Пояснительная записка
«Школа будущего первоклассника» представляет собой комплексную дополнительную образовательную услугу по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе.
Программа «Школа будущего первоклассника» (далее ШБП) для подготовки детей 6-7 лет к школе разработана:
- в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования,
- на основе программы «Преемственность» (программа по подготовке к школе детей 5-7 лет) науч. рук. Н.А.Федосова, рекомендованной Министерством образования РФ.
Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.
Актуальность предшкольной подготовки детей 6,5-7,5 лет
На протяжении всей жизни человеку неоднократно приходится приспосабливаться к условиям внешней среды. Переход от дошкольного детства к школьному - один из самых ответственных этапов человеческой жизни. Для детского организма адаптация к переменам требует огромного напряжения всех жизненных сил, перестройки работы организма. В этот период задача всех окружающих ребенка взрослых (родителей, воспитателей, учителей) - обеспечить благоприятные условия для всесторонней полноценной подготовки дошкольника к обучению в школе. В настоящее время школа решает сложную задачу образования и воспитания подрастающего поколения - личностное развитие ребенка (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию) на основе освоения им универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), познания и освоения мира. В сфере экономических и политических преобразований нашего общества от учителя начальных классов требуется совершенствование всей системы учебно-воспитательного процесса, осуществление преемственности между дошкольным и начальным обучением. Одним из таких направлений является предшкольная подготовка. Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребенка в дошкольные годы. К старшему дошкольному возрасту (6,5 лет) определяющей для готовности детей к школе является сформированность «базиса личностной культуры». Основной характеристикой базиса личностной культуры ребенка дошкольного возраста является компетентность, которая включает в себя коммуникативную, социальную, интеллектуальную и компетентность в плане физического развития.
Коммуникативная компетентность проявляется в свободном выражении ребенком своих желаний, намерений с помощью речевых и неречевых средств. Ребенок умеет слушать другого и согласовывать с ним свои действия.
Социальная компетентность позволяет дошкольнику понимать разный характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, выбирать линию поведения, соответствующую ситуации. Ребенок умеет попросить о помощи и оказать ее, учитывает желания других людей, может сдерживать себя, высказывать просьбы, пожелания, несогласие в социально приемлемой форме.
Интеллектуальная компетентность характеризуется способностью ребенка к практическому и умственному экспериментированию, знаковому опосредованию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (сравнение, анализ, обобщение). Ребенок проявляет осведомленность в разных сферах деятельности людей, имеет представление о некоторых природных явлениях и закономерностях, знакомится с универсальными знаковыми системами - алфавитом, цифрами.
С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, выдвигаются новые задачи, складываются новые формы деятельности. Когда же можно говорить о том, что ребенок готов к обучению в школе? Большинство родителей считает, что его ребенок готов к школе, если он умеет читать и считать. Однако высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе, у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований. Особое значение в личностной готовности ребенка к школе имеет мотивационный план, т. е. «внутренняя позиция школьника», которая выражается в стремлении ребенка выполнять общественно значимую и оцениваемую деятельность (учебную). Мотивационная готовность старшего дошкольника к обучению в школе находит свое выражение в: - наличии четких представлений о школе и формах школьного поведения; - заинтересованном отношении к учению и учебной деятельности; - наличии социальных мотивов и умении подчиняться школьным требованиям.
«Внутренняя позиция школьника» начинает формироваться благодаря тому, что в детском саду и дома, с 5-6 лет, начинается подготовка детей к школе, которая призвана решать две основные задачи:
- всестороннее воспитание ребенка;
- специальная подготовка к усвоению тех предметов, которые ребенок будет изучать в школе.
В итоге детский сад превращается в «маленькую школу», где от дошкольника требуют то, к чему он психологически еще не готов. Поступление в школу не готового к обучению ребенка отрицательно сказывается на его дальнейшем развитии, здоровье, успеваемости. Это приводит к отрицательному отношению к школе и трудностям в дальнейшем воспитании.
Для формирования «внутренней позиции школьника», положительного отношения к школе старшему дошкольнику необходимо не просто рассказывать о школе, не просто «дать поиграть в школу», а создать условия, чтобы он хоть на несколько минут побыл настоящим учеником: посидел за партой, пообщался со своим будущим учителем, привык к нему и его требованиям, «почувствовал» школьные стены.
