Организация учебного процесса на уроках английского языка в начальной школе в условиях перехода на обновлённые ФГОС

Разделы: Иностранные языки, Начальная школа


Аннотация: изменения, произошедшие в системе образования за последние годы, привели к переосмыслению методов и технологий обучения иностранным языкам. В связи с этим педагогический процесс обучения английскому языку должен соответствовать требованиям ФГОС. В новых стандартах в преподавании иностранных языковосновной акцент делается на развитие коммуникаций, на умение учащихся установить контакт для общения с другими людьми, на овладение языком в процессе общения, умение анализировать свои действия и слова, развитие кругозора для умения заинтересовать собеседника или слушателя, а также на развитие логики для грамотного и последовательного изложения мысли. Все эти умения называются универсальными учебными действиями (УУД).

На мой взгляд, задача учителя иностранного языка состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого обучающегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество, активизировать познавательную деятельность обучающегося в процессе обучения иностранному языку.

Я работаю с УМК «Spotlight», авторы: М.Поспелова, В.Эванс, Д.Дули, который, на мой взгляд, позволяет строить обучение как индивидуально, так и дифференцировано. В учебниках заложены большие возможности интенсификации и совершенствования обучения.

Деятельность педагога, работающего по ФГОС, отличается от стандартной деятельности педагогического работника по многим показателям. Даже при подготовке к уроку учитель затрачивает теперь в два раза больше времени по сравнению с прошлыми учебными годами, помимо учебника и методических рекомендаций он пользуется ресурсами Интернета. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предъявляет требования не только к предметным, но и к метапредметным и личностным результатам. Реализовывать эти требования нужно в рамках урочной и внеурочной деятельности. Прежде всего, меняется характер деятельности учителя и ученика. Ученик перестает быть пассивным участником образовательного процесса и наравне с учителем участвует в постановке целей и задач каждого урока, определяет план своей работы, выбирает средства и способы их достижения. Активно участвует в оценивании своей деятельности и деятельности одноклассников.

Работая учителем иностранного языка в начальной школе, пришла к выводу: невозможно использовать только те методики, которые сложились когда-то и считаются общепринятыми.

«Преподавание есть искусство, а не ремесло - в этом самый корень учительского дела. Перепробовать десять методов и выбрать свой, пересмотреть десять учебников и не придерживаться ни одного неукоснительно - вот единственно возможный путь живого преподавания. Вечно изобретать, требовать, совершенствоваться - это единственный правильный курс учителя».

Из существующих на современном этапе хорошо зарекомендовавших себя методик и технологий мне, как учителю английского языка, особенно близки и интересны следующие:

  • Информационно-коммуникационная технология обучения;
  • Технология проблемного обучения;
  • Метод проектов;
  • Здоровьесберегающая технология.

Расскажу об опыте применения в моей педагогической практике этих технологий.

1. Информационно-коммуникационная технология обучения

На современном этапе преподавания иностранного языка в связи с всеобщей компьютеризацией учителю необходимо мыслить по-новому. Моделируя и проектируя свою педагогическую деятельность, он должен активно внедрять новые информационные технологии.
Компьютерные технологии уже прочно вошли в нашу жизнь и широко используются для обучения в школах. Все больше педагогов признают огромные возможности компьютера и перспективность его использования как средства обучения.

Компьютерное обучение несет в себе огромный мотивационный материал и открывает большие возможности. На мой взгляд, активное и эффективное внедрение ИКТ в процесс обучения позволяет учителю успешнее работать над развитием и совершенствованием навыков иноязычной устной и письменной речи у учащихся, повысить мотивацию и познавательную активность за счет разнообразия форм работы.

Преимущества использования ИКТ:

  • индивидуализация обучения;
  • интенсификация самостоятельной работы учащихся;
  • рост объема выполненных на уроке заданий;
  • возможность получения различного рода материалов через сеть Интернет и использование специальных дисков;
  • повышение познавательной активности и мотивации усвоения знаний за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента: (решишь верно примеры - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы - продвинешь ближе к цели сказочного героя);
  • интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным;
  • помогает учителям лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения, стимулирует его профессиональный рост и все дальнейшее освоение компьютера;
  • применение на уроке компьютерных тестов и диагностических комплексов позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его скорректировать. При этом есть возможность выбора уровня трудности задания для конкретного ученика
  • для ученика важно то, что сразу после выполнения теста (когда эта информация еще не потеряла свою актуальность) он получает объективный результат с указанием ошибок, что невозможно, например, при устном опросе.
  • освоение учащимися современных информационных технологий.

