Программа дополнительного образования "Шашки для детей 5–7 лет"

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: шашки для дошкольников


«ШАШЕЧНЫЙ ДЕБЮТ»

Возраст обучающихся: 5-7 лет.

Срок реализации: 2 года.

Шашки для дошкольников

«Шашечная игра - мать шахматной,
и достойная мать».
Эммануил Ласкер

«Если шахматы - король игр,
то шашки - его премьер министр».
Феликс Жан

Программа занятий по шашкам предусматривает в кратном, описательном и сказочном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.

Для успешной работы кружка требуется достаточное обеспечение оборудованием: шашки с досками, шахматные часы, демонстрационная доска, кабинет для занятий, шашечная литература для педагога.

Цель и задачи программы

Цель: Раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности воспитанников.

Задачи:

Обучающие:

  • обучение основам шашечной игры;
  • обучение простым комбинациям, теории и практике шашечной игры.

Воспитательные:

  • воспитание отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
  • воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;
  • выработка у детей умения применять полученные знания на практике.

Развивающие:

  • развитие стремления детей к самостоятельности;
  • развитие умственных способностей детей: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление;
  • научить оценивать свои и чужие поступки.

Эстетические:

  • играя, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной доски и шашки в волшебные, а умение находить в обыкновенном необыкновенное обогащает детскую фантазию, приносит эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой.

Физическое:

  • осуществление всестороннего физического развития воспитанников.

Отличительные особенности программы

  • Шашки - игра творческая. В этом, очевидно, заключается секрет её привлекательности. Шашки обладают исключительно сложным и занимательным игровым механизмом, предоставляют широкие возможности для применения логических и творческих способностей играющих. Поиски комбинаций, разбор вариантов, составление оригинального плана в игре - всё это нужно отнести к категории творчества.
  • Обучение игре «шашки» представляет собой воспитательный процесс, характеризующийся всеми присущими педагогическому процессу общими признаками (ведущая роль педагога - специалиста, направленность деятельности педагога и детей на реализацию задач воспитания и обучения, построение системы занятий в соответствии с дидактическими и другими общепедагогическими принципами и т.д.). В то же время игра в шашки имеет свои специфические особенности, которые отличают ее от других видов деятельности. Прежде всего - это процесс, протекающий по закономерностям деятельности, обеспечивающей упорядоченное формирование и совершенствование умений и навыков наряду с оптимизацией развития человека.
  • Основное направление предложенной программы обучения игре в шашки детей старшего дошкольного возраста характеризуется наличием нестандартной методики, выражающей идеи гармоничного развития ребенка.
  • Программа поможет педагогу полностью раскрыть творческие способности детей, повысить уровень их подготовленности к этой игре. Сегодня, как никогда, от педагога требуется выработать новое мышление, в процессе своей деятельности при выборе методов воздействия на ребенка постоянно учитывать его интересы и наклонности. Безусловно, особое внимание уделять нравственно - волевому качеству личности, создавая благоприятные условия для полноценного психофизического развития ребенка.
  • Подбор материала программы, его продуманное - от простого к сложному - расположение дают возможность сравнить творческие достижения детей с разным уровнем игры, убедительно показывая красоту, глубину и неисчерпаемость игры в шашки.
  • Программа служит для того, чтобы воспитанники смогли овладеть этой игрой в объёме начальной подготовки и творчески применять полученные знания на практике.

Этапы реализации программы

Этапы реализации программы на год обучения: подготовительный, основной, заключительный.

  • На подготовительном этапе - воспитанники знакомятся с историей развития шашек, правилами игры, основными понятиями теории, начинают тренировочные игры.
  • На втором основном этапе - воспитанники изучают основы теории шашечной игры, тактические приемы, основы игры в окончаниях, знакомятся с композицией. Вместе с этим проводят тренировочные игры и принимают участие в турнирах.
  • На заключительном этапе - воспитанники закрепляют полученные знания, проводятся опросы, проверяются знания и умения, подводятся итоги спортивных выступлений за год.