Цель, задачи, принципы
Цель учебной программы ШБП - формирование у ребёнка:
- желания идти в школу,
- интереса к обучению,
- «внутренней позиции школьника»
с помощью единства требований родителей, воспитателей и учителя для реализации преемственности при получении дошкольного и начального общего образования с учетом требований ФГОС дошкольного и начального общего образования.
Занятия в ШБП призваны решать следующие задачи:
- систематизация знаний и умений, которыми обладают дошкольники (общих и специальных), пополнение их;
- развитие познавательной активности, познавательной мотивации, интеллектуальных способностей детей;
- развитие эстетических чувств детей, эмоционально-ценностных ориентаций;
- развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству;
- формирование четких представлений и школе и формах школьного поведения;
- формирование готовности к школьному обучению, к новой социальной позиции школьника, заинтересованного отношения к учению и учебной деятельности;
- воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям.
Цель и задачи процесса подготовки дошкольников определяют систему следующих психолого-педагогических принципов:
Гуманистический принцип предполагает:
- всестороннее развитие личности ребенка на основе заботы о его благе и создания благоприятных условий жизни и обучения для всех детей;
- защиту прав ребёнка, уважение достоинства, признание самоценности и значимости каждого дошкольника независимо от уровня его знаний и материальной обеспеченности;
- усвоение нравственных норм и обязанностей по отношению к окружающим их людям;
Коммуникативный принцип предполагает, что в обучении процесс общения выступает:
- как предмет специального изучения. Особое внимание в программе уделяется развитию устной речи, овладению ребенком средствами речевого общения, умениями слушать и слышать партнера, договариваться, разрешать конфликты;
- как система межличностного общения с акцентом на культуру общения и взаимоотношения детей;
Принцип творческой активности предполагает:
- стимулирование и поощрение творческой активности детей, инициирование постановки новых познавательных и художественно-творческих задач;
- участие в коллективных формах работы;
- создание благоприятной атмосферы для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка на основе межличностных отношений, построенных на модели равноправия, уважения и признания самоценности каждого учащегося.
Принцип обучения деятельности. Главное - не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое путем решения доступных проблемных задач. Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу.
Общая характеристика процесса подготовки дошкольников к обучению в школе
1. Описание места процесса подготовки дошкольников в учебном плане.
Программа рассчитана на 16 недель. Занятия в ШБП проводятся 1 раз в неделю (по субботам) по 3 занятия. Общее количество часов - 48 часов.
Одно учебное занятие длится 30 минут. Между занятиями - перерыв 10 минут.
2. Личностные, метапредметные (предпосылки) и предметные результаты освоения программы.
В результате занятий по программе ШБП у старшего дошкольника сформируются следующие предпосылки для достижения личностных и метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) результатов и предметные результаты.
Личностными результатами (предпосылками к их достижению) дошкольной подготовки является формирование следующих умений:
- определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех правила поведения (этические нормы);
- в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при поддержке учителя);
- при поддержке учителя и окружающих давать оценку своим поступкам и поступкам других людей;
- понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей;
- выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их поступкам;
- объяснять, хочет ли он идти в школу или нет, и почему. Сформированность положительной мотивации к учебной деятельности: «Я хочу учиться!» - самый желаемый планируемый личностный результат.
Метапредметными результатами (предпосылками к их формированию) дошкольной подготовки является формирование следующих универсальных учебных действий (далее УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Регулятивные УУД:
- учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться проговаривать последовательность действий на занятии;
- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом (иллюстрациями) учебного пособия;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности всего класса;
- учиться оценивать результаты своей работы.
Познавательные УУД:
- учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- учиться ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
- сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические фигуры, предметные картинки);
- классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;
- учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем;
- учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять математические рассказы на основе предметных рисунков и простейших моделей, заменять слово, предложение схемой).
Коммуникативные УУД:
- называть свои фамилию, имя, домашний адрес;
- слушать и понимать речь других;
- учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения;
- учиться оформлять свои мысли в устной форме;
- строить понятные для партнера высказывания;
- уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от партнера по деятельности;
- совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им;
- сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов интересов;
- учиться выполнять различные роли при совместной работе.
