Главная цель урока «Знаки препинания в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами» - повторить и систематизировать ранее изученный материал о ССП и предложениях с однородными членами, соединённых сочинительными союзами, продолжить подготовку к итоговой аттестации. При освоении данной темы класс целесообразно разделить на рабочие группы с различным уровнем умений и навыков.
В качестве подготовки обучающихся к итоговой аттестации на уроке используется нестандартная форма работы с привлечением интернет-ресурсов: тренажёров «Яндекс.ЕГЭ» и «Орфоэпическая минутка». Это позволят обеспечить занимательность обучения, учесть индивидуальные особенности групп, активизировать познавательную деятельность, отыскать резервы времени, наладить процесс взаимопомощи, а также сотрудничества учителя и учеников.
Цель: закрепить пунктуационные навыки учащихся (умение правильно определять условия постановки запятой в простом и сложном предложениях); повторить и систематизировать ранее изученный материал о сложносочинённых предложениях и предложениях с однородными членами, соединённых союзом и, продолжать подготовку к итоговой аттестации.
Задачи:
- Организовать деятельность учащихся для усвоения понятий о ССП, определять смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения; находить границу между простыми предложениями в составе сложносочинённого предложения, расставлять знаки препинания в сложносочинённых предложений, рассмотреть основные случаи, когда запятая в сложносочиненном предложении не ставится, совершенствовать пунктуационную грамотность.
- Развивать способности учащихся правильно формулировать свои мысли в процессе решения образовательных задач, совершенствовать навыки работы учащихся с текстом.
- Формировать средствами урока адекватное отношение к моральным ценностям, любовь к русскому языку.
- Формировать УУД:
- личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;
- познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение;
- регулятивные УУД: целеполагание, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
- коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Планируемые результаты в ходе урока:
- Предметные: учащиеся научатсяопределять смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения; находить границу между простыми предложениями в составе сложносочинённого предложения; расставлять знаки препинания в сложносочинённых предложений, определять случаи отсутствия знака препинания в ССП.
- Личностные: учащиеся оценивают ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относятся к учению, к познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
- Регулятивные: учащиеся учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; принимают и сохраняют учебную задачу; планируют необходимые действия, операции.
- Познавательные: учащиеся осознают познавательную задачу; самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебника.
- Коммуникативные учащиеся задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывают и обосновывает свою точку зрения, при необходимости отстаивают свою точку зрения, аргументируя её; учатся подтверждать аргументы фактами.
Тип урока: урок обобщения и закрепления материала.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, Пособие «ЕГЭ-2024. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. 36 вариантов»
Ход урока
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
3. Индивидуальная работа по карточкам (у доски работают 3 ученика)
Карточки:
- Расставить знаки препинания. Построить схему предложения.
Бабушка каждое утро топила русскую печь и пекла вкуснейший хлеб и пирожки со смородиной или с малиной. - Расставить знаки препинания. Построить схему предложения.
В доме напротив горел свет и громко играла музыка. - Расставить знаки препинания. Построить схему предложения.
В крошечной гостиной было не только множество картин но и антикварная мебель старинные книги и часы.
4. Самостоятельная работа (по вариантам)
Яндекс ЕГЭ
5. Работа в парах с тестами ЕГЭ (И.П.Цыбулько) Вариант №9 (задание 16)
4 пары пишут ответ на доске! Объясняем ответы.
6. Орфоэпическая минутка. Ударения. Орфография.
Тренажёр: https://obrazavr.ru/trenazhyory/ege/russkij-yazyk-ege-trenazhyory/zadanie-4-postanovka-udareniya/
7. Проверочная работа (1-й и 2-й вариант)
Вариант №1
Задание 1. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
- Большинство изделий изготавливалось из меди или серебра из золота или из мягкой низкоуглеродистой стали.
- Под горячими солнечными лучами нас совсем разморило и очень захотелось прилечь где-нибудь в тени и отдохнуть насладиться прохладой свежестью.
- Мама причесала Сашеньку вплела ей в косички голубые атласные ленты и помогла надеть праздничное шёлковое платьице и новые чулочки.
- Существует целый ряд как объективных так и субъективных критериев развития личности и важно учитывать это при работе с детьми.
- Ребята весь день резвились играли в снежки и прятки но зато уже в девять часов вечера они заснули крепким сном.
Ответ:13
Задание 2. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить одну запятую.
- Мы бродили весной в лесу и наблюдали жизнь дятлов и сов.
- То горы то холмы появлялись за окнами поезда и я любовался ими.
- Ветер гнул деревья вздымал тучи песка и пыли.
- И небо и земля и море были одинакового серого цвета.
- В этом году как весна так и лето были холодные.
Ответ:35
Вариант №2
Задание 1. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
- Я не умею ни красиво говорить ни спорить ни поддерживать разговора.
- На этих вечеринках хозяйка и гости не играли в карты и не танцевали а развлекали себя разными художествами.
- В тихую июльскую ночь Ольга Ивановна стояла на палубе волжского парохода и смотрела то на воду то на красивые берега.
- В старших классах на дополнительных уроках мы читали вслух Гоголя или Пушкина или писали сочинения.
- С самого утра в тот памятный день ярко и жизнерадостно светило солнце и воробьи весело чирикали о чём-то друг с другом.
Ответ:23
Задание 2. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
- Она увлечённо и страстно танцевала вальс и польку и кадриль.
- Было тихо темно и только высоко на вершинах дрожал яркий золотой свет и переливал радугой в сетях паука.
- Женя грустно посмотрела на сестру и на мать и вышла.
- Весь день шёл либо дождь либо мокрый снег.
- В постановке школьного спектакля участвовали не только дети но и родители.
Ответ: 45
8. Итоги урока
Рефлексия в конце урока
1. На уроке я работал
2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок я 5. Материал урока мне был |
активно / пассивно
|