НОД по окружающему миру в старшей группе ДОУ "Я горжусь своей страной!"

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: старшая группа


Цели:

  • рассказать детям о величии и значимости страны Россия, о её богатом культурном и национальном наследии, о её защитниках и символах;
  • обобщить ранее полученные знания детей по теме;
  • способствовать формированию нравственно-патриотических качеств, гордости за свою Родину и за себя в том, что являются её гражданами;
  • способствовать активизации словаря дошкольников, развитии речи;
  • развивать устойчивость внимания, любознательность.

Оборудование: физическая карта России, набор фигурок для работы с картой (государственные флаги 3-4 шт., матрёшка, хохломская посуда, дымковская игрушка, моряк, лётчик, пехотинец, 10 фигурок в национальных костюмах), шар-звезда в триколоре; ИКТ (презентация, физкультминутка).

Ход занятия

1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Галина Алексеевна. Я очень рада вас видеть! Посмотрите, сколько сегодня к нам пришло гостей! Давайте с ними поздороваемся. (дети приветствуют гостей).

Сегодня, ребята, вас ждёт много увлекательного и интересного, вам придётся много думать, правильно отвечать на вопросы и даже немного совершать чудеса!

А чтобы это всё получилось, предлагаю сделать волшебный массаж.

Упражнение на активизацию внимания «Кончики ушей»

Давайте соединим три пальца и начнём щипательными движениями массировать свои уши (ущипнули - потянули). Начинаем от мочки уха и двигаемся вверх. Погладили уши. (3 р.)

А теперь помнём уши так, как будто это ненужный лист бумаги. Опять погладили. Посмотрите, какие стали ваши ушки? ( красные). Значит, вы правильно сделали массаж и нам можно начинать!

2. Основная часть

Беседа

Ребята, кто знает, что это за предмет перед вами? (показ на карту)

- Правильно! Это карта нашей страны.

- Как она называется? (Россия)

- Правильно, Россия! А какая наша страна? (дети отвечают)

Ребята, всё, что вы сказали - правильно! Наша страна - самая большая в мире! Она такая большая, что, если ехать на поезде с запада на восток, нужна будет целая неделя! А если лететь на самолёте - сутки! Только в нашей стране Новый год отмечают 11 раз, потому что не может он наступить одновременно на такой большой территории. И только в нашей стране кто-то может ложиться спать, потому что за окном наступила ночь, а кто-то в это же время на другом конце страны начинает одеваться, чтобы идти в детский сад, потому что наступило утро. Вот какая огромная наша страна Россия!

- Ребята, а какой флаг у нашей страны?

Игровая ситуация: на столе лежат несколько флагов разных государств, дети находят Российский флаг.

- Молодцы! Давайте поместим его на карту нашей страны.

Работа с картой

- Ребята, посмотрите, что есть на карте? (ответы детей)

На карте нашей страны есть реки, моря, горы, леса, города. Голубые ниточки - это реки, большие синие пространства - моря и океаны. Коричневым цветом отмечены горы.

- А что обозначает зелёный цвет? (ответы детей)

- Правильно. Зелёный цвет - это леса нашей страны. А вот этими чёрными точками отмечены города России.

- А какой город в России самый главный? (ответы детей)

- Правильно. Столицей нашей Родины является город Москва. Посмотрите на этот красивый архитектурный памятник - Московский Кремль (показ картинки на слайде). Давайте найдём нашу столицу на карте (отмечают Москву фигуркой Кремля).

- Ребята, флаг и столица государства являются основными символами нашей страны. Но есть у нас в России и другие символы, по которым нашу Родину узнают везде. Хотите узнать, какие?

«Волшебный сундучок»

- У меня есть волшебный сундучок. Что же в нём лежит? Посмотрим? (дети по предложению воспитателя достают предметы по очереди и говорят что это).

Воспитатель рассказывает:

Матрёшка. Это русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Обычно их не меньше трёх. Матрёшке уже 123 года, а придумали и сделали её в Москве. Но настоящим домом Матрёшки считается г. Сергиев Посад.

Дымковская игрушка. Русский народный глиняный промысел. Возник в деревне Дымково, возле города Вятки. Сегодня это г. Киров. Здесь лепили свистульки из глины в виде коней, баранов, козлов, птиц и красили в разные яркие цвета.

Хохломская роспись. Старинный русский промысел, которому уже 400 лет. Появился в деревне Хохлома, под Нижним Новгородом. Это техника росписи деревянной посуды специальными красками: чёрной, красной и зелёной на золотом фоне.

Cовременное изделие уральских ювелиров. Наши Уральские горы издавна славятся своим богатством. И в наши дни народные мастера делают из камней такую красоту!

Рассказ воспитателя сопровождается работой с картой. Фигурки с предметами народных промыслов помещаются на карту.

Физкультминутка «Военная»

Продолжение беседы

- Ребята, эта физкультминутка была вам подсказкой в том, почему ещё мы можем гордиться своей страной. Так чем же ещё славится наша Россия?

(дети отвечают: армией и флотом).

- Правильно! У нас самая сильная армия и военно-морской флот! Все наши вооружённые силы можно поделить на 3 рода войск: сухопутные, военно-морские и воздушно-космические (показ картинки на слайде).

Игровая ситуация «Коробка с сюрпризом»

А вот здесь в коробке лежат головные уборы военных из разных родов войск.

Как вы думаете, кому принадлежит этот головной убор? А этот?

(рассматривают предметы, воспитатель беседует с детьми и рассказывает о головных уборах военных и помещают на карту фигурки моряка, летчика и пехотинца).

Продолжение беседы

- Ребята, посмотрите на нашу карту, как она ожила! Но это ещё не всё, чем мы можем гордиться. Самое главное богатство нашей страны - это её народ. В России живут люди разной национальности. Вы знаете, что такое национальность? (ответы детей).

В нашей стране издавна живут русские, казахи, татары, калмыки, чеченцы и много других народностей. Все мы живём дружно, всегда с уважением относимся к друг другу. Давайте разместим на нашей карте хоровод дружбы: (дети помогают воспитателю в кругу на карте расположить фигурки людей в национальных костюмах).

- Дети, посмотрите, какая «живая» стала наша карта! Вам нравится? Вы гордитесь своей страной?

3. Итоговая часть

- Тогда давайте встанем в круг и подведём итог нашего занятия.

Игра «Доскажи фразу»

Начинает воспитатель:

- Я горжусь своей страной, потому что она многонациональная.

Продолжают дети:

- Я горжусь своей страной, потому что она большая, великая, могучая, сильная, дружная, красивая, справедливая, бесстрашная, мирная и т.п.

Заканчивает воспитатель:

- А я, ребята, горжусь вами! Вы - хоть и маленькие, но уже настоящие граждане нашей страны России! Я благодарю вас за участие в занятии и хочу подаритьвам небольшие сувениры на память.