2. Технология проблемного обучения

Проблемное обучение является одним из наиболее эффективных средств активизации мышления ученика. Суть активности, достигаемой при проблемном обучении, заключается в том, что ученик должен анализировать фактический материал и оперировать им так, чтобы самому получить из него новую информацию. Другими словами это расширение, углубление знаний при помощи ранее усвоенных знаний или новое применение прежних знаний. Нового применения прежних знаний не может дать ни учитель, ни книга, оно ищется и находится учеником, поставленным в соответствующую ситуацию. Это и есть поисковый метод учения как антипод методу восприятия готовых выводов учителя.

Основные психологические условия для успешного применения проблемного обучения:

  • проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний.
  • быть доступными для обучающихся и соответствовать их познавательным способностям;
  • вызывать собственную познавательную деятельность и активность.
  • задания должны быть таковыми, чтобы учащийся не мог выполнить их, опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.

Достоинства проблемного обучения:

  • высокая самостоятельность учащихся;
  • формирование познавательного интереса или личностной мотивации учащегося;
  • развитие мыслительных способностей обучающихся.

Проблемный метод обучения развивает творческую активность обучающихся:

  • вести дискуссию;
  • слушать и слышать собеседника;
  • отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами;
  • находить компромисс с собеседником;
  • лаконично излагать свою мысль;
  • находить не одно, а много вариантов решения проблемы.

Основные итоги работы по данной технологии:

  • значительное продвижение учащихся в развитии мыслительных операций, творческих способностей, навыков самоконтроля.
  • умение обучающихся выявлять существенные признаки, устанавливать закономерности, выражать их в речи, анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, придумывать задачи и примеры, аналогичные предложенным.

Проблемная ситуация мотивирует исследовательскую деятельность обучающихся.

Проблемное обучение на уроках английского языка имеет практическую значимость в формировании личности. Использование технологии проблемного обучения способствует развитию коммуникативных УУД, стимулирует интерес, поддерживает высокую мотивацию к изучению иностранных языков.

3. Метод проектов

Часто предлагаю ученикам создать свои проекты по определенной теме и представить их в виде презентаций. Создавая проекты, ученикам предоставляется отличная возможность систематизации полученных знаний и навыков, а также возможность реализации интеллектуальных и творческих способностей.

Метод проектов, применяемый мной с начального этапа обучения, дает прекрасные результаты:

  • проекты используются на уроках в качестве наглядного и дидактического материала;
  • ребята выступают на родительских собраниях, перед младшими школьниками;
  • участвуют в Неделях английского языка и олимпиадах;
  • повышают свой уровень культуры;
  • устанавливаются межпредметные связи;
  • растет самооценка личности школьников;
  • учатся самостоятельно добывать знания;
  • получают опыт владения современными компьютерными технологиями;
  • учатся слушать английскую речь и понимать друг друга при защите проектов;
  • расширяют границы владения языком, получая опыт от практического его использования;
  • работают со справочной литературой, словарями, компьютером, тем самым создаётся возможность прямого контакта с аутентичными текстами, чего не даёт изучение языка только с помощью учебника.

Вот несколько примеров творческих проектов для обучающихся 3-4 классов:

  • Знакомство. Заполнение анкеты.
  • Животные. Оформление плаката.
  • Режим дня. Составление расписания.
  • Хобби, интервью
  • Семья. Семейное древо.
  • Профессии. Плакат на тему «Профессии»
  • Покупки. Электронная открытка.

4. Здоровьесберегающие технологии

Применение здоровьесберегающих технологий является актуальным, необходимым условием современного преподавания в школе. Аспекты здоровьесберегающих технологий: гигиенические условия, мотивация, разнообразие, чередование видов деятельности, психологический климат.

Приемы с использованием здоровьесберегающих технологий: физминутки, подвижные игры, игры-соревнования.

Обучающимся трудно удерживать активное внимание на протяжении одного или нескольких уроков, что связано с возрастными особенностями детей младшего школьного возраста.

