Воспитание ученика в школе и воспитание в семье - это единый неразрывный процесс. Велика роль учителя начальных классов в организации этой работы. Очень важно с первого года обучения и воспитания детей в школе сделать родителей соучастниками педагогического процесса. Взаимодействие педагога с родителями учащегося направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной сферы, где наивысшие ценности являются основой жизни, достойной человека.
На каких основах должны строиться отношения учителя и семьи, чтобы воспитание детей было успешным и помогало совершенствованию личности ребенка во всей ее полноте? На этот вопрос можно найти ответ в словах В.А.Сухомлинского: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской «сильной рукой», для предупреждения об опасностях, «если и дальше так будет продолжаться», - и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребенка в голове, в душе, в тетради, в дневнике, - все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно не допустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения - это уродливое воспитание». Педагоги школы, работающие с коллективом учащихся начальных классов, должны хорошо представлять себе формирующую роль семьи и зависимость этой роли от ценностных ориентаций ее членов. Владение такой информацией позволит им предвидеть, как отношения в семье могут по-влиять на личностное развитие ребенка, его характер, поведенческие реакции. Учитывая все эти факторы, педагоги выбирают направления и формы работы с родителями.
Изменились функциональные обязанности участников системы образования, порядок взаимодействия между ними. Если подойти к оценке родителей диффе-ренцированно, то следует отдавать отчет в том, что они разные. Можно выделить 3 группы.
- Родители, которые хотят и умеют общаться со своими детьми (если не умеют, то учатся этому). В школе таких родителей немного, и они образуют меньшинство среди родительского коллектива школы.
- Группа родителей, которые хотят, но не умеют воспитывать, поэтому у них с детьми есть проблемы; таких родителей большинство.
- Родители, которые не могут и не хотят заниматься своими детьми, дети предоставлены сами себе, точнее - социальной стихии; таких родителей немного, но именно они поставляют школе и социуму детей "группы риска", "трудных".
С первой группой родителей работать легко, по существу, они все делают сами, с ними нужно лишь поддерживать связь; с последней работать бесполезно (хотя это тоже спорно), более того, обращение педагогов к ним за помощью может только ухудшить положение. Вторая, большая часть родителей, занимается воспитанием, но они не владеют ни методиками, ни народной педагогикой, не обладают часто и здравым смыслом. Они воспитывают детей так, как воспитывали их. Не учёт этих обстоятельств приводит со временем к плачевным результатам. Но обнаруживается этот факт слишком поздно. Родители приходят за помощью к школе тогда, когда дети практически вышли у них из повиновения, а они утратили всякое влияние.
Родители стали активными участниками образовательного процесса: они могут влиять на содержание и расписание внеурочной и вне учебной деятельности, помогать в её организации, принимать в ней участие, при необходимости присутствовать на уроках. Изменилась форма проведения родительских собраний: из пассивных слушателей родители превращаются в активных участников дискуссий. Педагогическая культура родителей - один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающегося. В силу этого одним из направлений деятельности классного руководителя является работа с семьёй, в которой растёт, формируется и воспитывается ученик. При этом объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребёнка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается взаимодействие классного руководителя с родителями. Изучается семейная атмосфера, взаимоотношения, а затем выстраивается система работы.
Позиции педагога и родителей в подходе к ребенку всегда будут иметь различия. Найти контакт с родителями - главная задача педагога. Отношения в системе «учитель - ученик - родитель» должны строго соответствовать нормам педагогической этики. Многие родители нередко «видят» учителя глазами своего ребенка. И даже незначительные нарушения учителем этики во взаимоотношениях с учеником, малейшая несправедливость в оценке его учебного труда или нравственного поступка школьника не проходят бесследно, затрудняют контакт учителя и семьи.
Родители обращаются к учителю в случае возникновения проблем с успеваемостью их ребенка. Отправляясь на консультацию, мамы и папы надеются, что педагог постарается помочь в устранении трудностей. Родители хотят услышать конкретные советы, а не грубую критику, ведь они - первые и главные воспитатели детского мироощущения. В своем ребенке они видят воплощение себя, поэтому так ранимо относятся к осуждениям и с таким удовольствием слушают об успехах маленького члена их семьи. Родители сильно переживают, поэтому им важно получить поддержку, увидеть заинтересованность со стороны педагога. Учителю нужно установить психологический контакт, расположить к себе законных представителей детей и продемонстрировать готовность к сотрудничеству, проявляя педагогический такт.
Что же такое педагогический такт? Это чувство меры в поведении и действиях учителя, включающее в себя уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду.
Чтобы каждая встреча с родителями не вызывала шквал негативных эмоций и стресса, нужно придерживаться существующих правил общения с детьми и взрослыми.
