Формирование словаря признаков у дошкольников с ОНР при развитии лексической стороны речи

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия

Класс: д/с


Проблема преодоления речевых нарушений у детей с системным нарушением при общем недоразвитии речи является актуальной и важной для теории и практики логопедии. Особое значение имеет поиск оптимальных методов работы по обогащению лексического запаса, прежде всего словаря признаков, так как это способствует развитию предикативной стороны речи и оптимизирует процесс морфолого-синтаксического оформления высказываний.

Многолетний опыт практической работы с детьми показывает, что дошкольники с общим недоразвитием речи наиболее часто затрудняются определять свойства материалов, опираясь на тактильные, вкусовые ощущения, а также при восприятии звуков и запахов.

В связи с этим важным направлением в коррекционной работе становится формирование лексического строя речи на примере словаря признаков, опираясь не только на работу зрительного анализатора, но и без его участия, давая возможность большему развитию осязательному, обонятельному, слуховому и вкусовому анализаторам.

При проведении логопедической работы по развитию лексики нужно учитывать современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, о структуре значения слова, о закономерностях формирования лексики в онтогенезе, об особенностях лексики у дошкольников с речевой патологией.

С учетом этих факторов формирование лексики проводится по следующим направлениям:

  1. Расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, памяти, внимания и др.);
  2. Уточнение значений слова;
  3. Формирование семантической структуры слова в единстве основных его компонентов (денотативного, понятийного, коннотативного, контекстуального);
  4. Организация семантических полей, лексической системы;
  5. Активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного словаря в активный.

Целью логопедической работы по формированию словаря признаков является развитие тактильного, слухового, вкусового, обонятельного восприятия и закрепление обобщающего сенсорного опыта, используя в активной речи слова-признаки.

Мной был подобран комплекс специальных упражнений, способствующих развитию как пассивного, так и активного словаря признаков с опорой на все виды восприятия.

К основным направлениям коррекционной работы можно отнести:

  1. Организацию коррекционно-развивающей среды в логопедической группе;
  2. Развитие тактильного, слухового, вкусового и обонятельного восприятия;
  3. Развитие сенсорного запаса;
  4. Активизацию словаря признаков.

Развитие тактильного восприятия

Работа по развитию тактильного восприятия с использованием «тактильных дощечек» строится в три этапа:

1 этап. Знакомство с сенсорными признаками.

Цель. Учить соотносить поверхности дощечек с определённым предметом.

Приёмы:

  1. Найди такую же дощечку.
  2. Разложи дощечки по степени гладкости и т.п.
  3. Найди дощечку, похожую на ложку, газету.
  4. Какой предмет напоминает вот эта дощечка (показ).
  5. Какая дощечка тебе больше всего нравится, какая меньше, какая не нравится?
  6. Разложи дощечки по «сюжету».

2 этап. Формирование лексики, опосредованной тактильным восприятием, в понимании и активной речи.

Цель: Познакомить с пособием, ввести в активный словарь прилагательные, характеризующие качества, учить группировать «тактильные дощечки» по отдельным признакам при помощи зрительных тактильных ощущений.

Оборудование: «тактильные дощечки», покрытые различным материалом: тканью, бумагой, железом, деревом, поролоном, камнями.

Лексический материал: бумажный, тряпичный, железный, деревянный, поролоновый, каменный.

Приёмы:

  1. Тактильное обследование окружающих предметов с называнием качества поверхности.
  2. Обследование «тактильных дощечек», сравнение их поверхностей между собой и окружающими предметами.
  3. Обучение приёмам обследования.
  4. Нахождение дощечки по описанию.
  5. Описание заданной дощечки.

Примечание:

- Работа проводится как при помощи зрительного анализатора, так и при его выключении.

- Перед упражнением необходимо обострить чувствительность кончиков пальцев: сполоснуть руки тёплой водой и вытереть насухо или протереть кончики пальцев друг о друга.

3 этап. Закрепление слов-признаков в связной речи.

Цель: Учить составлять рассказы с опорой на «тактильные дощечки» и тактильные ощущения. Закрепить слова-признаки в активном словаре детей.

Лексический материал: колючий, мягкий, шелковистая, пушистая.

Приёмы:

  1. Составление тактильных рассказов на основе сопоставления поверхностей (по ходу рассказа ребёнок выкладывает дощечки друг за другом).
  2. Составление «неподвижных» рассказов (дощечки не передвигаются).
  3. Составление «подвижных» рассказов, где уже выложенные дощечки по ходу рассказа используются вновь.
  4. Воспроизведение рассказа по уже выложенным дощечкам.

Развитие слухового восприятия

Работа по развитию слухового восприятия строится в 4 этапа:

1 этап.

Цель: Учить ребенка идентифицировать предмет (опознавать предмет по характерному шуму).

Лексический материал: Громкий, тихий, высокий, низкий.

Инструкция: «Слушай звук и подбери к нему подходящую картинку».

2 этап.

Цель. Учить детей определять направление шума.

Описание работы: Ребёнок сидит с закрытыми глазами. Педагог подаёт звуковой сигнал какой-либо игрушкой спереди, сзади, сверху, справа, слева от головы ребёнка и просит показать рукой откуда был сигнал.

Примечание: Далее проводится работа по всей групповой комнате.

3 этап.

Цель: Научить детей различать шумы, резко отличающиеся по силе, высоте, тембру.

Лексический материал: Тихий, громкий, высокий, низкий.

4 этап.

Цель: Учить детей подбирать шумы схожие друг с другом. Активизировать словарь признаков детей. С этой целью можно провести различные игровые упражнения.

Лексический материал: громкий, тихий, высокий, низкий.

Развитие вкусового восприятия

Работа по развитию вкусового восприятия проводится на примере следующих игр и упражнений: «Попробуй».

Цель: Закрепить у детей представление о четырёх вкусовых эталонах: кислое, сладкое, горькое, солёное. Активизировать словарь признаков.

Лексический материал: кислый, сладкий, горький, солёный.

«Вкусовые банки».

Цель: Дифференциация восприятия с помощью вкусовых ощущений.

Лексический материал: кислый, сладкий, горький, солёный.

«Вспомни вкус этих продуктов и назови его».

Цель: определить и описать вкусовые ощущения, подобрав определения к блюдам.

Лексический материал: сладкий, солёный, кислый, горький, острый, жгучий.

Развитие обонятельного восприятия

Работа по развитию вкусового восприятия проводится на примере следующих игр и упражнений: «Запахи».

Цель: обогатить словарный запас детей за счёт прилагательных при восприятии различных запахов.

Лексический материал: свежий, терпкий, нежный, приятный, кофейный, хвойный, цветочный, ванильный.

«Коробочка с запахами».

Цель: дифференциация запахов с помощью обоняния.

Лексический материал: кофейный, хвойный, свежий, ванильный, цветочный.

Таким образом, игры и упражнения с целью усвоения в активной речи имен прилагательных через формирование словаря при восприятии особых свойств предметов: качества поверхности, звуков, вкуса, запаха, способствует расширению лексической стороны речи и формированию связной речи.