Предметными результатами дошкольной подготовки является формирование следующих умений:
Развитие речи и подготовка к обучению грамоте:
- отвечать на вопросы учителя по содержанию услышанного произведения;
- задавать свои вопросы по содержанию услышанного литературного произведения;
- рассказывать наизусть небольшое стихотворение;
- конструировать словосочетания и предложения;
- определять количество слов в предложении;
- составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
- выделять отдельные звуки в словах, определять их последовательность, подбирать слова на заданную букву;
- делить слова на слоги, выделяя ударный слог;
- различать звуки и буквы;
- узнавать и различать буквы русского алфавита;
- правильно держать ручку и карандаш;
- аккуратно выполнять штриховку, раскрашивание, обведение по контуру.
Введение в математику:
- продолжать заданную закономерность;
- называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке;
- вести счет предметов в пределах 10;
- соотносить число предметов и цифру;
- сравнивать группы предметов с помощью составления пар;
- составлять математические рассказы и отвечать на поставленные учителем вопросы: Сколько было? Сколько стало? Сколько осталось?;
- классифицировать объекты по форме, цвету, размеру, общему названию;
- устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева - направо, вверху - внизу, впереди - сзади, близко - далеко, выше - ниже, раньше - позже, вчера - сегодня - завтра;
- распознавать известные геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник) среди предложенных и среди объектов окружающей действительности;
- обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку и изображать простейшие фигуры «от руки»;
- ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в качестве точки отсчета, а также на листе бумаги.
Содержание программы подготовки дошкольников к обучению в школе
1. Учебные занятия «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте».
Учитывая необходимость подготовки ребенка к школе, особое внимание следует уделять развитию познавательно-речевой деятельности дошкольников.
Цель: создание условий, способствующих формированию звуковой культуры речи и готовности к овладению детьми звукобуквенного анализа.
Задачи работы по развитию речи:
- Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря.
- Развитие умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка.
- Развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей.
- Обучение звуко-слоговому анализу слов.
- Развитие мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру).
Основное содержание
Работа по развитию связной речи строится на основных ее уровнях: звук - слово - предложение - связное высказывание - текст.
- Лексическая и грамматическая работа:
- обогащение словарного запаса детей;
- наблюдение над многозначными словами в речи;
- употребление новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений).
- Развитие связной речи:
- ответы на вопросы, участие в диалоге;
- подробный пересказ текста по зрительной опоре;
- составление рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок;
- Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха:
- знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;
- выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;
- выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных;
- «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.
- Обучение звуко-слоговому анализу:
- звуковой анализ состава слогов и слов;
- дифференциация понятий «звук» и «буква»;
- соотнесение букв и звуков.
- Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру).
Планируемые результаты.
- конструировать словосочетания и предложения, в том числе с новыми словами;
- отвечать на вопросы педагога;
- задавать свои вопросы;
- подробно пересказывать текст по зрительной опоре;
- составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
- выделять звук в начале слова;
- различать звуки и буквы;
- узнавать и называть буквы русского алфавита;
- соединять звуки в слоги.
Тематическое планирование занятий
№ |
Тема занятия |
Кол-во часов |
1 |
Речь устная и письменная. Письмо узоров. Штриховка. |
1 |
2 |
Предложение. Схема предложения. Составление рассказа по картинке. Письмо узоров. Штриховка. |
1 |
3 |
Предложение состоит из слов. Письмо узоров. Штриховка. |
1 |
4 |
Звуки. Общее понятие. Письмо узоров. Штриховка. |
1 |
5 |
Звуки и буквы. Различие. Письмо узоров. Штриховка. |
1 |
6 |
Звуки и буквы. Письмо узоров. Штриховка. |
1 |
7 |
Гласные и согласные звуки. Общее понятие. Письмо наклонных линий. |
1 |
8 |
Гласные и согласные звуки. Письмо овалов. Раскрашивание узоров. |
1 |
9 |
Согласные звуки, мягкие и твёрдые. Письмо прямых и наклонных линий. |
1 |
10 |
Согласные звуки, мягкие и твёрдые. Штриховка узоров. |
1 |
11 |
Анализ звуков. Выделение звуков в слове. Штриховка. |
1 |
12 |
Выделение звуков в слове. Схема слова. Штриховка. |
1 |
13 |
Тренировка и различение звуков согласных и гласных. Анализ слов типа жук, шар. Письмо элементов букв. |
1 |
14 |
Тренировка в различение звуков. Штриховка. |
1 |
15 |
Закрепление изученного. |
1 |
16 |
Итоговое занятие. |
1 |
2. Учебные занятия «Введение в математику».
