Стратегии текстовой деятельности

Разделы: Русский язык


Введение

Актуальность

Наше время характеризуется глубокими и содержательными структурными изменениями практически во всех областях жизни: в культуре, в политике, в общественной жизни, в экономике. Кроме того, меняется парадигма научного знания.

Эти изменения диктуют иные подходы к образованию, закрепленные в Федеральном законе об образовании в Российской Федерации и Федеральном государственном образовательном стандарте.

В общекультурном смысле текстом можно назвать зафиксированную на каком-либо материальном носителе человеческую мысль, представленную в определённой последовательности символов.

Задача современного человека уметь извлекать эту зафиксированную мысль, интерпретировать ее и использовать на практике полученные знания.

Поэтому в настоящее время обучение чтению (и письму) не может ограничиваться только академическими целями. Оно должно включать функциональные и операционные цели, связанные с повседневной жизнью и трудовой деятельностью человека.

Метапредметные результаты / Учебный предмет Русский язык

ФГОС 43.02.15 Поварское и кондитерское дело"
ФГОС 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей"

- владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом

- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деяельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников

- умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках

Таким образом, умение взаимодействовать с текстом становится метапредметным навыком, одним из ключевых умений, необходимых для овладения специальностью (профессией) и решения разнообразных жизненных задач.

Цель работы: представление опыта использования стратегий работы с тексом на занятиях по учебному предмету Русский язык (в рамках реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования)

Задачи работы:

  • Рассмотреть основные теоретические понятия исследования (текст, стратегия).
  • Определить сущность и цели предтекстовой, текстовой и послетекстовой деятельности.
  • Представить результаты эксперимента по применению стратегий работы с текстом.

Текстовая деятельность

Центральное понятие нашей работы - текст. Существует множество его определений.

Текст - это зафиксированная на каком-либо материальном носителе человеческая мысль; в общем плане связная и полная последовательность символов [1].

Текст - это коммуникативно ориентированный, концептуально обусловленный продукт реализации языковой системы в рамках определенной сферы общения, имеющий информативно-смысловую и прагматическую сущность [3].

С другой стороны, текст определяется Ю.М.Лотманом как «отграниченное, замкнутое в себе конечное образование. Одним из основных его признаков является наличие специфической имманентной структуры, что влечет за собой высокую значимость категории границы ("начала", "конца" и т.п.) [5]

Все эти определения имеют ряд общих признаков:

  1. Текст имеет смысл
  2. Предполагает ситуацию общения
  3. Представляет собой слова/словосочетания/предложения (в том случае, если текст рассматривается как лингвистический феномен)
  4. Предполагает тематическое, смысловое и композиционное единство всех частей
  5. Имеет относительную законченность

Текстовая деятельность - система действий на основе знаний, навыков и умений, позволяющих создавать тексты, воспринимать и интерпретировать их [4]. Работа с текстом включает в себя использование различных стратегий. Стратегия включает ряд операций, направленных на достижение цели.

Принципиальным является то, что стратегия выбирается каждым читателем под конкретную цель чтения и конкретный текст.

Все стратегии чтения можно разделить на три группы:

  • Стратегии предтекстовой деятельности;
  • Стратегии текстовой деятельности;
  • Стратегии послетекстовой деятельности.

Стратегии предтекстовой деятельности

Появление этих стратегий связано со сменой образовательной парадигмы. Если предыдущие методики предполагали контроль понимания прочитанного, то современная система образования предполагает обучение деятельности: предположение содержания текста (и в зависимости от этого выбор вида чтения - просмотровое, изучающее, аналитическое), изучение текста (вступая в диалог с автором текста), его интерпретация и применение полученных знаний.

Предтекстовые ориентировочные стратегии нацелены на постановку задач чтения и, следовательно, на выбор вида чтения, актуализацию предшествующих знаний и опыта, понятий и словаря текста, а также на создание мотивации к чтению.

Эти стратегии могут применяться как для художественных, так и для учебных текстов.

Стратегии текстовой деятельности

Этот этап работы предполагает диалог с текстом, беседу с автором через текст. Цель использования стратегий на этом этапе - понимание текста и создание его читательской интерпретации.

Во время такого диалога мы находим в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задаем свои вопросы, обдумывает предположения о дальнейшем содержании текста, проверяем, совпадают ли они с замыслом автора и т.д. И таким образом происходит вычитывание информации из каждой единицы текста, вероятное прогнозирование нового содержания и самоконтроль. Основа всей работы по осмыслению текста - рождение в сознании читателя вопросов к тексту и поиск ответа на них.

Стратегии послетекстовой деятельности

Основная цель этих стратегий - достигнуть понимания текста на уровне смысла, корректировка читательской интерпретации, доведение читательских впечатлений до уровня законченной мысли. Выбор этих стратегий тоже зависит от конечных целей чтения.

Практическое применение стратегий работы с текстом

В начале учебного года исследую способность студентов понимать (вид речевой деятельности - понимание) словесные инструкции. Для этого предлагаю выполнить задание, прочитанное вслух (задание, предполагающее выполнение трех последовательных действий: выпишите их текста слова с непроизносимым согласным в корне, подберите к ним проверочные слова, с любым словом (на выбор) составьте словосочетание со связью согласование).

