Цели:
- рассказать детям о величии и значимости страны Россия, о её богатом культурном и национальном наследии, о её защитниках и символах;
- обобщить ранее полученные знания детей по теме;
- способствовать формированию нравственно-патриотических качеств, гордости за свою Родину и за себя в том, что являются её гражданами;
- способствовать активизации словаря дошкольников, развитии речи;
- развивать устойчивость внимания, любознательность.
Оборудование: физическая карта России, набор фигурок для работы с картой (государственные флаги 3-4 шт., матрёшка, хохломская посуда, дымковская игрушка, моряк, лётчик, пехотинец, 10 фигурок в национальных костюмах), шар-звезда в триколоре; ИКТ (презентация, физкультминутка).
Ход занятия
1. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Галина Алексеевна. Я очень рада вас видеть! Посмотрите, сколько сегодня к нам пришло гостей! Давайте с ними поздороваемся. (дети приветствуют гостей).
Сегодня, ребята, вас ждёт много увлекательного и интересного, вам придётся много думать, правильно отвечать на вопросы и даже немного совершать чудеса!
А чтобы это всё получилось, предлагаю сделать волшебный массаж.
Упражнение на активизацию внимания «Кончики ушей»
Давайте соединим три пальца и начнём щипательными движениями массировать свои уши (ущипнули - потянули). Начинаем от мочки уха и двигаемся вверх. Погладили уши. (3 р.)
А теперь помнём уши так, как будто это ненужный лист бумаги. Опять погладили. Посмотрите, какие стали ваши ушки? ( красные). Значит, вы правильно сделали массаж и нам можно начинать!
2. Основная часть
Беседа
Ребята, кто знает, что это за предмет перед вами? (показ на карту)
- Правильно! Это карта нашей страны.
- Как она называется? (Россия)
- Правильно, Россия! А какая наша страна? (дети отвечают)
Ребята, всё, что вы сказали - правильно! Наша страна - самая большая в мире! Она такая большая, что, если ехать на поезде с запада на восток, нужна будет целая неделя! А если лететь на самолёте - сутки! Только в нашей стране Новый год отмечают 11 раз, потому что не может он наступить одновременно на такой большой территории. И только в нашей стране кто-то может ложиться спать, потому что за окном наступила ночь, а кто-то в это же время на другом конце страны начинает одеваться, чтобы идти в детский сад, потому что наступило утро. Вот какая огромная наша страна Россия!
- Ребята, а какой флаг у нашей страны?
Игровая ситуация: на столе лежат несколько флагов разных государств, дети находят Российский флаг.
- Молодцы! Давайте поместим его на карту нашей страны.
Работа с картой
- Ребята, посмотрите, что есть на карте? (ответы детей)
На карте нашей страны есть реки, моря, горы, леса, города. Голубые ниточки - это реки, большие синие пространства - моря и океаны. Коричневым цветом отмечены горы.
- А что обозначает зелёный цвет? (ответы детей)
- Правильно. Зелёный цвет - это леса нашей страны. А вот этими чёрными точками отмечены города России.
- А какой город в России самый главный? (ответы детей)
- Правильно. Столицей нашей Родины является город Москва. Посмотрите на этот красивый архитектурный памятник - Московский Кремль (показ картинки на слайде). Давайте найдём нашу столицу на карте (отмечают Москву фигуркой Кремля).
- Ребята, флаг и столица государства являются основными символами нашей страны. Но есть у нас в России и другие символы, по которым нашу Родину узнают везде. Хотите узнать, какие?
«Волшебный сундучок»
- У меня есть волшебный сундучок. Что же в нём лежит? Посмотрим? (дети по предложению воспитателя достают предметы по очереди и говорят что это).
Воспитатель рассказывает:
Матрёшка. Это русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Обычно их не меньше трёх. Матрёшке уже 123 года, а придумали и сделали её в Москве. Но настоящим домом Матрёшки считается г. Сергиев Посад.
Дымковская игрушка. Русский народный глиняный промысел. Возник в деревне Дымково, возле города Вятки. Сегодня это г. Киров. Здесь лепили свистульки из глины в виде коней, баранов, козлов, птиц и красили в разные яркие цвета.
Хохломская роспись. Старинный русский промысел, которому уже 400 лет. Появился в деревне Хохлома, под Нижним Новгородом. Это техника росписи деревянной посуды специальными красками: чёрной, красной и зелёной на золотом фоне.
Cовременное изделие уральских ювелиров. Наши Уральские горы издавна славятся своим богатством. И в наши дни народные мастера делают из камней такую красоту!
Рассказ воспитателя сопровождается работой с картой. Фигурки с предметами народных промыслов помещаются на карту.
Физкультминутка «Военная»
Продолжение беседы
- Ребята, эта физкультминутка была вам подсказкой в том, почему ещё мы можем гордиться своей страной. Так чем же ещё славится наша Россия?
(дети отвечают: армией и флотом).
- Правильно! У нас самая сильная армия и военно-морской флот! Все наши вооружённые силы можно поделить на 3 рода войск: сухопутные, военно-морские и воздушно-космические (показ картинки на слайде).
Игровая ситуация «Коробка с сюрпризом»
А вот здесь в коробке лежат головные уборы военных из разных родов войск.
Как вы думаете, кому принадлежит этот головной убор? А этот?
(рассматривают предметы, воспитатель беседует с детьми и рассказывает о головных уборах военных и помещают на карту фигурки моряка, летчика и пехотинца).
Продолжение беседы
- Ребята, посмотрите на нашу карту, как она ожила! Но это ещё не всё, чем мы можем гордиться. Самое главное богатство нашей страны - это её народ. В России живут люди разной национальности. Вы знаете, что такое национальность? (ответы детей).
В нашей стране издавна живут русские, казахи, татары, калмыки, чеченцы и много других народностей. Все мы живём дружно, всегда с уважением относимся к друг другу. Давайте разместим на нашей карте хоровод дружбы: (дети помогают воспитателю в кругу на карте расположить фигурки людей в национальных костюмах).
- Дети, посмотрите, какая «живая» стала наша карта! Вам нравится? Вы гордитесь своей страной?
3. Итоговая часть
- Тогда давайте встанем в круг и подведём итог нашего занятия.
Игра «Доскажи фразу»
Начинает воспитатель:
- Я горжусь своей страной, потому что она многонациональная.
Продолжают дети:
- Я горжусь своей страной, потому что она большая, великая, могучая, сильная, дружная, красивая, справедливая, бесстрашная, мирная и т.п.
Заканчивает воспитатель:
- А я, ребята, горжусь вами! Вы - хоть и маленькие, но уже настоящие граждане нашей страны России! Я благодарю вас за участие в занятии и хочу подаритьвам небольшие сувениры на память.