Цель: Формирование условий для развития познавательной мотивации, интереса к математике и процессу обучения в целом.
Задачи работы по развитию математических способностей с детьми 6,5-7 лет:
- Формирование знаний о расположении предмета в пространстве, о направлении движения, о последовательности событий, о временных представлениях.
- Подготовка к формированию понятия числа на основе сравнения групп предметов и выявления отношений «больше», «меньше», «столько же» на основе составления пар.
- Развитие умения вести счет предметов в пределах 10 и устанавливать порядковый номер предмета.
- Подготовка к рассмотрению действий с числами и решению задач.
- Систематизация и формирование новых знаний о геометрических фигурах.
- Развитие внимания и памяти, креативности и вариативности мышления.
Основное содержание
Признаки предметов. Свойства (признаки) предметов: цвет, форма, размер, назначение, материал, общее название.
Выделение предметов из группы по заданным свойствам, сравнение предметов, разбиение предметов на группы (классы) в соответствии с выделенными свойствами.
Отношения. Сравнение групп предметов путем наложения и с помощью графов: равно, не равно, столько же, больше, меньше.
Числа от 1 до 10. Натуральное число как результат счета и мера величины.
Модели чисел.
Формирование представлений о числах в пределах 10 на основе действий с конкретными предметными множествами и измерений величин с помощью произвольно выбранных мерок.
Счет по образцу и заданному числу с участием анализаторов. Состав чисел от 2 до 10 из единиц и двух мeньших чисел на основе моделирования отношений между частями и целым.Сравнение множеств, выраженных числами, запись отношений между числами с помощью знаков-заместителей, придуманных детьми.
Последовательность чисел. Формирование представлений о следующем и предыдущем числе относительно заданного на основе сравнения предметных множеств (следующее число больше данного на один, предыдущее число меньше данного на один). Различение количественного и порядкового счета, счет в обратном порядке.
Простые арифметические задачи на сложение и вычитание.
Элементы геометрии. Различение и называние геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, прямая, кривая линия, отрезок.) Моделирование геометрических фигур путем деления их на равные части и образование новых из частей различных геометрических фигур, придумывание их названий.
Упражнения в обводке заданных геометрических фигур на листе бумаги в клетку.
Ознакомление с пространственными и временными отношениями. Ориентация в пространстве и на плоскости: слева - справа, вверху - внизу, впереди - сзади, близко - далеко, выше - ниже и т.д. Формирование временных представлений: утро - день - вечер - ночь, вчера, сегодня, завтра, раньше, позже, ориентация в последовательности дней недели, времен года и месяцев.
Конструирование. Практическое моделирование реальных и абстрактных объектов из геометрических фигур в виде аппликаций или рисунков из 5-10 деталей по образцу. Моделирование новых геометрических фигур.
Планируемые результаты.
- Называть числа от 1 до 10;
- продолжить заданную закономерность;
- производить классификацию объектов по цвету, форме, размеру, общему названию;
- устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева - справа, вверху - внизу, впереди - сзади, близко - далеко, выше - ниже, раньше, позже, вчера - сегодня - завтра;
- сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, массе, вместимости как непосредственно (визуально, приложением, наложением), так и с помощью произвольно выбранных мерок (мерных стаканчиков, полосок бумаги, шагов и т.д.);
- распознавать известные геометрические фигуры среди предложенных и среди объектов окружающей действительности;
- составлять с помощью педагога простые арифметические задачи по рисункам: составлять математические рассказы и отвечать на поставленный педагогами вопрос: Сколько было? Сколько стало? Сколько осталось?;
- обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку «от руки»;
- ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в качестве точки отсчета.
