Практико-ориентированные задачи при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по математике

Разделы: Математика

Классы: 9, 11

Ключевые слова: ОГЭ по математике


Одним из моментов модернизации современного математического образования является усиление прикладной направленности школьного курса математики, т.е. осуществление связи его содержания и методики обучения с практикой.

Как показывает практика, одним из эффективных способов развития предметной грамотности являются практико-ориентированные задачи.

Задачи, которые раскрывают приложения математики в окружающей нас действительности, в смежных дисциплинах, знакомят с ее использованием в технологии и экономике современного производства, в сфере обслуживания, в быту, при выполнении трудовых операций. Способы представления статистических данных. Работа с таблицами, диаграммами. В сборнике предполагается сближение между двумя задачами: обеспечение математической грамотности на бытовом уровне и повышение интереса к спорту, здоровому образу жизни.

Кроме того, решение задач практического содержания способно привить интерес ученика к изучению математики. Такие задания изменяют организацию традиционного урока. Они базируются на знаниях и умениях, и требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности.

Развитие у школьников умений решать практико-ориентированные задачи в процессе обучения математике следует рассматривать как один из способов формирования у них функциональной грамотности. Такой подход к обучению позволяет в дальнейшем выпускнику школы решать проблемы, возникающие в жизни и в профессиональной деятельности.

В данном сборнике на примере различных видов спорта и интересных фактах изучаются математические задачи.

Особое внимание уделяется построению графиков, чертежей, логическим задачам. Все это позволит не только в увлекательной форме повторить основные темы алгебры и геометрии, но и поможет при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ. В сборник вошли задачи школьного курса, а также задачи, аналогичные заданиям контрольно-диагностических работ и единого государственного экзамена по математике.

Синхронное плавание - водный вид спорта, связанный с выполнением в воде различных фигур под музыку.Первоначально известное как водный балет, синхронное плавание появилось в Канаде в 1920-е годы.

1. Двумя насосами накачали 315 л воды. Один из них работал 5 мин, а другой - 4 мин. Сколько литров воды накачали каждым насосом, если оба насоса накачивали одинаковое количество воды в минуту?

2. В бассейн погружено два насоса. Первый выкачивает весь бассейн за ¾ часа, второй за 1час 20 мин. За сколько минут они выкачают всю воду, работая вместе?

Футбо́л - командный вид спорта, в котором целью является забить мяч в ворота соперника ногами или другими частями тела (кроме рук) большее количество раз, чем команда соперника.

1. Рассчитайте градусную меру центрального угла описанной окружности около правильного:
А) шестиугольник;
Б) пятиугольник.

Используя полученные данные, с помощью циркуля, линейки и транспортира постройте правильные: пятиугольник и шестиугольник.

Первоначально все соревнования были мужскими, женская вольная борьба была введена на летних Олимпийских играх 2004 в Афинах.

1. Сколько боев будет проведено на соревнованиях по борьбе, где каждый из пяти участников должен встретиться с каждым из оставшихся. (Для решения задачи можно борцов, образно говоря, расположить в вершинах выпуклого пятиугольника).

Фехтова́ние - система приёмов владения ручным холодным оружием в рукопашном бою. Соревнования по фехтованию появились на летних Олимпийских играх 1896 в Афинах.

1. В боях на шпагах выигравшим считается тот, кто на 1/25 сек. раньше нанесет укол своему противнику. Сколько промежутков длины 1/25 сек. составят один минуту?

Первый турнир по хоккею с шайбой в рамках Олимпийских игр состоялся на летних Олимпийских играх 1920 года. С 1924 года соревнования по хоккею с шайбой.

1. Приняв 1 клетку за 2 метра, с помощью линейки и циркуля постройте план хоккейного поля, длина которого равна 60 м и ширина - 30 м. Закруглите углы поля, вписав в каждый угол по окружности, радиусом 8 м.

2. С помощью построенного плана поля задачи 1 определите общую площадь вертикальных ограждений поля, если известно, что площадка ограждена бортиком высотой 1,2 м и на лицевых бортах за воротами по всей ширине поля (включая закругления) крепится защитный плексигласовый экран высотой 2 м.

Марафо́н- дисциплина лёгкой атлетики, представляющая собой забег на дистанцию 42 километра 195 метров.

1. Оптимальная температура для проведения марафона около 14-160C. При повышении температуры воздуха выше 160C результат ухудшается в среднем на 40-60 секунд, на каждый градус прироста температуры воздуха.

Если предположить, что один мировой рекордсмен пробежал дистанцию за 2 ч 3 мин 23 с при температуре 160C, то рассчитайте наихудшее время, которое бы мог показать этот же марафонец, согласно приведенным выше данным, если бы температура воздуха была равна 200C.

2. В одном городе проводился марафонский забег. Температура воздуха в определенные часы дня забега приведены на рисунке. Организаторы начинали и заканчивали забег ровно в то время, когда температура воздуха достигла 150C. Определите, сколько часов длился марафон.

Соревнования по конному спорту на летних Олимпийских играх впервые появились на летних Олимпийских играх 1900 в Париже.

1. Известно, что российский жеребец Сардар в 1965 г. преодолел 1500 м за 130 с. Определите скорость жеребца в км\ч. Ответ округлите до десятых.

2. Первые 20 км своего пути лошадь двигалась с целочисленной скоростью (целое число километров в час), на 1 км\ч большей скорости, с которой она двигалась оставшиеся 20 км. Определите время движения лошади, если известно, что оно выражается целым числом часов.

Литература

  1. Печёнкина Е.Н. Практико-ориентированные задачи на уроках математики в основной школе // Электронный ресурс [http://rudocs.exdat.com/docs/index-100680.html].
  2. Виноградова В.А.«Сборник практико-ориентированных задач для 5-8 классов по математике»
  3. Материал из Википедии - свободной энциклопедии [https://ru.wikipedia.org/wiki/].