Режим занятий:

  • Общее количество часов в год - 64
  • Количество часов в неделю - 2
  • Количество занятий в неделю - 2
  • Периодичность занятий - еженедельно.

Возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Формы и методы работы

Возраст обучающихся 4-7 лет. Акцент при обучении делается на развитии внимания, памяти, восприятия, мышления и воображения. Процесс обучения построен в формах, доступных для данной возрастной группы. Наряду с традиционными методами работы (беседа, объяснение, рассказ, демонстрация), предполагается широко использовать сказки, соревнования, игры, занимательные задачи. Чтобы совершенствоваться надо постоянно состязаться, поэтому на каждом занятии отводится время для 1-2 игр в шашки.

Учитывая возрастные психологические особенности детей 4-7 лет, педагог делает акцент на развитии памяти, внимания, мышления, восприятия и воображения. В процессе занятий выявляются индивидуальные психологические особенности детей, которые педагог, по возможности, корректирует в нужном направлении.

  • Вид детской группы - группа постоянного состава.
  • Набор детей - свободный.

Уровень подготовки детей при приеме в группу следующий:

  • нормальное общее развитие;
  • интерес ребенка.

Режим занятий:

  • Общее количество часов в год - 64
  • Количество часов в неделю - 2
  • Количество занятий в неделю -2
  • Периодичность занятий - еженедельно.

Обучение шашечной игре является сложным и трудоемким процессом. Поэтому очень важно довести до сознания дошкольника то, что достижение спортивного успеха возможно только при настойчивости, трудолюбии. Без воспитания в себе сильной воли, нельзя добиться серьёзных результатов в шашках. Эту мысль тренер - педагог должен постоянно подчёркивать как во время занятий в кружке, так и вне кружка. Каждый кружковец-дошкольник обязан знать шашечный кодекс. Занимаясь по программе, дети приобретают ряд качеств: усидчивость, сосредоточенность, последовательность рассуждений, изобретательность, умение анализировать, абстрактно и логически мыслить, применять ассоциативную фантазию, которые помогут им решать многие жизненные ситуации.

Организация занятий по шашкам

Шашечная игра многообразна и не так проста, как кажется на первый взгляд. Шашки имеют свои особенности, и сложность в руководстве боем состоит в том, что все шашки, воины - близнецы. Занятия по шашкам планируется проводить по принципу от простого объяснения к более сложному. Познавательный материал излагается в виде сказок. Занятия проводятся комбинированным способом, чередуя элементы теоретической и практической новизны с игровыми и соревновательными навыками, а также с воспитательными мероприятиями. В процессе занятий шашками дети получают целый комплекс полезных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и жизни. При проведении занятий следует ориентироваться на наиболее активных детей, однако надо стремиться к тому, чтобы основная масса занимающихся также усваивала данный материал. В конце учебного года рекомендуется проводить итоговые занятия, на которых рассматриваются достижения каждого ребенка, вручаются дипломы.

Условием обучения выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, эстетической, физической, интеллектуальной и практической деятельности педагогов, родителей и детей старшего дошкольного возраста. Обучение детей в шашки должно происходить в максимально игровой форме, учитывающей возраст и психологию ребенка. Обучение игре в шашки - процесс непростой, но при правильном подходе можно достаточно быстро добиться высоких результатов.

Содержание программы

Занятия по шашкам планируется проводить по принципу от простого объяснения к более сложному. Познавательный материал излагается в виде сказок. Занятия проводятся комбинированным способом, чередуя элементы теоретической и практической новизны с игровыми и соревновательными навыками. Условием обучения выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, эстетической, физической, интеллектуальной и практической деятельности

Содержание программы (средняя группа 4-5 лет)

Темы

Содержание разделов программы

Кол-во часов

Шахматная доска и фигуры

Место шашек в мировой культуре. Роль шашек в воспитании и развитии личности. Особенности психологической подготовки ребенка. Шахматная доска, поля, линии, их обозначение, легенда о возникновении шашек.

