Введение
В условиях всеобщей компьютеризации и проникновения интернет-технологий во все сферы жизни подрастающего поколения перед педагогами остро встает необходимость найти пути помощи своим ученикам использовать эти неоценимые ресурсы в качестве эффективного средства обучения в целом и изучения иностранного языка в частности. Технология веб-квестов является одним из путей решения поставленной задачи.
Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на сегодняшний день главной задачей обучения является формирование универсальных учебных действий, которые обеспечили бы обучающимся, овладевающим иностранным языком, умение учиться, способность к самостоятельной работе над изучаемым языком, а, следовательно, и способность к саморазвитию и самосовершенствованию на основе рефлексивной самоорганизации.
А.С.Асмолов подчеркивает, что главная идея новой образовательной парадигмы состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учащихся добывать знания самостоятельно в процессе исследовательской деятельности. [1,с.18]
Таким образом, можно сказать, что реализация системно-деятельностного подхода при обучении английскому языку относительно достижения предметных результатов должно отражать как приобретение навыков общения в устной и письменной форме, так и формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: индивидуальной, коллективной, творческой, проектной, учебно-исследовательской.
В виду того, что основной целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции, упомянутые виды деятельности в соответствии со стандартом получают приоритетное развитие, так как именно они позволяют формировать универсальные учебные действия, что соответствует концепции федеральных государственных стандартов. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний и умений.
1.1. Понятие «веб-квеста»
Перед современным образованием стоит задача поиска новых видов и форм организации учебной деятельности. Обучение должно быть развивающим в плане развития самостоятельного критического и творческого мышления. С этой целью многие учителя уже давно используют проектную технологию, привлекая ресурсы сети Интернет. Но обилие информации в сети и ее качество не только не упрощают процесс работы над проектом, но и усложняют его. Одно из возможных решений данной проблемы - это технология веб-квест.
Квест (англ. Quest) - «поиск, предмет поисков, поиск приключений». В мифологии и литературе понятие «квест» изначально обозначало один из способов построения сюжета - путешествие персонажей к определенной цели через преодоление трудностей.
«Образовательный веб-квест - (webquest) - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.
Веб-квест - это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах. Кроме того, результатом работы с веб-квестом является публикация работ учащихся в виде веб-страниц и веб-сайтов (локально или в Интернет)».
В настоящее время в различных сферах деятельности ощущается нехватка специалистов, способных самостоятельно и в команде решать возникающие проблемы, делать это с помощью Интернета. Поэтому работа учащихся в таком варианте проектной деятельности, как веб-квест, разнообразит учебный процесс, сделает его живым и интересным. А полученный опыт принесет свои плоды в будущем, потому что при работе над этим проектом развивается ряд компетенций:
- использование ИТ для решения профессиональных задач (в т.ч. для поиска необходимой информации, оформления результатов работы в виде компьютерных презентаций, веб-сайтов, флеш-роликов, баз данных и т.д.);
- самообучение и самоорганизация;
- работа в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль);
- умение находить несколько способов решений проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор;
- навык публичных выступлений (обязательно проведение предзащит и защит проектов с выступлениями авторов, с вопросами, дискуссиями).
Web-Quest это интерактивная учебная деятельность, включающая в себя три основных элемента, которые отличают ее от простого поиска информации в Интернете:
- наличие проблемы, которую нужно решить.
- поиск информации по проблеме осуществляется в Интернете группой учащихся. Каждый из членов группы имеет четко определенную роль и вносит вклад в решение общей проблемы в соответствии со своей ролью.
- решение проблемы достигается путем ведения переговоров и достижения согласия всеми участниками проекта.
1.2. История возникновения технологии веб квеста
Можно считать, что первые квесты появились еще в эпоху древних цивилизация и сопровождают человечество всю его историю. Ведь, квест - это головоломка, а головоломки людям приходилось разгадывать во все времена. В разное время люди пытались отыскать клад, зарытый пиратами и оставившими зашифрованную карту или верили, что можно найти сказочное дерево или какой-либо предмет, которые могут принести счастье и т.п.
До определенного времени квесты и педагогика существовали параллельно и не были связаны между собой. Революция в этом вопросе произошла благодаря компьютерным технологиям. В педагогику квест-технология пришла из мира компьютерных игр в конце XX века.
