Пальчиковая гимнастика как эффективное средство развития мелкой моторики в работе с детьми с ОВЗ

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: ОВЗ, пальчиковая гимнастика


Истоки способностей и дарования детей
находятся на кончиках пальцев.
В.А.Сухомлинский

Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга.

Но не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В.М.Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. Известный педагог В.А.Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом…).

Наши предки наверняка о чем-то таком догадывались. Ведь хорошо знакомые нам «Сорока-ворона», «Ладушки» и им подобные народные игры, не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж на базе акупунктуры. Только задумайтесь: такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы!

Первое - это положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект.

Второе - стимуляция мыслительных функций и речи.

Третье - веселое общение малыша и взрослого, заряд положительных эмоций.

Пальчиковая гимнастика - комплекс упражнений для развития и совершенствования движений пальцев рук. Движения пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее воздействие. Основной ценностью пальчиковой гимнастики является то, что интеллект ребёнка при этом развивается самым естественным, здоровым образом.

На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. Так, массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный палец связан с желудком, средний - с кишечником. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени и почек, а мизинца - на работе сердца.

С целью развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством упражнений, в свою работу включаем игры с шариками Су-джок. Ребенок массажными движениями создает благоприятные условия для мышечной деятельности. В зависимости от темпа проведения проводим массаж от медленного до быстрого. Упражнения, проведенные в медленном темпе, сопровождаем показом и четким произнесением текста. при этом выполняются следующие задачи:

  • развитие мелкой моторики и точной координации движений пальцев руки;
  • совершенствование умения детей учитывать сенсорные свойства предметов в различных видах деятельности: изобразительной, конструктивной, пальчиковые игры с предметами;
  • совершенствование умения понимать смысл речи; уметь подражать взрослому.
  • развитие зрительной памяти и произвольного внимания.

Поскольку проблема развития мелкой моторики дошкольников является крайне важной, мы ведем углублённую работу в этом направлении, обеспечивая тесный контакт с логопедом, родителями, начав эту работу задолго до поступления детей в школу. Зная, что эпизодическая нерегулярная деятельность не сможет дать заметного положительного эффекта, нам создана приемлемая для нашей возрастной группы и существующих материальных условий, система занятий с детьми.

Учитывая возрастные особенности детей, я сочла, что наиболее оптимальным для проведения индивидуальных и групповых упражнений является время, отведённое для игр во второй половине дня. Кроме того, по мере необходимости, игры с пальчиками включаются в занятия в качестве физкультминутки. Подобран и систематизирован материал пальчиковых игр и упражнений по развитию мелкой моторики, в соответствии с лексическими темами. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

Педагогическая целесообразность заключается в том, что на занятиях с пальчиковыми играми используется и природный материал - желуди, орехи, фасоль. Интересны для детей и упражнения, где дети сами могут сочинять сюжет сказок, изображать героев.

Эффективность коррекционной работы будет высокой при условии соблюдения некоторых принципов:

1. Принцип осознания совершаемых действий. Действия ребенка в процессе занятия желательно сопровождать проговариванием взрослым этих действий. Например: «Скажи, какой пальчик сейчас работает?», «Наши пальчики сейчас сгибаются или разгибаются?» и т.п.

Данный принцип полезен для формирования меж функциональных связей мозговых структур.

2. Принцип развернутости освоения навыков. Темп и механизмы освоения навыков у разных детей неодинаков в силу их индивидуальных особенностей. Каждая часть программы может быть освоена разными детьми при разном количестве занятий. Педагогу следует отрабатывать навыки освоения движений ребенка в оптимальном именно для него режиме.

3. Принцип обратной связи. Педагог по ходу занятия комментирует, помогает, подсказывает и оценивает действия ребенка для закрепления у него правильных двигательных действий (формирование правильной двигательной памяти). Применение данного принципа также позволяет ребенку быстро скорректировать свои двигательные действия, если он допускает ошибки.

В связи с особенностями наших детей, мы проводим упражнения малыми подгруппами или индивидуально. Сначала мы выполняем все упражнения медленно. Если у ребенка не получается правильно выполнить упражнение, мы берем руку ребенка и действуем вместе с ним.

Работу по развитию движений проводим систематически 2-5 минут ежедневно.

С использованием таких форм, как: беседа; художественное слово; дидактическая игра; физические упражнения; индивидуальная корректировка действий.

Упражнения пальчиковой гимнастики весьма эффективны при развитии мелкой моторики, очень просты в исполнении и не требуют много времени. Как правило мы используем физкультминутки во время продуктивных видов деятельности и в отдельных режимных моментах. Польза пальчиковой гимнастики очевидна и гарантированно способствует: развитию мелкой моторики и речи, тренировке внимания, улучшению памяти, пробуждению воображения и творческих способностей.

Во время проведения пальчиковой гимнастики очень рекомендуется привлекать наглядные материалы это картинки, книжные иллюстрации, которые являются составляющей частью большинства занятий в детском саду. Яркие и понятные образы помогают детям исполнять движения, активизируют воображения.

Благодаря пальчиковой гимнастике дети получают разные сенсорные впечатления, у них развиваются внимательность и способность сосредотачиваться, улучшается двигательная координация. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Список использованной литературы

  1. Петрова Е.А. Жесты в педагогическом процессе: Учебное пособие. - М.:Моск. городское пед.общество, 1998.- 278 с.
  2. Специальная дошкольная педагогика / Е.А.Стребелева, А.Л.Венгер, Е.А.Екжанова и др.; Под ред. Е.А.Стребелевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 312 с.
  3. Никитини Л.В. Пальчиковые игры и упражнения на координацию слово с движением КАРО 2009.
  4. Лыкова И.А. Рисуем пальчиками МГП - Санкт-Петербург 2019.
  5. Кольцова М.М., Ребенок учится говорить. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Сов. Россия, 1979.
  6. Холодов Ж.К. и др. Теория и методика физического воспитания. - М., 2020.
  7. Ходос Х.Г. Нервные болезни. - М.; Медицина, 2019.