Тематическое планирование
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
1 |
Счет в пределах 10. Число 0. |
1 |
2 |
Число и цифра 1. Геометрические фигуры: прямоугольник, квадрат, треугольник, круг |
1 |
3 |
Число 2, цифра 2. Знаки «больше», «меньше». |
1 |
4 |
Число 3, цифра 3. Сложение, вычитание. Знаки действий. |
1 |
5 |
Число 4, цифра 4. Соседи числа. |
1 |
6 |
Число 5, цифра 5. Состав числа 5. Понятия: слева, справа, вверху, вниз |
1 |
7 |
Число и цифра 6. Состав числа 6. |
1 |
8 |
Число 7, цифра 7. Увеличить на … |
1 |
9 |
Число и цифра 8. Уменьшить на … |
1 |
10 |
Число 9, цифра 9. Логические задачи. (Ребусы). |
1 |
11 |
Число 10. Состав числа 10. |
1 |
12 |
Сравнение чисел. Сложение и вычитание в пределах 10. |
1 |
13 |
Счет в пределах 10 прямой и обратный.
|
1 |
14 |
Ориентировка в пространстве (над, под, за, перед, между). |
1 |
15 |
Сложение и вычитание в пределах 10. Графическая работа (Штриховка и раскрашивание узоров). |
1 |
16 |
Чему мы научились? Итоговое занятие |
1 |
- натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы, объекты-заместители);
- изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы).
- необходимость получения реального результата обучения, определенного программой;
- учет индивидуальности ребенка, его эмоциональное благополучие и интерес к занятиям; желание посещать образовательное учреждение, а в будущем - школу.
- Нельзя предъявлять детям требований, которые они не могут выполнить, так как это препятствует формированию положительной учебной мотивации ребенка: отношению к деятельности, интереса к ней, и как следствие этого- успешности обучения.
- Необходимо учитывать, что ведущей деятельностью этого периода развития ребенка является игровая и поэтому именно игра должна стать приоритетной формой организации и методом обучения.
- Следует создать условия для более разнообразного учебного и внеучебного общения детей. Потребность к общению со сверстниками - особая черта детей этого возраста, именно в процессе этой деятельности происходит развитие многих коммуникативных умений, необходимых для обучения в школе.
- Педагог должен знать индивидуальные особенности каждого воспитанника и учитывать их в процессе обучения: темп деятельности, особенности внимания, памяти; отношения со сверстниками, индивидуальные эмоциональные проявления.
- оценить этап обучения и сформированность у каждого ребенка необходимых знаний-умений;
- предусмотреть разные организационные формы проведения занятий (парная, групповая, коллективная), а также индивидуальную работу каждого ребенка;
- учитывать необходимость возвращения (повторения) изученного в новых учебных (игровых) ситуациях;
- предусмотреть взаимосвязь занятий и свободной игровой деятельности.
- Родительское собрание «Организация работы ШБП».
- Родительское собрание «Зачисление в 1 класс»
- Родительское собрание «Ваш ребенок пойдет в школу».
- Индивидуальные консультации педагога - психолога «Методические рекомендации по преодолению выявленных трудностей»
- Федосова Н.А. Программа «Преемственность. Подготовка к школе». - М.: Просвещение, 2017.
- Дедова О.Ю. «Как подготовить детей к школе в соответствии с новыми образовательными стандартами». М: АРКТИ, 2017.
- Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Л., Щербинина С.В. Рабочая тетрадь «30 занятий для успешной подготовки к школе. 6 лет. Часть 1 и 2». Весна-дизайн.
- Тетрадь с заданиями для развития детей «Изучаем математику» ОАО «Дом печати - Вятка».
- Предшкольная образование. Региональная модель: сборник научно - практических материалов. - М.: Вентана - Граф, 2010.
3. Учебные занятия «Я - школьник»
Kypc «Я - школьник» направлен на развитие произвольности поведения, познавательной, эмоционально-волевой, мотивационной и коммуникативной сфер ребенка, развитие навыков общения, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и педагогами; обучение навыкам овладения собственными переживаниями и эмоциональным состоянием; поддержка благоприятного психологического климата обеспечивающего возможность полноценного личностного развития ребенка.