4

Правила поведения при игре в шашки

Основа успешной партии - правильное поведение во время игры. Основные правила.

2

Ходы и взятие фигур
Повторение. Закрепление

Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту, ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

8

Цель и результат шашечной партии

Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья. Упражнения на выигрыш в различное количество ходов.

8

Общие принципы разыгрывания партии

Анализ учебных партий, игровая практика.

12

Понятие о шашечном турнире

Шашечные турниры, цель, правила проведения.

2

Игровая практика

Применение

2

Анализ игровой практики

2

Особенности хода дамки

Упражнения на выполнение ходов «дамкой». Тренировочные упражнения.

4

Дамка против простых шашек

Умение использовать дамку против простых шашек.

4

Тактические приемы и особенности их применения
Решение тестовых позиций

Слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое нападение. Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного перекрытия, освобождение пространства, уничтожение защиты.
Тактические удары, применение в игровой практике.

4

Понятие о комбинации

Понятие о комбинации. Решение тестовых позиций, содержащих тактические удары.

4

Игровая практика

Анализ игровых парий

4

Игра «уголки»

Знакомство, отличия от игры в шашки, правила игры.

4

64 ч.

Содержание программы (старшая подготовительная группа 5-7 лет)

Темы

Содержание разделов программы

Кол-во часов

Введение. Элементы стратегии шашечной игры. (Теория и практика)

О шашках. Значение общего плана игры в партии. Приемы выбора наиболее выгодного плана.

4

Шашечная терминология

Шашечная терминология. Использование в игре шашечной терминологии.

2

Тактика окружения.
Использование отсталых и изолированных шашек.

Тактика окружения (охвата) неприятельских сил.
Принципы правильного и последовательного окружения центральной позиции.
Окружение как защитительная тактика.

4

Практическое закрепление материала

Игровая практика

4

Цель и результат шашечной партии

Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода.

4

Шашечная комбинация

Роль комбинации в шашечной игре. Цели комбинации. Идейное содержание комбинации. Понятие о финальном ударе.Логическая связь мотива, идеи и механизма комбинации. Способы нахождения и подготовки комбинации путем сочетания ее мотива, идеи и механизма.
Как изучать технику проведения комбинаций.

4

Игровая практика

Прикосновение к шашке, выигрыш, ничья. Упражнения на выигрыш в различное количество ходов.

4

Способы нахождения и подготовки шашечной комбинации

Роль комбинации в шашечной игре. Цели комбинации. Идейное содержание комбинации. Понятие о финальном ударе.
Логическая связь мотива, идеи и механизма комбинации. Способы нахождения и подготовки комбинации путем сочетания ее мотива, идеи и механизма.
Как изучать технику проведения комбинаций.

4

Способы защиты. Закрепление

Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода. Прикосновение к шашке, выигрыш, ничья. Упражнения на выигрыш в различное количество ходов.

4

Практическое закрепление материала

Игровая практика

4

Анализ учебных партий, игровая практика.

Правила поведения при игре в шашки. Общие принципы разыгрывания партии

4

Общие принципы разыгрывания партии

Понятие о шашечном турнире. Правила поведения при игре в шашки. Анализ учебных партий, игровая практика.

6

Атака и защита

Что означает атака в шашечной партии. Выявление предпосылок для начала атаки. Когда начинать атаку.
Значение атаки в общем стратегическом плане партии. Активность в защите. Использование защитительных ресурсов при атаке.
Экономил сил - обязательное условие всякой защиты. Атака в партиях мастеров.

4

Особенности хода дамки

Упражнения на выполнение ходов «дамкой». Тренировочные упражнения.

4

Дамка против простых шашек

Умение использовать дамку против простых шашек.

8

Игровая практика

Соревнования.

4

64 ч.

Методическое обеспечение программы

Форма проведения занятий определяется возрастными особенностями детей, а также содержанием разделов и тем изучаемого материала:

  • беседа с объяснением материала и показом позиций на доске;
  • игра;
  • тренировочные игры;
  • турниры.

