Предмет: окружающий мир.
Класс: 4.
Учебник: Плешаков А.А., Крючкова Е.А. УМК "Школа России". Окружающий мир. 4 класс. Учебник. В 2-х частях. Часть 2. ФГОС.
Эпиграф:
«Иоанн оставил государство, удивительное пространством, сильное народами, ещё сильнее духом правления, то которое ныне с любовью и гордостью именуем нашим любезным Отечеством».
Н.М.Карамзин
Тип: изучение нового материала.
Цель: создать условия для формирования представлений учащихся о Москве времён Ивана III.
Задачи: формировать у учащихся первоначальное представление о причинах и последствиях возникновения единого независимого Российского государства со столицей в Москве.
Планируемые результаты
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
1. Рассказывать о падении монгольского ига с помощью исторической карты.
|
1. Определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень её достижения.
|
1. Проявлять основы российской гражданственности - чувство гордости за российский народ и историю России, осознавать свою национальную принадлежность.
|
Формируемые УУД:
Познавательные |
Коммуникативные |
Регулятивные |
Личностные |
Осознавать познавательную задачу, делать обобщения, выводы: извлекать информацию из схем, иллюстраций, дополнительной литературы |
Соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать других, строить речевое высказывание |
Понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять цели и задачи усвоения новых знаний |
Строить свои взаимоотношения с учётом эмоционального состояния окружающих, мотивировать свои действия |
Межпредметные связи: математика (работа с датами), литературное чтение, русский язык (работа с текстом и иллюстрациями), ИЗО (оформление кластера).
Этнокультурное содержание: присоединение в XV веке Печорского края к Московскому княжеству, добыча меди и серебра на реке Цильме Усть-Цилемского района Республики Коми.
Оборудование: учебник ч. 2, рабочая тетрадь ч. 2, электронное приложение к учебнику, тесты, карточки для индивидуальной работы, задания для работы в группах, кроссворд, зрительные метки «Известные имена в истории России».
Урок построен на основе системно-деятельностного подхода.
Ход урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
||||||||||||
I. Мотивация к учебной деятельности |
Продолжаем мы опять
Эпиграф к уроку |
Ученики составляют план урока (схематически, условные знаки, принятые в классе: ----д/з - проверка д/з; д/з ----- - д/з на след. урок; работа в группах; Н.М. - новый материал; !,? - рефлексия)
|
||||||||||||
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности |
1. Предлагает учащимся выполнить тест:
Кто бросил открытый вызов Золотой Орде?
Что происходило в Орде в те времена?
3. С какой целью Дмитрий Иванович отправил гонцов в разные стороны Русской земли?
4. Кто благословил Дмитрия Ивановича на борьбу?
5. Когда происходило сражение?
|
- выполняют тест,
- проводят взаимопроверку, - выставляют полученные оценки в контрольно-оценочную карту. |
||||||||||||
|
- Обменяйтесь своими тестами и проверьте их результаты в группе. Поставьте себе оценку за домашнюю работу в контрольно-оценочной карте Контрольно-оценочная карта
- Не забывайте отмечать свою работу после каждого этапа. |
Взаимопроверка и самооценка деятельности. |
||||||||||||
III. Выявление места и причины затруднения |
Работа с исторической картой
|
Работают с исторической картой, показывают умение работать с условными знаками |
||||||||||||
Самоопределение к деятельности:
1.Как прозвали князя Ивана Даниловича, при котором Московское княжество стало сильным, а он вошёл в доверие к хану Золотой Орды?
|
Работают с кроссвордом, отвечают на вопросы. |
|||||||||||||
IV.Построение проекта выхода из затруднения |
Тема урока: Иван Третий.
|
Задают вопросы:
Цель урока - узнать про Ивана III. |
||||||||||||
Физкультминутка
|
Отдохнём с пользой, вспомним даты в истории Руси.
|
Ученики встают в полукруг, отвечают на вопрос, какое событие происходило в эти годы (Принятие Христианства, Ледовое побоище, Куликовская битва, Битва на Неве, нападение монгольских войск на русские города, годы правления князей и т.д.) |
||||||||||||
V.Реализация построенного проекта |
Организует работу в группах с текстом и исторической картой. В помощь каждой группе обучающихся даны вопросы, на которые они должны ответить, работая с учебником, исторической картой, дополнительной литературой, ресурсами Интернет. 1 группа. С 75
1. Годы правления Ивана III.
2 группа. (С. 75)
1. Почему русские княжества и земли объединялись вокруг Москвы?
3 группа. (С. 76)
1. Из чего возвели новые стены московского Кремля?
4 группа (С. 77)
1. Что устраивали зимой на Москве-реке?
|
- Участвуют в работе группы, распределяют роли, договариваются друг с другом.
- Строят предположения, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала.
- Выполняют различные роли в группе, сотрудничают в совместном решении проблемы. - Ученики сами создают проект выхода и пробуют реализовать его на практике, готовят выступление группы перед классом. |
||||||||||||
VI.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи |
Организует работу групп и дополняет ответы учеников.
|
Представляют результаты работы в группе.
Учатся слушать и слышать собеседника, вести диалог, контролировать свою деятельность по результатам выполнения задания. |
||||||||||||
- Оцените в группе работу каждого ученика, поставьте оценку в КОК (контрольно-оценочная карта) | Взаимооценка работы в группе | |||||||||||||
Физкультминутка - зрительные метки «Имена в истории Руси» |
По стенам кабинета развешаны зрительные метки.
1. Основатель Москвы.
|
Встают, находят имена, указывают. |
||||||||||||
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
1) На данном этапе учитель организует самостоятельно работу учащихся, которые отвечают на вопросы, проверяют их по предложенному эталону сначала сами, затем друг у друга.
- Сколько лет со времени Куликовской битвы потребовалось ещё Руси, чтобы освободиться от Ордынской зависимости? - Кто тогда правил на Руси? - Каким он был человеком? - Какие изменения произошли на Руси к этому времени? - Расскажите про стояние на реке Угре. - О чём ещё заботился Иван III? - Какие архитектурные сооружения были построены при Иване III? |
Отвечают на вопросы, которые ставили в начале урока. | ||||||||||||
|
2) Составление кластера.
- Почему наш кластер имеет такую форму?
|
Самостоятельно делают выводы, перерабатывают информацию, преобразовывают её, представляют информацию в форме кластера. |
||||||||||||
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке |
Подведение итогов
|
Оценивают свою работу. Выводят итоговую отметку, обсуждая в группах. Соотносят цели, которые они ставили на уроке и результаты своей деятельности. |
||||||||||||
2) Д/З: чит.с.75-78, ?? с. 79, р/т - выполните любое задание со с. 26-27
3) Завершим итог рефлексивными фразами:
|
Знакомятся с д/з.
Продолжают рефлексивные фразы |