Сказкотерапия в коррекционно-развивающей работе логопеда с детьми дошкольного возраста

Разделы: Логопедия

Ключевые слова: Сказкотеропия


В последние годы увеличилось количество детей с нарушениями речи. Да и сам характер речевых патологий изменился. Зачастую он имеет комбинированную форму, когда у ребенка одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, эмоционально-волевая сфера, творческая активность.

Все эти нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности, то есть ведут к возникновению закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.

Все это заставляет искать методы и формы работы, стимулирует к разработке инновационных технологий в области коррекционно-развивающего обучения и воспитания.

Многолетняя практика показали, что добиться положительного результата в работе с детьми ОВЗ можно, если с наряду с традиционными логопедическими занятиями, включать в коррекционную работу комплексные занятия, с использованием нестандартных форм и методов таких, как сказкотерапия. Под сказкотерапией мы понимаем процесс поиска смысла, расширение знаний об окружающей действительности и системе взаимоотношений в нем; процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

Сказкотерапия позволяет учителю-логопеду в опосредованной для ребенка дошкольного возраста форме влиять на развитие речевых и психических функций, таких как внимание, память, мышление, воображение. На логопедических занятиях с использованием сказкотерапии идет постоянное воздействие, прежде всего на собственно речевое развитие ребенка. Задача логопеда - это развитие и коррекция звуковой и смысловой стороны речи ребенка, обогащение и активизация словаря, формирование лексико-грамматического строя речи, развитие связной устной речи, нивелирование трудностей контактов с окружающими взрослыми и детьми. Работа над пониманием значений многих пословиц, поговорок, фразеологических оборотов, присутствующих в сказках, способствует развитию образного мышления, связной речи ребенка, умения участвовать в диалоге, слушать другого, рассказывать и пересказывать.

Поэтому сказки, которые используются на занятиях, затрагивают различные проблемы, с которыми в реальной жизни сталкивается (или же может столкнуться) ребенок. Это и трудности в общении с окружающими, и различные страхи, и внутренние переживания, и возрастные трудности. Поэтому необходимо с особой с особой тщательностью подходить к отбору сказочных историй. Обязательно ориентироваться не только на возраст детей - участников занятий, но и на имеющиеся у них проблемы, интересы, уровень речевого развития и т.п. Подбор сказок может быть различным. Например, целый цикл сказочных историй, в которых действуют одни и те же герои (лисичка, медведь, заяц и т.п.), попадающие в различные ситуации. Это удобно, так как ребенок быстрее привыкает к сказочным героям, ассоциирует себя с ними. Часто повторяющиеся в этих сказочных историях события принимают форму «ритуальных» моментов, команд, позволяющих успешнее руководить детьми на каждом занятии. Так, например, введение определенных звуковых сигналов (звон колокольчика, звучание дудочки и т.п.) может являться сигналом идентификации, по которому дети воплощаются в героев сказки.

Весь процесс работы с группой детей можно условно разделить на три этапа.

Первый этап является подготовительным. Цель этого этапа - объединение детей в группу. Логопед объясняет детям правила поведения на занятии, действия в той или иной ситуации. Игры и сказки, используемые на подготовительном этапе, носят в большинстве своем не проблемный характер и не направлены сразу на решение серьезных проблем у детей. Здесь важно, чтобы дети почувствовали себя комфортно, установили контакт друг с другом и логопедом, адаптировались в новой и незнакомой для них ситуации,
Далее логопед предлагает детям прослушать сказку и рассказать её всей группой (каждый участник группы по очереди рассказывает лишь кусочек сказочной истории). После пересказа сказки детям предлагается выполнить рисунки по сказке, отразить в них свое отношение к сказочным героям, их приключения и обсудить их.
Основной этап работы начинается, когда дети уже адаптировались, познакомились друг с другом и почувствовали себя свободно. Цель этого этапа - помочь ребенку в решении речевых и психологических проблем и преодолении нежелательных черт характера. На занятиях, проводимых в рамках данного этапа, используются различные игры. Речевые игры направлены на коррекцию и развитие речи ребенка. Психотерапевтические - на разрешение трудностей и проблем детей, сплочение их и осознание групповой поддержки. Здесь возможно проведение специальных логопедических упражнений в игровой форме. Приведем пример такого упражнения.

Упражнение-игра «Слово-сказка»

Цели:

  • развитие лексико-грамматического строя; просодических компонентов речи; совершенствование связного высказывания;
  • обучение установлению причинно-следственных связей в связных высказываниях, логике изложения текста;
  • развитие логического мышления, внимания, зрительной памяти; любознательности, творческого мышления; фантазии;
  • развитие у детей умения сочинять сказку по одному слову.

Ход игры: Логопед на доске вертикально записывает слово (например, слово АЗБУКА). Каждую букву «расшифровываем»: А - Айболит, З - зонтик, Б - бабушка, У - улица, К - кошка, А - аптечка. На основе этих шести новых слов детям предлагается сочинить сказочную историю. Например: «Жил-был Айболит. С утра шел сильный дождь, но Айболиту нужно было идти на вызов. Он взял зонтик и пошел к бабушке.

Маше. Эта бабушка жила на улице Вишневая д. 12. Когда доктор Айболит пришел на вызов к бабушке, он увидел серенькую кошку Бусинку. У нее очень болела лапка, что она не могла ходить. Айболит достал свою аптечку и забинтовал лапку кошке».

Очень часто наиболее эффективной оказывается работа над сказкой, которая возникает спонтанно, экспромтом и связана в первую очередь с желанием детей, то есть сказкой, составленной и рассказанной самими детьми. Именно в такой сказочной истории отражаются все проблемы детей.

Необходимо соблюдать требование того, что сказки детям дошкольного возраста логопед должен именно рассказывать, используя мимику, жесты. Это обеспечивает адекватное и целостное восприятие произведения детьми, создает яркие и живые образы. А сами сказки, используемые на занятиях, должны быть короткими (не более 7-10 минут), простыми и доступными по своему содержанию, вызывать у детей интерес. Мы полагаем, что такая работа с использование сказкотерапии позволяет логопеду решать в комплексе, как логопедические задачи, так и психокоррекционные.

Библиографический список

  1. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: учеб пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 1998. 160 с.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. СПб.: Речь, 2006. 240 с.
  3. Соколов Д. Сказки и сказкотерапия. М.: Эксмо-Пресс, 2001. 304 c.