Результаты:

  • Понимают и выполняют задание, требующие выполнения одного действия - 68% обучающихся.
  • Понимают задание, требующее выполнения двух последовательных действий - 44 % обучающихся.
  • Понимают задание, требующее выполнения трех последовательных действий - 31 % обучающихся.
  • Результаты этого исследования демонстрируют необходимость учить студентов работать с текстом.

Практическое применение стратегий обучения смысловому чтению продемонстрируем на примере работы со смешанным текстом «Какие электроприборы могут ударить током в ванной» (приложение 1).

Стратегии предтекстовой деятельности:

Обучающимся сообщается только название текста: «Какие электроприборы могут ударить током в ванной».

  1. Прием глоссарий. На слайд выведены и слова: ток, сила тока, заземление, напряжение, изоляция, проводка, устройство защитного отключения. Обучающиеся по названию текста и терминам предполагают содержание текста. Определения терминов записывают в тетрадь.
  2. Заполнение таблицы предположений

Вопрос

Мои предположения

Оправдались ли мои предположения

О чем пойдет речь в этом тексте?

Заполняется после чтения текста

Что мне предстоит узнать?

Заполняется после чтения текста

Что я уже знаю об этом?

Заполняется после чтения текста

Стратегии текстовой деятельности

  1. Чтение текста
  2. Обсуждение в парах: количество микротем в тексте, содержание каждой микротемы (и других аспектов).
  3. Заполнение третьего столбца таблицы ожиданий.
  4. Составление сложного плана текста.

Стратегии послетекстовой деятельности

  1. Прием вопросы Блума. Обучающиеся формулируют вопросы разной степени сложности (по содержанию исходного текста). Начало вопроса задано:
  • Назови…
  • Почему…
  • Объясни…
  • Предложи…
  • Придумай…
  • Поделись…
  1. Создание связного текста на основе заданного смешанного текста.
  2. Задание для обучающихся: представьте, что Вам нужно рассказать товарищу о правилах пользования электроприборами в ванной. Создайте и запишите связный текст из 15 предложений «Пользование электроприборами в ванной комнате» (предложения пронумеруйте).
  3. Создание теста по содержанию исходного смешанного текста.

В конце и вначале учебного года изучаю способность студентов взаимодействовать с текстом. Обучающиеся читают заданный текст и отвечают на предложенные вопросы.

Результаты в начале учебного года:

  • Осмысление текста - 42% обучающихся.
  • Уровень интерпретации текста - 38% обучающихся.
  • Способность применять полученные знания (в том числе в измененной ситуации)- 27% обучающихся.

Результаты в конце учебного года:

  • Осмысление текста - 73% обучающихся.
  • Уровень интерпретации текста - 68% обучающихся.
  • Способность применять полученные знания (в том числе в измененной ситуации) - 59% обучающихся.

Заключение

В представленной работе мы рассмотрели некоторые определения понятия текст и пришли к выводу, что в общем смысле текст - это зафиксированная на каком-либо материальном носителе человеческая мысль, представленная в определённой последовательности символов. Современный человек должен уметь извлекать эту зафиксированную мысль, интерпретировать ее и использовать на практике. Поэтому в настоящее время обучение чтению (и письму) включает в себя академические, функциональные и операционные цели, связанные с повседневной жизнью и трудовой деятельностью.

Получение профессионального образования, успешная профессиональная деятельность предполагают (в числе прочего) умение взаимодействовать с текстом. Эффективной работе с текстом можно научить и научиться, используя стратегии текстовой деятельности, каждая из которых соответствует определенному этапу работы с текстом.

Это подтверждается показателями эксперимента, который я провожу ежегодно с 2019 г. среди обучающихся первого курса. Результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента демонстрируют эффективность и результативность использования стратегий текстовой деятельности.

Сводная таблица результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента:

Исследуемый аспект

Констатирующий этап %

Контрольный этап %

Результат %

Осмысление текста

42

73

Увеличение на 31 %

Уровень интерпретации текста

38

68

Увеличение на 30 %

Способность применять полученные знания (в том числе измененной ситуации)

27

59

Увеличение на 32 %

К завершению учебного года способность студентов осмысливать текст увеличилась на 31 процент, способность интерпретировать текст увеличилась на 30 процентов, способность применять полученные знания увеличилась на 32 процента. Результаты контрольного этапа эксперимента демонстрируют эффективность и результативность использования стратегий текстовой деятельности.

Список источников и использованной литературы

  1. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Как учить работать с книгой. - М.: Мой учебник, 2007.
  2. Методы исследования и анализа текста. Словарь-справочник. - URL: https://text_analysis.academic.ru/249/текст_%28по_Н.С.Болотновой%29)
  3. Методы исследования и анализа текста. Словарь-справочник. - URL: https://text_analysis.academic.ru/252/текстовая_деятельность
  4. Микитинец О.И. Концепция культуры как «текста в тексте» Ю.М.Лотмана. - URL: http://dspace.nbuv.gov.ua/bitstream/handle/123456789/35664/45-Mikitinets.pdf?sequence=1
  5. Приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 N 1581 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей" (Зарегистрировано в Минюсте России 20.12.2016 N 44800).
  6. Приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 N 1565 (ред. от 17.12.2020) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело" (Зарегистрировано в Минюсте России 20.12.2016 N 44828).
  7. Сметанникова Н.Н. Воспитание читателя в культуросозидающей модели образования. - URL: http://www.mcbs.ru/files/File/smetannikova%281%29.pdf