Методы проведения занятий

  • словесный: рассказ, беседа, объяснение;
  • наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске;
  • практический: упражнение, тренинг, решение шашечных концовок, задач, соревнования, работа над ошибками.

План изучения отдельных тем:

а) объяснение педагогом задачи данной темы;

б) объяснение материала;

в) проведение собеседования с целью проверки усвоения материала;

г) проведение практических занятий на данную тему.

Учебный материал данной программы рассчитан на один год. Занятия проводятся еженедельно в течение девяти месяцев.

За год обучения перед воспитанниками ставится задача овладеть теоретическими знаниями, освоить практику игры.

Условия для реализации программы

1. Оборудование, материалы.

Для занятий необходимо: аудитория со столами и стульями. Помещение должно отвечать требованиям санитарных норм и правил для полного состава группы (12 человек):

  • комплекты шашек и досок (7-8 комплектов);
  • шахматные часы (2-3 комплекта);

Сроки реализации

Программа предусматривает проведение 64 часа занятий в год, по одному занятию в неделю. Программа имеет две темы: основы игры, шашечная тактика.

Формы и виды контроля

С помощью собеседований, опроса на первых занятиях выявляется уровень подготовленности обучающихся для определения готовности к восприятию материала, новой темы, на первых занятиях восполняются выявленные пробелы.

Для проверки усвоения материала по теме проводятся диагностические задания: опросы, решения шашечных комбинаций, игра с учителем, беседы.

Итоговый контроль выявляет, насколько обучающиеся усвоили учебную программу, при их участии в шашечном турнире, игре с учителем, и решении комбинаций, сочетающих в себе элементы тактических приемов, изученных в течение года.

Ожидаемые результаты

По окончании обучения дети должны знать:

  • шашечные термины - белое поле, черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, дамочные поля, простая шашка, блокировка, дамка, рубить и т.д. Это выявляется путем опроса, демонстрацией на шашечной доске.
  • правила игры - выявляется путем опроса и игры с учителем.
  • стадии игры - выявляется путем опроса и игры с учителем.
  • Основные тактические приемы: блокировка шашки, оппозиция -выявляется путем решения комбинаций на диаграммах и шашечной доске.

К концу учебного года ребенок должен уметь:

  • ориентироваться на шашечной доске,
  • правильно помещать доску между партнерами,
  • правильно расставлять шашки, различать диагональ, вертикаль, горизонталь,
  • применять на практике правила игры,
  • следить за ходами противника, поправлять,
  • решать простейшие комбинации,
  • расставлять позиции с заданными условиями,
  • рассчитывать соотношение сил.

Приобретение универсальных учебных действий (УУД)

Коммуникативные:

  • общение с педагогом, сверстниками, партнерами по игре, соперниками с использованием шашечного этикета. Уважение к сопернику,
  • выработка лидерских качеств, собственного мнения, отстаивание его,
  • контролирование собственных эмоций,
  • использование профессиональных терминов, высказываний, пословиц.

Познавательные:

  • применение знаний, правил, тактических приемов при решении задач,
  • решение многоходовых задач по заданному алгоритму,
  • использование знаний в практической игре,
  • ориентирование на плоскости,
  • схематизация шахматной доски и шашек, осуществление взаимопереходов между шахматной доской и диаграммой,
  • анализ диаграмм, состояния партии с выделением сильных и слабых сторон, существенных и несущественных критериев для победы над соперником.

Регулятивные:

  • понимание и объяснение целесообразности соблюдения правил игры в различных стадиях партии, ошибочные и верные ходы,
  • создание плана реализации преимущества,
  • предвидение развития позиций,
  • предсказывание результата партии на основании оценки позиции партии,
  • оценка позиции, оценка возможности применения нового материала в практической игре: возможность применения тактического приема, проведения шашки в дамки, блокировка шашек,
  • выявление собственных ошибок и ошибок противника при разборе партии.

Результаты деятельности кружка «Шашки»

Результатом первого уровня(приобретение детьми социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни) будет являться:

  • усвоение ребенком правил поведения на занятиях,
  • усвоение правил конструктивной групповой работы в коллективе,
  • принятие правил этикета в игре - уважение противника,
  • принятие ответственности за собственные поступки, действия (правило «Взялся - ходи», нельзя подсказывать)

Результатом второго уровня (формирование позитивного отношения детей к базовым ценностям общества) будет являться:

  • развитие эстетического вкуса при изучении комбинаций,
  • познание ребенком ценности и важности занятия шашками.

Результатом третьего уровня (получение опыта самостоятельного социального действия) будет являться:

  • опыт самостоятельного социального действия ребенок приобретает, играя в шашки за пределами кружка,
  • участвуя в турнирах за пределами кружка, ребенок приобретает опыт коммуникативного взаимодействия и общения с малознакомым или незнакомым противником за счет общего интереса. Дети обсуждают прошедшие партии, рассказывая друг другу «о том, как надо было ходить», делясь своими переживаниями, мыслями, развивая память и пространственное мышление, восстанавливая в памяти ходы.

Материально-техническая база

Самостоятельное обучение шашкам невозможно без изучения шашечной литературы. Книги и журналы на шашечную тему посвящены различным стадиям и приемам шашечной игры, в них собран богатейший опыт сильнейших игроков и тренеров. Очень важно обучаться шашечной игре по книгам поэтапно, правильно подбирая шашечную литературу в соответствии со своим уровнем игры, новичку вряд ли удастся все понять и многому научиться сразу по книгам, предназначенным для шашистов высокой квалификации.

Для проведения занятий необходимы: шахматные доски с шашками в комплекте, демонстрационная доска, материал.

Интересные шашечные книги можно найти в разделах сайта "Скачать" и "Шашечные книги". Кроме шашечной литературы на сайте "Шашки всем" есть также другой интересный способ самостоятельного обучения шашкам - решение интерактивных шашечных тестов. Это несложно, увлекательно и полезно!

Используемая литература

  1. Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (с изменениями от 03.02.2011г.)
  2. Шашки для детей/ В.К.Погрибной, В.Я.Юзюк. Изд. 2-е, перераб. И доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 137 с.
  3. Романчук О.А., «Юному шашисту», - М.:Просвещение, 2009.
  4. Пичугина И.О., Дошкольная педагогика: Конспект лекций. -Ростов н/Д: «Феникс», 2004, 84 с.
  5. Погрибной В.К. Шашки. Сборник комбинаций. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 160 с.
  6. Тимофеев А.А.Общие подходы к концепции «Шашки как учебный предмет», - 2006г.
  7. Примерные программы внеурочной деятельности. Москва «Просвещение», 2011г.
  8. Пожарский В.А. Шахматный учебник. - М., 1996.
  9. Игра дошкольника / Абрамян Л.А., Антонова Т.В., Артемова Л.В., - М.:Просвещение, 1989.
  10. Егоров А.П., «Как научить играть в шашки?», - М.: Чистые пруды, 2005.
  11. Барский Ю.П., Герцензон Б.П. Приключения на шашечной доске. - Л.: Ленинздат, 1969. - 128 с.
  12. Василевский Р.Г. Учимся играть в шашки. - Киев: Здоров' я, 1985. - 88 с.
  13. Волчек А.А. Шашечный практикум. - Минск: Харвест, 2004. - 288 с.
  14. Герцензон Б., Напреенков А. Шашки - это интересно. - СПб.: Литера, 1992. - 250 с.
  15. Городецкий В.Б. Книга о шашках. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 320 с.
  16. Кулинчихин А.И. История развития русских шашек. - М.: Физкультура и спорт, 1982.
  17. Литвинович В.С., Негра Н.Н. Курс шашечных дебютов. - Минск: Полымя, 1985. - 256 с.
  18. Рамм Л.М. Курс шашечных начал. - М.: Физкультура и спорт, 1953. - 348 с.
  19. Сидлин А.М. Как научиться играть в шашки. - М.: Физкультура и спорт, 1951. - 187 с.
  20. Интернет-ресурсы, сайты.