1. Терапевтический момент: учтиво поздороваться, поинтересоваться, как идет жизнь в семье, все ли здоровы. От этого в значительной мере зависит содержание предстоящей беседы. Если учитель узнает, что в семье горе или серьезные неприятности, то он не станет говорить о негативных сторонах школьной жизни ребенка, предъявлять претензии родителям. Все это можно сказать при следующей встрече.
2. Начинайте контакт с родителями на позитивной ноте Уметь увидеть положительные стороны в характере и поведении даже самого «трудного» ученика. Только такое начало беседы может обеспечить ее продуктивный характер и положительный результат. Иметь в виду, что поток исключительно негативной информации о ребенке естественно вызывает у родителей неприязнь к собеседнику, гнев и обиду на школу.
Чтобы снять с родителей напряжение, первым делом нужно сказать об умениях ученика школы, о хороших чертах. Можно упомянуть об успешно написанной диагностике, контрольной работе, об участии в конкурсе. Если у ребенка нет учебных достижений, можно подметить его любознательность, аккуратность по отношению к своим вещам. Выделяйте хоть что-то позитивное, тогда настрой родителей будет меняться в лучшую сторону, они поймут, что у классного руководителя нет цели осудить и принизить школьника и его законных представителей.
3. Терпеливо выслушать родителей. Особое внимание обратить на то положительное, что они рассказывают о ребенке и что не известно учителям. Ни в коем случае не прерывать рассказ родителей репликами типа: «Я тороплюсь» или «Перестаньте защищать своего сына». Помнить, что именно мать и отец в первую очередь должны защищать своих детей, иное просто противоестественно. Гораздо хуже, если родители не видят в своем ребенке ничего хорошего, потеряли надежду на будущее.
4. Корректно, спокойно, без пафоса и лишних эмоций скажите о недостатках школьника, что смущает учителей в его характере и поведении.
5. С учетом индивидуальных особенностей ученика и его родителей, их семейно-бытовых условий выскажите свои соображения и педагогические рекомендации по развитию школьника, преодолению негативных сторон его личности.
6. Доносите до родителей сведения доступным языком
Старайтесь объяснять все максимально просто, доступно, корректно, избегайте сложных для восприятия фраз, тогда родители смогут быть с вами на одной волне и активно поддерживать контакт.
7. При завершении беседы не забудьте вежливо попрощаться, наметить ориентиры следующей встречи, если она прогнозируема.
Какие ошибки нельзя совершать учителям при общении с родителями
Учитель не должен приводить родителям в пример чужих детей
Родителей мало интересуют успехи других школьников, больше всего они обеспокоены поведением и оценками своего ребенка. Если классный руководитель будет «петь хвалебные оды» чужим детям, родители ученика вряд ли покинут кабинет в хорошем настроении. А самого школьника могут ожидать негативные последствия, бьющие по хрупкой самооценке.
В конструктивном общении не место обвинениям
Конфликты, в которых замешан ребенок, нужно рассматривать детально. Важное педагогическое умение - выслушивание конструктивных доводов всех сторон столкновения. Нельзя перекладывать вину исключительно на родителей одного школьника, которые «неправильно воспитали ученика». Возможно, ребенок просто подвергается травле и дает отпор обидчикам, которые грубо общаются с ним.
Учитель не должен грубить
С учителем, который кричит и переходит на оскорбления, невозможно прийти к эффективному взаимодействию. То же самое касается и родителей. Участники разговора должны уважать друг друга и не позволять собеседникам выходить за рамки дозволенного.
Классный руководитель проводит не только индивидуальные беседы, но и родительские собрания.
Правила поведения классного руководителя на родительском собрании
1. С помощью речи, интонации, жестов и других средств дайте родителям почувствовать ваше уважение и внимание к ним.
2. Какие бы неприятные темы вы ни планировали затронуть на собрании, начинайте всегда с хороших новостей. Это может быть краткий рассказ о прошедшей недавно экскурсии, короткая презентация с фотографиями учащихся. Позитивные слова, сказанные преподавателем в адрес детей, поднимают настроение любому родителю и улучшают принятие последующих, пусть и менее приятных, новостей.
3. Постарайтесь понять родителей; правильно определить проблемы, наиболее волнующие их. Убедите их в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.
4. Разговаривать с родителями следует спокойно и доброжелательно.
Если у ребенка проблемы, беседу надо проводить только с родителями ребенка в частном порядке.
Важно, чтобы родители всех учеников - и благополучных, и детей группы риска - ушли с собрания с верой в своего ребенка.
5. Результатом вашей совместной работы на родительском собрании должна стать уверенность родителей в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на Вашу поддержку и помощь других учителей школы.
Педагогический такт во многом зависит от личных качеств педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства. Он является той основой, на которой вырастает духовная близость между учителями и учащимися, зарождается и крепнет дружба.