нужной информации, извлечение полной и точной информации;
- работать с разными источниками на иностранном языке: справочными материалами, словарями, интернет-ресурсами, литературой;
- планировать и осуществлять учебно-исследовательскую работу: выбор темы исследования, составление плана работы, знакомство с исследовательскими методами (наблюдение, анкетирование, интервьюирование), анализ полученных данных и их интерпретацию, разработку краткосрочного проекта и его устную презентацию с аргументацией, ответы на вопросы по проекту; участвовать в работе над долгосрочным проектом; взаимодействовать в группе с другими участниками проектной деятельности;
- самостоятельно работать, рационально организовывая свой труд в классе и дома.
Вышеизложенные умения являются в свою очередь и универсальными способами деятельности.
Моя задача - воспитать, научить, подготовить к жизни образованного человека. Найти ответ на вопрос: «Как развить коммуникативную компетентность, необходимую для адаптации в современном обществе, средствами иностранного языка - а это главное предназначение моего предмета?»
В начале своей работы я столкнулась с противоречиями между:
- практикой современного образования, в которой предпочтение традиционно отдается усвоению определенной суммы знаний, умений и навыков и требованием готовности школьников к меняющимся условиям жизни, умению решать проблемные ситуации и умения рассмотреть их с разных точек зрения, найти наиболее рациональный способ решения.
- между возрастающими требованиями к современному уроку и снижением мотивации к обучению в основной школе;
- между разным уровнем языковой подготовки учащихся и необходимостью формирования у них языковой компетентности в соответствии с требованиями стандарта.
Сформулированные противоречия обусловили поиск средств, приемов и методов обучения на уроках иностранного языка, обеспечивающих успешность адаптации в постоянно меняющейся социальной среде, в конечном счете - самореализацию личности. Одним из возможных путей решения данных противоречий является организация обучения иностранному языку через работу с текстом, что позволяет через различные способы деятельности обеспечить коммуникативную (языковую) компетентность учащихся.
Вышеизложенное позволяет следующим образом сформулировать тему: «Работа с текстом на уроках иностранного языка как условие формирования коммуникативной компетентности обучающихся».
Теоретическая интерпретация опыта
Одной из главных задач образования является формирование целостного мировосприятия у учащихся. Для этого содержание курса иностранного языка ориентируется на развитие межкультурной грамотности учащихся. Это позволяет видеть сходства и различия народов, усиливает мотивацию, в основе которой лежит интерес, что, в свою очередь, способствует сотрудничеству, уважению к другим народам, развивает взаимодействие людей в осуществлении коммуникации. Все больше используется печатный материал для познания другой культуры. При обучении иностранному языку работа с текстами занимает одно из главных мест по своей важности и доступности. Следовательно, организация работы с текстом - это одно условие достижения нового качества образования, которое при изучении иностранных языков будет направлено на формирование коммуникативной компетентности обучающихся. Для реализации поставленной цели я поставила следующие задачи:
- Организовать деятельность на уроках иностранного языка, формирующую универсальные способы деятельности, обеспечивающие успешное изучение любого предмета;
- Совершенствовать приемы работы с текстом, опираясь на применение в практике работы методов технологии критического мышления; умений, приобретенных на уроках родного языка;
- Совершенствовать общеречевые коммуникативные умения;
- Формировать умения работать в сотрудничестве, навыков работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе, умений использовать разные способы взаимодействия с окружающими людьми и событиями, получать необходимую информацию;
- Формировать умение осуществлять самоконтроль и самооценку.
Сущность опыта заключается в организации системной деятельности на различных этапах урока на основе работы с текстом, обеспечивающей формирование коммуникативной компетентности, а значит социальную активность личности.
Образовательный процесс на уроках иностранного языка строю с опорой на личностно-ориентированный подход и реализацию его принципов (по И.Л.Бим):
- коммуникативной направленности;
- культуроведческой и межкультурной ориентированности;
- природосообразности;
- продуктивности;
- автономности.
При построении уроков опираюсь на следующие ориентиры:
- деятельность - как фундамент обучения, ведь через деятельность происходит освоение опыта, обучение становится практико-ориентированным;
- строгий отбор учебного материала, т.к. его нагромождение резко снижает эффективность обучения;
- разностороннее развитие ученика;
- формирование устойчивого интереса к изучению иностранного языку;
- обучение грамотному выполнению работ под руководством учителя;
- самоанализ работы учеником;
- индивидуальный подход.
Активные формы урока использую с учетом психолого-педагогических особенностей развития личности. В младшем звене предпочтительнее включение в канву урока игровых элементов, в среднем необходимо включение заданий соревновательного характера, а в старшем - способствующих самовыражению и самоутверждению учащихся как личности. Применяю активные формы урока: ролевые игры, уроки-конкурсы, уроки-исследования, уроки- минипроекты, уроки-экскурсии и другие.
