Методическая разработка урока русского языка в 11-м классе. Пунктуация в сложносочинённом предложении и в простом предложении с однородными членами. (Применение интернет-ресурсов в работе современного учителя при подготовке к итоговой аттестации)

Разделы: Русский язык

Класс: 11

Ключевые слова: однородные члены предложения, сложносочиненное предложение


Главная цель урока «Знаки препинания в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами» - повторить и систематизировать ранее изученный материал о ССП и предложениях с однородными членами, соединённых сочинительными союзами, продолжить подготовку к итоговой аттестации. При освоении данной темы класс целесообразно разделить на рабочие группы с различным уровнем умений и навыков.

В качестве подготовки обучающихся к итоговой аттестации на уроке используется нестандартная форма работы с привлечением интернет-ресурсов: тренажёров «Яндекс.ЕГЭ» и «Орфоэпическая минутка». Это позволят обеспечить занимательность обучения, учесть индивидуальные особенности групп, активизировать познавательную деятельность, отыскать резервы времени, наладить процесс взаимопомощи, а также сотрудничества учителя и учеников.

Цель: закрепить пунктуационные навыки учащихся (умение правильно определять условия постановки запятой в простом и сложном предложениях); повторить и систематизировать ранее изученный материал о сложносочинённых предложениях и предложениях с однородными членами, соединённых союзом и, продолжать подготовку к итоговой аттестации.

Задачи:

  • Организовать деятельность учащихся для усвоения понятий о ССП, определять смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения; находить границу между простыми предложениями в составе сложносочинённого предложения, расставлять знаки препинания в сложносочинённых предложений, рассмотреть основные случаи, когда запятая в сложносочиненном предложении не ставится, совершенствовать пунктуационную грамотность.
  • Развивать способности учащихся правильно формулировать свои мысли в процессе решения образовательных задач, совершенствовать навыки работы учащихся с текстом.
  • Формировать средствами урока адекватное отношение к моральным ценностям, любовь к русскому языку.
  • Формировать УУД:
    • личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;
    • познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение;
    • регулятивные УУД: целеполагание, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
    • коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Планируемые результаты в ходе урока:

  • Предметные: учащиеся научатсяопределять смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения; находить границу между простыми предложениями в составе сложносочинённого предложения; расставлять знаки препинания в сложносочинённых предложений, определять случаи отсутствия знака препинания в ССП.
  • Личностные: учащиеся оценивают ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относятся к учению, к познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
  • Регулятивные: учащиеся учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; принимают и сохраняют учебную задачу; планируют необходимые действия, операции.
  • Познавательные: учащиеся осознают познавательную задачу; самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебника.
  • Коммуникативные учащиеся задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывают и обосновывает свою точку зрения, при необходимости отстаивают свою точку зрения, аргументируя её; учатся подтверждать аргументы фактами.

Тип урока: урок обобщения и закрепления материала.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, Пособие «ЕГЭ-2024. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. 36 вариантов»

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

3. Индивидуальная работа по карточкам (у доски работают 3 ученика)

Карточки:

  1. Расставить знаки препинания. Построить схему предложения.
    Бабушка каждое утро топила русскую печь и пекла вкуснейший хлеб и пирожки со смородиной или с малиной.
  2. Расставить знаки препинания. Построить схему предложения.
    В доме напротив горел свет и громко играла музыка.
  3. Расставить знаки препинания. Построить схему предложения.
    В крошечной гостиной было не только множество картин но и антикварная мебель старинные книги и часы.

4. Самостоятельная работа (по вариантам)

Яндекс ЕГЭ

5. Работа в парах с тестами ЕГЭ (И.П.Цыбулько) Вариант №9 (задание 16)

4 пары пишут ответ на доске! Объясняем ответы.

6. Орфоэпическая минутка. Ударения. Орфография.

Тренажёр: https://obrazavr.ru/trenazhyory/ege/russkij-yazyk-ege-trenazhyory/zadanie-4-postanovka-udareniya/

7. Проверочная работа (1-й и 2-й вариант)

Вариант №1

Задание 1. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. Большинство изделий изготавливалось из меди или серебра из золота или из мягкой низкоуглеродистой стали.
  2. Под горячими солнечными лучами нас совсем разморило и очень захотелось прилечь где-нибудь в тени и отдохнуть насладиться прохладой свежестью.
  3. Мама причесала Сашеньку вплела ей в косички голубые атласные ленты и помогла надеть праздничное шёлковое платьице и новые чулочки.
  4. Существует целый ряд как объективных так и субъективных критериев развития личности и важно учитывать это при работе с детьми.
  5. Ребята весь день резвились играли в снежки и прятки но зато уже в девять часов вечера они заснули крепким сном.

Ответ:13

Задание 2. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить одну запятую.

  1. Мы бродили весной в лесу и наблюдали жизнь дятлов и сов.
  2. То горы то холмы появлялись за окнами поезда и я любовался ими.
  3. Ветер гнул деревья вздымал тучи песка и пыли.
  4. И небо и земля и море были одинакового серого цвета.
  5. В этом году как весна так и лето были холодные.

Ответ:35

Вариант №2

Задание 1. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. Я не умею ни красиво говорить ни спорить ни поддерживать разговора.
  2. На этих вечеринках хозяйка и гости не играли в карты и не танцевали а развлекали себя разными художествами.
  3. В тихую июльскую ночь Ольга Ивановна стояла на палубе волжского парохода и смотрела то на воду то на красивые берега.
  4. В старших классах на дополнительных уроках мы читали вслух Гоголя или Пушкина или писали сочинения.
  5. С самого утра в тот памятный день ярко и жизнерадостно светило солнце и воробьи весело чирикали о чём-то друг с другом.

Ответ:23

Задание 2. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  • Она увлечённо и страстно танцевала вальс и польку и кадриль.
  • Было тихо темно и только высоко на вершинах дрожал яркий золотой свет и переливал радугой в сетях паука.
  • Женя грустно посмотрела на сестру и на мать и вышла.
  • Весь день шёл либо дождь либо мокрый снег.
  • В постановке школьного спектакля участвовали не только дети но и родители.

Ответ: 45

8. Итоги урока

Рефлексия в конце урока

1. На уроке я работал
2. Своей работой на уроке я
3. Урок для меня показался
4. За урок я
5. Материал урока мне был

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен