«Могучей кучкой» называли творческое содружество русских композиторов во главе с Милием Балакиревым, Модест Мусоргский, Александр Бородин, Николай Римский-Корсаков, Цезарь Кюи - каждый из них был неординарной личностью и первоначально по своей профессии не был музыкантом. Общество сложилось в Санкт-Петербурге в конце 1850-х - начале 1860-х годов. «Могучая кучка» возникла на фоне революционного брожения, охватившего к тому времени умы русской интеллигенции. Бунты и восстания крестьян стали главными социальными событиями того времени, возвратившими деятелей искусства к народной теме.
Идейным вдохновителем и консультантом кружка был русский музыкальный и художественный критик, историк искусств, архивист, общественный деятель и литератор Владимир Стасов.
В мае 1867 года в газете «Санкт-Петербургские ведомости» критик написал в рецензии, посвященной концерту в честь славянской делегации на Всероссийской этнографической выставке: «...сколько поэзии, чувства, таланта и уменья есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов». Фраза Владимира Стасова запомнилась публике: «Балакиревский кружок» окрестили «Могучей кучкой».Участники «Могучей кучки» записывали и изучали образцы русского музыкального фольклора и русского церковного пения. Время, когда создавалась «Могучая кучка» характеризуется временем перемен во всех областях искусства (Живопись, и т.п.).
Вторая половина 19 века - пора могучего расцвета русской музыкальной культуры. В конце 18 века начала формироваться профессиональная композиторская школа. В первой половине 19 века она во главе с основоположником утвердила свое значение за пределами России. Теперь уже во второй половине столетия стала одной из ведущих музыкальных культур, утвердив себя как равноправное звено европейского музыкального искусства. В этот период Россия подарила миру целую плеяду гениальных композиторов.
Главное, что отличало музыкальную жизнь России той поры - ее демократизация. Музыка из придворных салонов выходит на концертный простор. Появляются концертные организации, занимающиеся пропагандой музыкального искусства. В театры и концертные залы приходит новая публика: студенты, интеллигенция, служащие.Русская музыка XIX века - это яркая и блистательная эпоха в развитии музыкальной культуры. Сложились новые жанры вокальной и симфонической музыки. Большие успехи были достигнуты в оперном искусстве.
В сокровищницу русской музыкальной культуры вошло творчество русских композиторов: М.И.Глинки, М.П.Мусоргского, А.П.Бородина, П.И.Чайковского, Н.А.Римского-Корсакова. В то время среди русской интеллигенции все популярнее становились идеи народничества. Следуя этой тенденции, композиторы «Могучей кучки» стремились сделать музыку более близкой и понятной широкой публике.
Кучкисты называли себя наследниками Михаила Глинки: они считали главным направлением развития музыки идею народности, к которой искали новые подходы. Чтобы подчеркнуть эту преемственность, композиторы именовали свое содружество «Новой русской музыкальной школой».
Они исследовали фольклор, вдохновлялись эпосом, сказками и национальными историями и использовали народные песни в своих сочинениях. Так появились оперы «Князь Игорь» Бородина, «Снегурочка» Римского-Корсакова и «Борис Годунов» Мусоргского. Кроме того, балакиревцы хотели сделать музыкальные знания доступными для всех сословий и вели общественно-просветительскую работу. В 1862 году они с помощью хормейстера Гавриила Ломакина открыли Бесплатную музыкальную школу. Бесплатная музыкальная школа - просуществовала до Великой Октябрьской социалистической революции. Первоначально целью школы было распространение музыкального образования среди широких кругов населения (студентов, ремесленников, служащих и др.); силами учащихся был организован отличный хор. Наибольшее значение имела музыкально-просветительская деятельность школы. Ее концерты стали центром пропаганды русской музыки (особенно композиторов «Могучей кучки»), а также творчества западно-европейских композиторов (Л.Бетховена, Р.Шумана, Ф.Листа). Концерты под управлением Балакирева способствовали формированию и развитию хоровой культуры. Также члены «Могучей кучки» - Кюи, Бородин, Римский-Корсаков - писали критические музыкальные статьи и рецензии в прессе. Уже к концу 1870-х - началу 1880-х годов творчество композиторов стало популярно, причем не только на родине, но и за рубежом. Там кружок называли «Русской пятеркой». Поклонником и другом кучкистов был Ференц Лист. Однако в 1870-е годы, как писал Бородин, индивидуальность взяла верх над школой, и «Могучая кучка» распалась.
Все они преследовали единые цели: Они собирали старинные крестьянские напевы, фольклор, в которых видели корни национального русского мышления. Изучали русское церковное пение. Они опирались на интонационную выразительность творчества Даргомыжского. Практически всем произведениям «кучкистов» свойственны широта, размах, сказочность, напевность, и большие размеры. Благодаря им была открыта Бесплатная музыкальная школа для талантливых людей разных сословий. Бесплатная музыкальная школа - просуществовала до Великой Октябрьской социалистической революции. Первоначально целью школы было распространение музыкального образования среди широких кругов населения (студентов, ремесленников, служащих и др.); силами учащихся был организован отличный хор. Наибольшее значение имела музыкально-просветительская деятельность школы. Ее концерты стали центром пропаганды русской музыки (особенно композиторов «Могучей кучки»), а также творчества западно-европейских композиторов (Л.Бетховена, Р.Шумана, Ф.Листа). Концерты под управлением Балакирева способствовали формированию и развитию хоровой культуры.