Взаимосвязанное формирование всех составляющих коммуникативной компетенции обеспечивает:
- Развитие коммуникативных умений (наряду с развитием языковых знаний и навыков), а именно:
- умение читать и понимать (полностью и/или в основном) содержание несложных аутентичных текстов разных жанров и видов;
умение устно осуществлять диалогическое общение в стандартных ситуациях в рамках учебно-трудовой, бытовой, культурной сфер общения; - умения делать краткие устные монологические сообщения о себе, своем окружении, передавать содержание прочитанного с непосредственной опорой на текст;
- умения письменно оформить и передать элементарную информацию, в частности, написать письмо.
- Развитие универсальных и специальных учебных умений (умения учиться - работать с книгой, учебником, справочной литературой, использовать перевод).
- Развитие компенсаторных умений (умение при дефиците языковых средств выходить из трудного положения за счет, например, перифраза, использования синонима).
- Воспитание школьников, осуществляемое через развитие личностных отношений к постигаемой культуре и процессу овладения этой культурой.
- Развитие учащихся, осуществляемое в процессе освоения ими опыта творческой, поисковой деятельности, осознания явлений как своей, так и иной действительности, их общности и различия.
- Образование средствами иностранного языка, которое предполагает:
- понимание особенностей своего мышления;
- сопоставление изучаемого языка с родным, осознание особенностей каждого языка;
- знание о культуре, страницах истории, реалиях и традициях страны изучаемого языка;
- представление о достижениях национальных культур (собственной и иной) в развитии общечеловеческой культуры, о роли родного языка и культуры в зеркале культуры другого народа, включение школьников в диалог культур.
Опыт обеспечивает:
- формирование универсальных ученых действий при работе с текстами;
- управление самостоятельной деятельностью учащихся;
- формирование навыков самостоятельной работы с текстами различных источников и стилей по предмету;
- применение групповых форм обучения, которые способствуют вовлечению в совместную деятельность всех участников группы и организацию взаимопомощи;
- создание ситуации успеха;
- создание на уроке атмосферы сотрудничества, уважительного, заинтересованного отношения к личности каждого ученика;
- формирование у учащихся умения самостоятельно и объективно оценивать свою деятельность (рефлексия).
Теоретическая база опыта
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- концептуальные положения о заключительных и сенситивных периодах развития личности (Л.И.Ботович А.С.Выготский, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин);
- идеи личностно-ориентированного подхода в педагогическом процессе (С.В.Бондаревская, В.В.Зайцев, В.А.Петровский, В.В.Сериков, Г.И.Железовская);
- концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам (И.Л.Бим, Е.И.Пассов, М.В.Ляховицкий, H.G.Widdowson и др.);
- концептуальные принципы технологии «Развития критического мышления через чтение и письмо» (Чарльз Темпл, Джинни Стил, Куртис Мередит).
Очень важным оказалось понимание того, что в основе успешности учения, результативности и самостоятельности учения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение по отношению к узко предметным знаниям и умениям, признается сегодня всеми ведущими психологами и дидактами, такими как М.Р.Гинзбург, Н.И.Гуткина, В.В.Давыдов, А.З.Зак, Т.А.Нежнова, К.Н.Поливанова.
Формирование умения учиться, или способность к самостоятельной продуктивной иноязычной деятельности, предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая:
- мотивы (игровые, познавательные, учебные мотивы);
- учебную цель;
- учебную задачу;
- учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль, оценка и самооценка).
Условия формирования опыта:
- потенциальные возможности предмета (иностранного языка), как одного из главных составляющих языковой компетенции;
- многообразие текстовых источников и их стилей, приемов, способов и методов, направленных на формирование коммуникативной компетентности;
- сочетание групповой и индивидуальной форм обучения.
Условия применения
Данный опыт может быть применен любым учителем, профессионально владеющим методикой преподавания предмета, активно занимающимся самообразованием, ориентированным на самосовершенствование, самореализацию, реализующим заказ государства - обеспечение выполнения федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, направленного на модернизацию российского образования.
Продуктивность опыта в успешном усвоении универсальных способов деятельности, системности и многообразии форм работы с текстом, формировании коммуникативной компетентности.
Трудоемкость определяется следующими компонентами:
- подбор диагностического инструментария сформированности коммуникативной компетентности (КК) при овладении иностранным языком;
- подбор заданий, текстов для проведения урока;
- определение приемов и методов обучения;
- апробирование заданий и используемых приемов и методов;
- создание «банка данных» опыта.
Возможность внедрения
Опыт может быть использован учителями разных ступеней обучения не только иностранному языку, но и на других школьных предметах в силу универсальности работы с текстовым материалом.