Впервые термин «квест» в качестве образовательной технологии был предложен летом 1995 года Берни Доджем (Bernie Dodge), профессором образовательных технологий Университета Сан-Диего (США).
Ученый разрабатывал инновационные приложения Internet для интеграции в учебный процесс при преподавании различных учебных предметов на разных уровнях обучения. Квестом он назвал сайт, содержащий проблемное задание и предполагающий самостоятельный поиск информации в сети Интернет. Им были определены следующие виды заданий для веб-квестов:
- пересказ - демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа;
- планирование и проектирование - разработка плана или проекта на основе заданных условий;
- самопознание - любые аспекты исследования личности;
- компиляция - трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры;
- творческое задание - творческая работа в определенном жанре - создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика;
- аналитическая задача - поиск и систематизация информации;
- детектив, головоломка, таинственная история - выводы на основе противоречивых фактов;
- достижение консенсуса - выработка решения по острой проблеме;
- оценка - обоснование определенной точки зрения;
- журналистское расследование - объективное изложение информации (разделение мнений и фактов);
- убеждение - склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц;
- научные исследования - изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных он-лайн источников.
Также он предложил использовать ряд критериев, которые позволили бы дать оценку:
- исследовательской и творческой работы;
- качества аргументации, оригинальности работы;
- навыков работы в микрогруппе;
- устного выступления;
- мультимедийной презентации;
- письменного текста и т.п.
Попытки расширить и дополнить определение Берни Доджа были предприняты Томасом Марчем, которой значительно детализировал понятие и представил ряд теоретических формулировок, помогающих глубже проникнуть в суть технологии квеста.
Квест (или веб-квест), - по мнению Т.Марча, - это построенная по типу опор учебная структура, использующая ссылки на существенно важные ресурсы в Интернете и аутентичную задачу с тем, чтобы мотивировать учащихся к исследованию какой-либо проблемы с неоднозначным решением, развивая тем самым их умение работать как индивидуально, так и в группе (на заключительном этапе) в ведении поиска информации и ее преобразовании в более сложное знание (понимание). Лучшие из квестов достигают это таким образом, что учащиеся начинают понимать богатство тематических связей, легче включаются в процесс обучения и учатся размышлять над собственным познавательным процессом.
Во многом опираясь на труды Л.С.Выготского Т.Марч утверждал, что этот вид поисковой деятельности нуждается в «опорах», которые должен предоставить учитель. Опоры - это помощь учащимся работать вне зоны их реальных умений. Примерами опор могут быть такие виды деятельности, которые помогают учащимся правильно строить план исследования, вовлекают их в решение проблемы, направляют внимание на самые существенные аспекты изучения.
Согласно критериям оценки качества квеста, разработанным Т.Марчем, хороший образовательный квест должен иметь интригующее введение, четко сформулированное задание, которое провоцирует мышление высшего порядка, распределение ролей, которое обеспечивает разные углы зрения на проблему, обоснованное использование интернет-источниками.
Учителя всего мира стали использовать эту технологию как один из способов успешного использования Интернета на уроках. Наибольшее распространение модель получила в Бразилии, Испании, Китае, Австралии,
Голландии и Америке. В нашей стране данная технология только начинает своё распространение.
1.3. Структура веб-квеста
Веб квест имеет определенную узнаваемую структуру. Он включает в себя следующие компоненты:
- Введение - предлагает описание темы веб квеста, здесь же четко описаны главные роли участников или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста Этот пункт несомненно важен для привлечения интереса учащихся, их мотивации на решение проблемы.
- Задание - формулировка проблемной задачи и описание формы, в которой учащиеся должны будут представить конечный результат.
- Порядок работы и необходимые ресурсы - на данном этапе учитель описывает последовательность действий, предоставляет учащимся список ресурсов, необходимых для выполнения задания (ссылки на Интернет-ресурсы и любые другие источники информации), а также вспомогательные материалы (примеры, шаблоны, таблицы, бланки, инструкции и т.п.), которые позволяют более эффективно организовать работу над веб квестом.
