Прежде чем говорить о технологии, кратко коснёмся некоторых понятий, без которых наше изложение будет неполным. Рассмотрим термин «личность» как центральное понятие в данной технологии. Психология дает нам следующее определение: «Личность - это социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества. Личностью человек становится в процессе жизнедеятельности под влиянием деятельности и общения, воспитания и обучения». Далее нам нужно остановить своё внимание на следующих понятиях: «учебный процесс» и «образовательный процесс» и в чём отличие их друг от друга.
Учебный процесс, как поясняет нам И.С.Якиманская, - как целостная дидактическая система направлен на организацию и передачу знаний, создание оптимальных условий для их усвоения. Содержание, формы, средства, методы обучения здесь тесно взаимосвязаны и подчинены основной образовательной цели - познанию учеником окружающей его действительности. В соответствии с этой целью учебный процесс конструируется как познавательный, воспроизводящий в своём содержании научную картину мира, разворачивающуюся в логике возникновения и развития общественно-исторического опыта, фиксируемого в системе научного знания. И это отражают все учебные программы, которые воспроизводят в своём содержании систему научных знаний (понятий), специально отобранных в учебных целях и заданных для усвоения. Учебная программа едина и обязательна для всех учащихся.
Образовательный процесс - это система построения взаимосвязи обучения и учения, обеспечивающая развитие личности, как индивидуальности. Его содержание, методы, приёмы, техники направлены главным образом на раскрытие и использование субъектного опыта каждого ученика и подчинены становлению личностно значимых способов познания через организацию целостной учебной (познавательной) деятельности.
В образовательном процессе усвоение знаний из цели превращаются в средство развития ученика с учётом его жизненных ценностей, потребностей, намерений, реальных, индивидуальных возможностей. Поэтому и образовательная программа в отличие от учебной носит индивидуальный характер, основывается, прежде всего, на знании особенностей ученика как личности, со всеми только ей присущими характеристиками. В образовательном процессе существенно меняются формы построения учебного диалога ученика и учителя, который направлен на совместное конструирование программной деятельности. При этом обязательно учитывается индивидуальная избирательность ученика к содержанию, виду и форме учебного материала, его мотивация; стремление использовать полученные знания самостоятельно, по собственной инициативе, в ситуациях, не заданных обучением.
Ираида Сергеевна Якиманская, доктор психологических наук, профессор, член Международной педагогической академии, разработала свою концепцию личностно-ориентированного обучения, ключевыми постулатами которой является центральная роль индивидуальности ребёнка, условия её становления, проявления, развития под влиянием обучения и образования. Она отмечает, что обученность через овладение знаниями, умениями, навыками обеспечивает социальную и профессиональную адаптацию в обществе в то время как образованность формирует индивидуальное восприятие мира, возможность его творческого преобразования, широкое использование субъектного опыта в интерпретации и оценке фактов, явлений, событий окружающей действительности на основе личностно значимых ценностей и внутренних установок. Таким образом личностно-ориентированный подход строится на принципе вариативности, т.е признании разнообразия содержания и форм образовательного процесса, выбор которых осуществляет педагог, воспитатель с учётом развития каждого ребёнка, его педагогической поддержки в познавательном процессе, затруднительных жизненных обстоятельствах.
В основе подхода Якиманской лежит признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого человека, его развития не как «коллективного субъекта», но прежде всего как индивида, наделённого своим неповторимым субъектным опытом.
Поэтому занятие с учетом вышеизложенных постулатов предполагает, что педагог специально конструирует учебный текст, дидактический материал и методические рекомендации по его использованию, тип учебного диалога, формы контроля за личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями.
Основные требования к личносно-ориентированному занятию следующие:
- Во-первых, цель такого занятия - это создание условий для проявления познавательной активности учащихся. Для её достижения педагог обязан иметь в своём арсенале разнообразные формы и методы организации учебно-образовательной деятельности, позволяющей раскрывать субъектный опыт учащихся;
- Создавать атмосферу заинтересованности каждого ученика;
- Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.д.;
- Использование в ходе занятия дидактического материала, позволяющего учащемуся выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
- Оценка деятельности учащегося не только по конечному результату, но и по процессу его достижения;
- Поощрение стремления ученика находить свой способ работы;
- Создание педагогических ситуаций общения на занятии, позволяющих каждому учащемуся проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.
Критерии, позволяющие анализировать деятельность педагога на занятии с личностно-ориентированной направленностью.
- Наличие учебного плана проведения занятия;
- Использование проблемных творческих заданий;
- Применение заданий, позволяющих ученику самому выбрать тип, вид и форму материала;
- Сообщение не только темы, но и организации деятельности в ходе занятия;
- Рефлексия в конце занятия: что узнали, чем овладели, что понравилось и не понравилось и почему, а чтобы сделали по другому.
- Оценка должна аргументироваться по параметрам: правильность, самостоятельность, оригинальность.
Занятие, на котором учащийся выступает «творцом» знания может называться личностно-ориентированным.
В заключение выведем суть подхода Якиманской И.С., главным является учащийся и его субъектный (личный жизненный опыт) который учитывается педагогом, работающим с этим учащимся или учащимися, через постоянное наблюдение, регулярный анализ результатов деятельности ребят, общение с ними на занятиях, с учетом развития самостоятельности у них. В реальности, образовательной деятельности, на такое взаимодействие полностью выходят опытные педагоги, так как работа по данной технологии требует от педагога глубокого знания своего предмета, готовности к постоянной ежедневной работе по подготовке к занятиям, мудрости жизненного опыта, терпения и открытости к взаимодействию с учащимися, и готовности самим учиться у своих учеников, когда это необходимо.