
Что является ключом к успешной работе над междисциплинарным исследованием? Прежде всего выбор такой темы, которая пробуждала бы интерес у учащихся, с одной стороны, и способствовала бы развитию не только академических знаний, но и критического мышления, творческого подхода и умения работать в команде, с другой.
Одним из примеров успешного проекта стало исследование «Что скрывает маска?» в 5 классе. Данная тема, заинтересовавшая учащихся уже своим названием, позволила интегрировать такие учебные дисциплины, как иностранные языки, материальные технологии и ИЗО, гармонично включив в исследование межкультурный и творческий аспекты. В результате исследование превратилось в увлекательный процесс, стирающий границы между изучаемыми предметами.
Работа над данным исследованием вовлекла учеников в совместное путешествие по мировым культурам, включающее углубленное исследование их символики и особенностей: атрибуты Пекинской оперы, традиции и символы Дня мертвых в Мексике, французского карнавала в Ницце и Венеции, черты комического персонажа немецкого национального фольклора Касперле. Результаты исследований были представлены в виде устных презентаций для одноклассников, сопровождаемых визуальными материалами. Ребята поделились интересными фактами о происхождении и значении праздников, особенностях традиционных костюмов и масок, символике цветов и форм. Такой формат позволил развить навыки поиска нужной информации, работы в команде и публичного выступления.
Завершающим этапом проекта стали творческие задания: каждому ученику предстояло раскрасить маску, а также создать свою на 3D принтере, используя знания, полученные в ходе исследования и передать дух каждой традиции. Это позволило соединить познавательный и художественный аспекты междисциплинарного исследования, превратить маски в настоящие произведения искусства. Например, в масках к Дню мертвых преобладали яркие цвета и цветочные узоры, символизирующие радость жизни, а изображение черепа (calavera) выполнялось в разных стилях, от реалистичного до фантазийного. Маски для пекинской оперы отличались строгими формами и определенной цветовой символикой, отражающей характер персонажа. Декорирование венецианских масок включало использование красок, лаков, позолоту, перья, бисер, стразы и другие материалы. Что касается немецкого персонажа Касперле, то здесь от учащихся потребовалось создание целого образа, воплощенного в виде кукольного персонажа в пестром костюме, с длинным красным колпаком и огромным носом.
В заключение можно сказать, что междисциплинарный и тематический характер проекта значительно повысил вовлеченность и мотивацию учащихся, а также способствовал погружению каждой языковой группы в изучение уникального культурного праздника через исследование его истории, обычаев и, в частности, глубокого символизма масок или знаковых фигур. В результате у каждого ученика получилась яркая уникальная маска, которая стала средством самовыражения, символом его понимания и уважения к культурному многообразию мира.