В течение полугодия учащиеся знакомятся с нотами первой октавы по системе «Цветные ноты», где каждой ноте музыкального звукоряд соответствует определённый цвет радуги. Например, до - красный, ре - оранжевый, ми - жёлтый и т.д. Такая система активно используется в работе с дошкольниками многими педагогами в разных странах мира. Благодаря этому подходу у детей активизируются различные виды памяти и ассоциативное мышление, а запоминание учебного материала происходит быстрее и эффективнее. Ещё один плюс данной системы - это возможность музицирования на элементарных звуковысотных инструментах (цветные металлофоны, цветные колокольчики, перкуссионные трубки и т.д.) уже на первых уроках.
Тема: Ноты первой октавы.
Предмет: Сольфеджио.
Возраст: 5-6 лет.
Цель: Организовать деятельность учащихся по повторения и закреплению знаний нот первой октавы.
Задачи:
- Повторить ноты первой октавы
- Повторить основные музыкальные термины и знаки
- Развивать навык чтения с листа
- Развивать навыки координации и чувства метроритма
- Развивать коммуникативные способности
- Развивать навыки ансамблевого музицирования
- Развивать творческое начало учащихся
Оборудование: электронная доска, музыкальные инструменты - цветные колокольчики, музыкальная лесенка, разноцветные магниты.
1 этап
Учитель: Семь цветов у радуги. У музыки семь нот. Звуки с радугой смешай и цвета мне называй.
Учитель показывает на экране электронной доски изображение музыкальной радуги.
Дети: До - красный, Ре - оранжевый, Ми - жёлтый, Фа - зелёный, Соль - голубой, Ля - синий, Си - фиолетовый.
Учитель: А где живут ноты?
Дети: На нотном стане.
Учитель: Сколько линеек на нотном стане? Как правильно сосчитать эти линейки?
Дети: Пять линеек, которые считаем снизу вверх.
Учитель: Давайте вспомним песню «Где живут ноты?» и посадим каждую ноту на своё место на нотном стане.
Дети поют песню про каждую ноту отдельно, по очереди выходят к доске и выкладывают звукоряд с помощью цветных магнитов. Затем находят ноты на клавиатуре фортепиано и также отмечают их с помощью цветных магнитов.
Учитель: Как здорово вы выполнили задание. Все звуки выстроились в ряд в разноцветный звукоряд. Но в моей игре «Весёлое сольфеджио» все звуки перемешались. Помогите правильно назвать каждую ноту!
Работа с электронной доской. Интерактивная игра «Весёлое сольфеджио». Суть игры угадать ноту на нотном стане, найти её слоговое название и нажать правильную кнопку. Если ответ верный, появляется следующий слайд.
2 этап
Учитель: Отличная работа! Вы прекрасно справились с интеллектуальной разминкой. А теперь предлагаю оживить наш звукоряд! Споем гамму До мажор различными ритмическими рисунками.
На экране электронной доски карточки с разными вариантами ритмических рисунков. Необходимо назвать эти длительность, прочитать ритм ритмослогами, прохлопать ритм, затем спеть гамму в заданном ритме.
3 этап
Учитель: Вот пришёл к нам в гости Ёж, с собой песенку принёс. Давайте послушаем!
Учитель держит в руке игрушку и поёт песню про Ежа.
Учитель: Понравилась песенка? Давайте разучим её.
Ноты песни «Ёж» появляются на экране электронной доски.
Задания:
- Спеть песню со словами вместе с учителем.
- Прохлопать ритмический рисунок.
- Спеть песню нотами.
- Показать мелодию песни на ступенной лестнице.
- Сыграть мелодию на цветных колокольчиках.
4 этап
Учитель: Нот на свете ровно семь и они известны всем! До, ре, ми, фа, соль, ля, си - все ноты в гости пригласи!
Учитель играет вступление к песне Металлиди Ж. «Песенка про ноты».
Учитель: Ребята, вы догадались, что это за песня?
Дети: Да! Это «Песенка про ноты».
Дети берут музыкальные инструменты. Например, девочки треугольники, мальчики бубны. Первый куплет поют девочки и играют остинатный (повторяющийся) ритм, второй куплет поют мальчики, в припеве ноты поют все вместе или играют гамму на цветном металлофоне.
Учитель: Песни мы пели, по нотам играли, все инструменты дружно звучали. Но завершилась наша игра. Музыкальную точку ставить пора!
Список литературы
- Абелян Л. «Забавное сольфеджио». М. 1982.
- Бергер Н. «Как научить играть песенку за 10 минут». Спб., 2014.
- Захарова И.. Моржина Е. «Игровая педагогика». М. 2019.
- «Из цвета в звук» сборник методических материалов. О. 2022.
- Кононова Н. «Музыкальные дидактические игры для дошкольников». М, 1982.
- Корнеева И. «Карусель животных»ю С. 2009.
- «Орф Шульверк Базовые тексты». Спб. 2019.
- Тютюнникова Т. «Песенки - бусинки». М. 2010.
- Хейзинга Й. «Человек играющий». М. 2022.