- Оценка - бланк оценки, который знакомит учащихся с критериями выполнения веб квеста. [5, с.21]
1.4. Создание веб-квестов
Существуют несколько платформ-хранилищ образовательных квестов различным предметным областям с возможностью создания собственных. Поскольку технология изначально разработана англоязычными учеными большинство сайтов также являются англоязычными. Примерами таких сайтов могут послужить http://zunal.com/index.php, http://www.webquest.org/index.php, http://questgarden.com/
При создании собственного квеста необходимо подумать прежде всего, по какому направлению он создается (учебная деятельность, внеклассная работа по предмету, интегрированный веб-квест по нескольким предметам. На следующем этапе нужно определиться с возрастной категорией учащихся (продумать, какие навыки работы в компьютерных программах необходимы для выполнения квеста, смогут ли учащиеся выполнить квест). Если предполагается работа с учениками начальных классов, то возможно привлечение к работе над квестом родителей (то есть совместное выполнение заданий детей и родителей). Тема должна быть интересна не только для учителя, но и для учащихся. После определения темы необходимо выделить направления работы - каждое направление будет иметь вид конкретной роли, которой надо будет дать свое название (например: следователи, журналисты, следопыты, расследователи, фольклористы, сказочники, путешественники, кулинары, адвокаты и т.д.). Ролей должно быть больше, чем одна, но не более Для каждой роли нужно прописать порядок (план) работы, иными словами - инструкции с указанием пошаговых действий, конечного результата и оформления их работы (ссылки, которые помогут учащимся найти ответы, но группы могут использовать и свои ресурсы. Ссылки необходимо копировать и давать аннотацию к сайту). Конечным шагом будет продумывание критериев оценки веб-квеста.
Анализ психолого-педагогических источников и практического опыта внедрения технологии веб квеста в процесс изучения иностранного языка позволяет сделать выводы, что веб квест способствует решению следующих актуальных задач при изучении иностранного языка:
- обеспечивает автономность и самостоятельность учащихся;
- развивает коммуникативную компетенцию;
- дает возможность осуществления индивидуального подхода;
- мотивирует учащихся к применению языковых знаний и изучению нового языкового материала;
- позволяет использовать большое количество актуальной аутентичной информации;
- помогает организовать активную самостоятельную или групповую поисковую деятельность учащихся, которой они сами управляют;
- способствует принятию самостоятельных решений;
- развивает критическое мышление, тренирует мыслительные способности. [3, с.56]
Заключение
Технология веб-квеста полностью удовлетворяет основным требованиям ФГОС и позволяет не только формировать и оценивать предметные знания и умения, но и направлена на формирование таких метапредметных результатов, как умение работать в группе и сотрудничать со сверстниками и учителем, составлять план работы в группе в соответствии с поставленной целью, осуществлять поиск и отбор необходимой информации в сети Интернет, анализировать и структурировать информацию, полученную из сети, представлять её в сжатом виде в текстовом виде (эссе, рассказ…), в графическом виде (граф, диаграмма…) или в творческом виде (видеоролик, виртуальная выставка и т.д.) с использованием ИКТ и т.д. И всё эти виды работы вместе с конечным продуктом работы группы необходимо включить в процесс оценивания работы ученика в ходе веб квеста.
Данная технология позволяет сместить акцент процесса обучения с учителя на ученика, который становится более ответственным за свои знания и процесс их получения. Роль учителя сводится к роли помощника, который направляет учащегося и формирует у него навыки самообразования и обучения.
Применение технологии веб квестов в обучении позволяет обеспечить индивидуализацию и дифференциацию обучения, принять во внимание способности детей, их уровень обученности и интересы, дает возможность школьникам практически применять свои знания, умения и навыки, что в конечном итоге несомненно повышает мотивацию к изучению иностранного языка.
Библиография
- Асмолов, А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения / А.Г.Асмолов // Педагогика. - 2009.- №4. - С. 18-22.
- Быховский Я.С. Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции "Информационные технологии в образовании. ИТО-99". - http://ito.bitpro.ru/1999.
- Николаева Н.В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся // Вопросы Интернет-образования. 2002, № 7.
- Dodge B. WebQuest Taskonomy: A Taxonomy of Tasks. 1999. http://webquest.sdsu.edu/taskonomy.html
- Dudeney G. The Internet and the Language Classroom. 2000. Cambridge University Press.- 265 c.