Проблема преодоления речевых нарушений у детей с системным нарушением при общем недоразвитии речи является актуальной и важной для теории и практики логопедии. Особое значение имеет поиск оптимальных методов работы по обогащению лексического запаса, прежде всего словаря признаков, так как это способствует развитию предикативной стороны речи и оптимизирует процесс морфолого-синтаксического оформления высказываний.
Многолетний опыт практической работы с детьми показывает, что дошкольники с общим недоразвитием речи наиболее часто затрудняются определять свойства материалов, опираясь на тактильные, вкусовые ощущения, а также при восприятии звуков и запахов.
В связи с этим важным направлением в коррекционной работе становится формирование лексического строя речи на примере словаря признаков, опираясь не только на работу зрительного анализатора, но и без его участия, давая возможность большему развитию осязательному, обонятельному, слуховому и вкусовому анализаторам.
При проведении логопедической работы по развитию лексики нужно учитывать современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, о структуре значения слова, о закономерностях формирования лексики в онтогенезе, об особенностях лексики у дошкольников с речевой патологией.
С учетом этих факторов формирование лексики проводится по следующим направлениям:
- Расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, памяти, внимания и др.);
- Уточнение значений слова;
- Формирование семантической структуры слова в единстве основных его компонентов (денотативного, понятийного, коннотативного, контекстуального);
- Организация семантических полей, лексической системы;
- Активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного словаря в активный.
Целью логопедической работы по формированию словаря признаков является развитие тактильного, слухового, вкусового, обонятельного восприятия и закрепление обобщающего сенсорного опыта, используя в активной речи слова-признаки.
Мной был подобран комплекс специальных упражнений, способствующих развитию как пассивного, так и активного словаря признаков с опорой на все виды восприятия.
К основным направлениям коррекционной работы можно отнести:
- Организацию коррекционно-развивающей среды в логопедической группе;
- Развитие тактильного, слухового, вкусового и обонятельного восприятия;
- Развитие сенсорного запаса;
- Активизацию словаря признаков.
Развитие тактильного восприятия
Работа по развитию тактильного восприятия с использованием «тактильных дощечек» строится в три этапа:
1 этап. Знакомство с сенсорными признаками.
Цель. Учить соотносить поверхности дощечек с определённым предметом.
Приёмы:
- Найди такую же дощечку.
- Разложи дощечки по степени гладкости и т.п.
- Найди дощечку, похожую на ложку, газету.
- Какой предмет напоминает вот эта дощечка (показ).
- Какая дощечка тебе больше всего нравится, какая меньше, какая не нравится?
- Разложи дощечки по «сюжету».
2 этап. Формирование лексики, опосредованной тактильным восприятием, в понимании и активной речи.
Цель: Познакомить с пособием, ввести в активный словарь прилагательные, характеризующие качества, учить группировать «тактильные дощечки» по отдельным признакам при помощи зрительных тактильных ощущений.
Оборудование: «тактильные дощечки», покрытые различным материалом: тканью, бумагой, железом, деревом, поролоном, камнями.
Лексический материал: бумажный, тряпичный, железный, деревянный, поролоновый, каменный.
Приёмы:
- Тактильное обследование окружающих предметов с называнием качества поверхности.
- Обследование «тактильных дощечек», сравнение их поверхностей между собой и окружающими предметами.
- Обучение приёмам обследования.
- Нахождение дощечки по описанию.
- Описание заданной дощечки.
Примечание:
- Работа проводится как при помощи зрительного анализатора, так и при его выключении.
- Перед упражнением необходимо обострить чувствительность кончиков пальцев: сполоснуть руки тёплой водой и вытереть насухо или протереть кончики пальцев друг о друга.
3 этап. Закрепление слов-признаков в связной речи.
Цель: Учить составлять рассказы с опорой на «тактильные дощечки» и тактильные ощущения. Закрепить слова-признаки в активном словаре детей.
Лексический материал: колючий, мягкий, шелковистая, пушистая.
Приёмы:
- Составление тактильных рассказов на основе сопоставления поверхностей (по ходу рассказа ребёнок выкладывает дощечки друг за другом).
- Составление «неподвижных» рассказов (дощечки не передвигаются).
- Составление «подвижных» рассказов, где уже выложенные дощечки по ходу рассказа используются вновь.
- Воспроизведение рассказа по уже выложенным дощечкам.
Развитие слухового восприятия
Работа по развитию слухового восприятия строится в 4 этапа:
1 этап.
Цель: Учить ребенка идентифицировать предмет (опознавать предмет по характерному шуму).
Лексический материал: Громкий, тихий, высокий, низкий.
Инструкция: «Слушай звук и подбери к нему подходящую картинку».
2 этап.
Цель. Учить детей определять направление шума.
Описание работы: Ребёнок сидит с закрытыми глазами. Педагог подаёт звуковой сигнал какой-либо игрушкой спереди, сзади, сверху, справа, слева от головы ребёнка и просит показать рукой откуда был сигнал.
Примечание: Далее проводится работа по всей групповой комнате.
3 этап.
Цель: Научить детей различать шумы, резко отличающиеся по силе, высоте, тембру.
Лексический материал: Тихий, громкий, высокий, низкий.
4 этап.
Цель: Учить детей подбирать шумы схожие друг с другом. Активизировать словарь признаков детей. С этой целью можно провести различные игровые упражнения.
Лексический материал: громкий, тихий, высокий, низкий.
Развитие вкусового восприятия
Работа по развитию вкусового восприятия проводится на примере следующих игр и упражнений: «Попробуй».
Цель: Закрепить у детей представление о четырёх вкусовых эталонах: кислое, сладкое, горькое, солёное. Активизировать словарь признаков.
Лексический материал: кислый, сладкий, горький, солёный.
«Вкусовые банки».
Цель: Дифференциация восприятия с помощью вкусовых ощущений.
Лексический материал: кислый, сладкий, горький, солёный.
«Вспомни вкус этих продуктов и назови его».
Цель: определить и описать вкусовые ощущения, подобрав определения к блюдам.
Лексический материал: сладкий, солёный, кислый, горький, острый, жгучий.
Развитие обонятельного восприятия
Работа по развитию вкусового восприятия проводится на примере следующих игр и упражнений: «Запахи».
Цель: обогатить словарный запас детей за счёт прилагательных при восприятии различных запахов.
Лексический материал: свежий, терпкий, нежный, приятный, кофейный, хвойный, цветочный, ванильный.
«Коробочка с запахами».
Цель: дифференциация запахов с помощью обоняния.
Лексический материал: кофейный, хвойный, свежий, ванильный, цветочный.
Таким образом, игры и упражнения с целью усвоения в активной речи имен прилагательных через формирование словаря при восприятии особых свойств предметов: качества поверхности, звуков, вкуса, запаха, способствует расширению лексической стороны речи и формированию связной речи.