Снижение внимания детей на уроках проявляется в двигательном беспокойстве детей. Такое поведение служит сигналом, что учащиеся утомлены.

Для предупреждения утомления во время учебного процесса необходим отдых (2-5 мин.) в виде физических упражнений. На уроках провожу физкультурные минутки, которые улучшают мозговое кровообращение, снимают физическое и эмоциональное напряжение, расслабляют мышцы плечевого пояса. Дети знают много рифмовок на английском языке, любят играть в разные подвижные игры.

Считаю, что с помощью данных технологий качественно улучшается процесс приобретения учащимися лексико-грамматических знаний, развиваются речевые умения, за счет использования ИКТ можно дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения английскому языку. Все это способствует развитию коммуникативных универсальных учебных действий учащихся. Для формирования и совершенствования коммуникативных УУД на уроках английского языка в рамках ФГОС, предлагаю учащимся такие задания:

  • упражнение на логическое заполнение пропусков;
  • составление сюжетных рассказов по предложенной серии картинок;
  • поиск ошибок в письмах и текстах;
  • составление текстов из предложенного набора предложений;
  • выстраивание логических смысловых цепочек;
  • подготовка творческих мини-проектов.

Опираясь на зрительное восприятие детей, подобные задания представляю детям в PowerPoint для более детального, совместного изучения лексико-грамматического материала, который является основой для развития коммуникативных УУД на уроках английского языка.

Считаю, что наиболее характерные черты современного урока иностранного языка:

  • Комплексность;
  • Гармоничная организация речевого и языкового материала;
  • Строгая последовательность выполняемых упражнений;
  • Особая атмосфера общения;
  • Практическая направленность (коммуникативность);
  • Метапредметность.

Каждый свой урок стараюсь проводить увлекательно, используя творческие формы и приемы в каждом классе, в зависимости от индивидуальных способностей. Всегда начинаю урок с этапа «warming up activity». Данный момент прекрасно «разогревает» обучающихся и готовит к работе на уроке. Стараюсь, чтобы «warming up activity» перекликалась с темой настоящего или предыдущего урока.

На этапе формулирования темы и целей урока у обучающихся формируются познавательные и регулятивные УУД. При обучении целеполаганию возможно введение проблемного диалога, в результате которого дети определяют границу своего знания - незнания и ставят цель на урок. На этапе планирования учитель и обучающиеся в совместной деятельности определяют последовательность работы на уроке. При планировании практической деятельности обучающихся на уроке следует учитывать дифференциацию обучающихся по уровню подготовки и по темпу работы. Необходимо подобрать такие задания, чтобы для любого ученика была создана ситуация успеха. Например, разработала задания, направленные на формирование фонетических, лексико-грамматических навыков (разноуровневый контрольно-измерительный и дидактический материал). Также на этом этапе нужно продумать формы организации работы обучающихся на уроке. Здесь могут быть использованы индивидуальная, парная, групповая работы. Работа в парах и группах необходима для того, чтобы обучить обучающихся сотрудничать друг с другом, обучить взаимодействию, умению распределять роли, т.е. формировать у обучающихся коммуникативные умения. В своей работе за основу взяла коммуникативный подход обучения английскому языку, который направлен на практику общения. Целью своей работы считаю не только дать ученику определенный объем знаний, но и научить учиться, повышать интерес к учению. Новизна самого предмета и учебного процесса не оставляют детей равнодушными. Моя задача добиться того, чтобы интерес был постоянным и устойчивым. Где интерес - там и успех. В своей преподавательской деятельности большое внимание отвожу формированию мотивации. Формирование мотивов - это создание условий для проявления внутренних побуждений к учению, осознания их самими учащимися. Особую роль в формировании мотивации играют новизна получаемой информации, включение учащихся в поисковую, творческую деятельность. Моя задача сделать так, чтобы дети могли понять: учиться - это очень интересно. Хочу донести до каждого ученика, что английский язык, это не скучные грамматические правила, а прежде всего - интересный, красивый язык, изучив который они смогут общаться в любой стране. Групповую работу хорошо использовать для создания творческих проектов. В начальной школе игра является одной из форм познания мира. Учитывая возрастные особенности младшего школьного возраста, стараюсь использовать на своих уроках как можно больше игровых моментов. То, что бывает скучно при традиционных формах работы, легко усваивается в игре. При презентации и закреплении новой лексики очень хорошо «работают» такие игры как:"Echo","What's number?"," What's missing?"," What's changed?". Использую разные виды ролевых игр (инсценировка-монолог, сюжетно-ролевая игра). Место на уроке и отводимое игре время зависит от ряда факторов: подготовки обучающихся, изучаемого материала, конкретных целей и условий урока. Учителю следует помнить, что любая игра в учебном процессе - методический прием, относящийся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком. Игра должна стимулировать мотивацию учения, вызывать у школьников интерес и желание хорошо выполнить задание, ее следует проводить на основе ситуации, адекватной реальной ситуации общения. Игра должна быть принята всей группой, вызывать у школьников чувство удовлетворения, радости. Чем свободнее себя чувствует ученик в игре, тем инициативнее он будет в общении.