№ п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
1 |
Давайте познакомимся. |
1 |
2 |
Школьник - это Я. Школьные правила. |
1 |
3 |
Зачем ходить в школу? |
1 |
4 |
Мой друг - школьный портфель. |
1 |
5 |
Я и другие. |
1 |
6 |
Учимся работать вместе. |
1 |
7 |
Режим дня школьника. |
1 |
8 |
Я - школьник. Я - ученик. (Итоговое занятие) |
1 |
4. Учебные занятия «Волшебные пальчики»
Kypc «Волшебные пальчики» (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие») направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук, формирование графических навыков, развитие координации движений, и таких процессов, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление.
Содержание курса
№ |
Основное содержание |
Основные виды учебной деятельности обучающихся |
1 |
Лепка |
|
- развитие творчества детей;
|
- побуждать детей создавать динамичные выразительные образы и коллективные сюжетные композиции, самостоятельно выбирая тему. Материал, способы лепки, приемы декорирования образа. |
|
2 |
Рисование |
|
Обведение по контуру. Штриховка. Узоры по клеточкам. Рисование по клеточкам. Раскрашивание картинок. Свободное владение карандашом (без напряжения уметь проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги). Рисование линий различной формы: прямые, наклонные, волнистые, ломанные и другие. Названия основных и составных цветов. |
- совершенствовать технику рисования гуашевыми и акварельными красками (свободно экспериментировать, смешивая разные краски для получения задуманных цветов и оттенков);
|
|
3 |
Аппликация |
|
Простейшие приемы аппликации работы с бумагой, клеем и другими материалами. Разметка при помощи шаблона или трафарета. Работа по образцу, схеме, плану, инструкции. Создание несложных конструкций из разных материалов. |
- инициировать самостоятельный выбор разных способов создания выразительного образа;
|
Тематическое планирование
№
|
Тема занятия |
Кол-во часов |
1 |
Лепка «Фрукты» |
1 |
2 |
Рисование «Моя семья» |
1 |
3 |
Работа с бумагой и картоном. Аппликация «Цветок для мамы» |
1 |
4 |
Лепка «Овощи» |
1 |
5 |
Рисования «Моя любимая игрушка» |
1 |
6 |
Работа с бумагой и картоном. Аппликация из треугольников |
1 |
7 |
Лепка животных |
1 |
8 |
Рисование «Я - школьник» |
1 |
Материально-техническое обеспечение реализации программы
Принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в Школе будущего первоклассника. Главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:
Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, интерактивная панель).
Наряду с принципом наглядности важную роль играет принцип предметности, в соответствии с которым дети осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами. В ходе подобной деятельности у дошкольников формируются практические умения и навыки по измерению величин, конструированию и моделированию предметных моделей, навыков счёта, осознанное усвоение изучаемого материала. Предусматривается проведение значительного числа предметных действий, обеспечивающих мотивацию, развитие внимания и памяти старших дошкольников. Исходя из этого, второе важное требование к оснащенности процесса подготовки дошкольников к обучению в школе заключается в том, что среди средств обучения в обязательном порядке должны быть представлены объекты для выполнения предметных действий, а также разнообразный раздаточный материал (разрезные карточки, раздаточный геометрический материал, карточки с моделями чисел, счетные палочки).
Методические рекомендации учебно-воспитательного процесса на этапе предшкольного образования
При реализации программы необходимо ориентироваться на два важнейших требования:
Организация процесса обучения должна подчиняться определенным педагогическим требованиям, учет которых будет способствовать более эффективному достижению поставленных целей, а также созданию благополучного эмоционально- психологического климата в детском коллективе.
В зоне особого внимания педагога должен быть учет психологических особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста. Это проявляется в следующем:
При подготовке конкретного занятия педагог должен:
Работа с родителями будущих первоклассников
При подготовке детей к школе важна и необходима правильная помощь со стороны родителей.
Цель работы с родителями: организация всеобуча родителей по подготовке детей к школе. Родительские собрания и цикл консультаций, предусмотренные в рамках программы информируют родителей об особенностях дошкольного возраста, организации учебного процесса, о роли семьи в развитии и воспитании ребенка.
Литература