Что касается форм и методики работы по проведению урока, то здесь уместно говорить об индивидуальных, групповых, дифференцированно-групповых, фронтальных, академических, досуговых, интерактивных формах работы. Важно применять методику проблемного, исследовательского, проектного, развивающего, личностно-ориентированного, продуктивно-технологического, рефлексивного обучения.

Примерами нетрадиционных форм уроков могут быть:

  • Урок-лекция ("Традиции и обычаи проведения праздников в Британии");
  • Урок-путешествие ("Путешествия различными видами транспорта");
  • Урок-игра ("Путешествие по зоопарку");
  • урок-соревнование ("Что вы знаете о Великобритании?");
  • урок-викторина ("Занимательная грамматика");
  • видео-урок ("Путешествие по англоговорящим странам");
  • урок-разговор по душам ("Внешность")
  • урок-экскурсия ("Мой город. Где находится....?", "Покупки")

Использование активных методов обучения способствует развитию умения анализировать, рассуждать, планировать, комбинировать, создавать новое. Новый стандарт предполагает также и внеурочную деятельность обучающихся.

Одним из приемов такой работы выступает работа с драматизацией, театрализованной деятельностью обучающихся. Драматизация - уникальный способ реализовать и продемонстрировать все намеченные цели изучения ИЯ (личностные, метапредметные и предметные. Средства обучения должны быть современными. Это и компьютер, и диапроектор, интернет, аудио-видео материалы. И, конечно, еще никто не отменял стандартной наглядности: картинки, иллюстрации, карточки, книги, учебники и т.д.

Что касается современных уроков, то здесь придут на помощь всевозможные фильмы и мультфильмы на английском языке, с субтитрами или без. Аудио материалы, такие, как песни, стихи, тексты и диалоги, также помогут вам в вашей работе.

Прогресс не стоит на месте, образование тоже. Поэтому, чем современнее урок, тем он быстрее идет в ногу со временем.

АНГЛИЙСКИЕ ПРАЗДНИКИ

Такие английские праздники как "Halloween", "Christmas", "St. Valentine's Day" все больше внедряются в нашу жизнь. Ученики не хотят оставаться в стороне и активно принимают участие в проведении праздничных мероприятий в школе на английском языке. Цель таких мероприятий - расширить знания о традициях и обычаях англоязычных стран, активизировать умения и навыки учеников, таким образом повысить интерес к языку.

ВИКТОРИНЫ

Викторины обладают большими возможностями, которые необходимо использовать в учебном процессе по созданию благоприятных условий для раскрытия личностного потенциала учащегося, повышению учебной мотивации и положительного отношения к предмету; использованию возможностей межличностной коммуникации учащихся; развитию умений сотрудничать, проявлять смекалку, эрудицию, убеждать и соотносить свои действия с действиями своих товарищей.

КЛУБ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЙ ДРУЖБЫ (КИД)

При обучении самоконтролю и самооценке у учащихся формируются регулятивные и коммуникативные УУД. Наряду с пятибалльной системой оценивания можно использовать и другие методики. Для младших школьников лучше всего превратить оценку из цифры в слово. Например:

- 5 - perfect, excellent;
- 4 - very good, nice;
- 3 - not bad, poor.

Учитель должен помнить, что оценка это, прежде всего, для ребенка средство мотивации. Целесообразно проводить взаимооценивание письменных и устных работ. Как следствие подобной деятельности - дети учатся объективно оценивать свои работы, ответы.

Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать свою деятельность на уроке. Также важна рефлексия настроения и эмоционального состояния детей. Можно проводить рефлексию не только по итогам одного урока, но и по итогам четверти, изучения какой либо темы. Вот примерные варианты рефлексии:

Предложите учащимся после каждого урока закончить предложения:

  • Мне понравилось…
  • Я научился…
  • Я сделал ошибки…
  • Лучше всего на уроке у меня получилось…
  • «Лестница успеха»:
      При успешном решении каждой задачи урока, нарисуйте человечка на соответствующей ступеньке нарисованной лестницы.
    • "Come and colour"
    • "Helping hands".

Одним из эффективных средств оценивания учебных достижений обучающихся является портфолио (учебный портфель). Портфолио - папка-накопитель учебных достижений учащегося, наглядно характеризующая его продвижение в развитии ключевых компетенций. Портфолио выступает не только средством оценивания, но и своеобразным инструментарием, справочником, составленным из разных источников с помощью ученика и учителя.

Портфолио не просто как особая форма оценивания, но как форма, соединяющая в себе все возможные варианты оценивания. Это возможно, поскольку:

  • учащийся использует свое портфолио для самооценивания результатов и для оценки темпов своего продвижения в той или иной компетенции;
  • портфолио, его содержание и ведение могут быть оценены учителем;
  • портфолио может быть презентовано перед классом, педагогами, родителями;
  • может быть создано групповое портфолио учащихся класса, которое используется для групповой самооценки.

Учитель должен помнить, что оценка это, прежде всего, для ребенка средство мотивации. Целесообразно проводить взаимооценивание письменных и устных работ. Как следствие подобной деятельности - дети учатся объективно оценивать свои работы, ответы.

Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать свою деятельность на уроке. Также важна рефлексия настроения и эмоционального состояния детей. Можно проводить рефлексию не только по итогам одного урока, но и по итогам четверти, изучения какой либо темы. Вот примерные варианты рефлексии:

Предложите учащимся после каждого урока закончить предложения:

  • Мне понравилось…
  • Я научился…
  • Я сделал ошибки…
  • Лучше всего на уроке у меня получилось…
  • «Лестница успеха»:
      При успешном решении каждой задачи урока, нарисуйте человечка на соответствующей ступеньке нарисованной лестницы.
    • "Come and colour"
    • "Helping hands".

Новый стандарт, предъявив новые требования к результатам обучения, дал нам возможность по - новому взглянуть на урок, воплощать новые творческие идеи. Но это не значит, что традиционные приемы и методы работы нужно отвергнуть. Их можно применять в новом ключе, наряду с современными технологиями.

Современный учитель - это человек, способный к саморазвитию, самосовершенствованию, осознавший необходимость в изучении и внедрении новых технологий, инновационных подходов в преподавании.

Использование источников

  1. http://rosfgos.ru/fgos-po-angliyskomu-yazyiku/programma-angliiskiy-fgos/realizatsiya-fgos-v-nachalnoy-shkole-kak-uslovie-sotsialnogo-blagopoluchiya-rebenka.html
  2. https://infourok.ru/statya-na-temu-tipi-urokov-po-angliyskomu-yaziku-v-sootvetstvii-s-trebovaniyami-fgos-ooo-670724.html
  3. http://pedagogie.ru/stati/realizacija-fgos-na-urokah-angliiskogo-jazyka.html
  4. html">https://englishfull.ru/znat/fgos.html
  5. https://learnenglishkids.britishcouncil.org/
  6. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/ https://odiplom.ru/lab/tehnologicheskaya-karta-uroka-angliiskogo-yazyka.html Английский язык. Enjoy English. 3 класс. Биболетова М.З., Денисенко О.А.
  7. Spotlight 4. Student's book / Английский в фокусе 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Ваулина Ю.Е., Дули Дженни, Подоляко О.Е., Эванс В. Spotlight3. Student's book / Английский в фокусе 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Ваулина Ю.Е., Дули Дженни, Подоляко О.Е., Эванс В. Spotlight 2. Student's book / Английский в фокусе 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Ваулина Ю.Е., Дули Дженни, Подоляко О.Е., Эванс В.