Методическая разработка урока русского языка в 9-м классе. Знаки препинания при однородных членах предложения (с использование технологии «Перевёрнутый класс»)

Разделы: Русский язык

Класс: 9

Ключевые слова: однородные члены предложения


Данный ресурс содержит разработку урока русского с применением технологии «Перевернутый класс». Это инновационный метод обучения. Его отличие от традиционного заключается в том, что теоретический материал изучается учащимися самостоятельно до начала урока с помощью ИКТ (видео-лекций, интерактивных материалов, презентаций), а высвобожденное время на уроке направлено на решение проблем, сотрудничество, взаимодействие, применение знаний и умений.

Основная цель применения технологии «Перевернутый класс» заключается в такой организации учебной работы, при которой обеспечивается возможность для поддержки развития каждого учащегося, развития важных качеств и умений 21 века: критическое мышление и способность решать проблемы; коммуникабельность и сотрудничество; продуктивность и вовлеченность; информационная грамотность; активность, инициативность и самостоятельность.

Задача учителя при изучении данной темы направлена как на подготовку выпускников к сдаче экзаменов в форме ОГЭ/ ГИА, так и на повышение орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.

Тип урока: урок открытия новых знаний с использованием технологии смешанного обучения, групповой технологии, информационно-коммуникативной, технологии проблемного обучения, технологии уровневой дифференциации, технологии развития критического мышления через чтение и письмо, игровой технологии, здоровьесберегающей технологии.

Вид урока: смешанный.

Цель урока:

  • Содержательная: чётко сформулировать значение понятия «однородные члены»; создать условия для знакомства обучающихся с правилом постановки знаков препинания при однородных членах предложения; обучить нахождению их в тексте; отработать навык правильной постановки знаков препинания; ознакомить со способами выражения однородных членов предложения; приобщить к использованию их в речи.
  • Деятельностная: формировать у учеников способность к рефлексии, научить находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения выхода из затруднительной ситуации.

Задачи урока.

  • Образовательные: научить применять полученные знания на практике; оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации; закрепить умения и навыки работы с текстом; развивать навыки устной и письменной речи; развивать воображение, яркость и образность речи.
  • Воспитательные: формировать у учащихся видение прекрасного; воспитывать активную жизненную позицию; умение отвечать за свои поступки; учить думать при принятии решений; совершенствовать нравственные качества личности; формировать культуру, в том числе экологическую.

Методы и приёмы: создание проблемной ситуации, опрос, диалог; работа в парах, группах; работа с текстом, фотографией, составление связного текста по заданной теме в виде описания фотографии; практическая работа, поощрительные моменты; оценка знаний, умений и навыков.

Планируемые результаты: Способны систематизировать материал на заданную тему. Умеют находить однородные члены предложения в художественном тексте и правильно ставить знаки препинания при них. Моделируют свои предложения на заданную тему.

Личностные: Осознают значение границ собственных знаний и незнаний; мотивируют свои действия на пути познания.

Универсальные учебные действия (Метапредметные)

  • Регулятивные: определяют цели своей деятельности и последовательность своих действий.
  • Познавательные: умеют получать информацию из разных источников; формулируют цель, проблему, тему, ищут и выделяют информацию, строят цепочку логических размышлений. Способны правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; способны систематизировать материал на заданную тему.
  • Коммуникативные: осуществляют коммуникативное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения с ними, совместного выполнения поставленной задачи: активно сотрудничают в сборе информации, учатся принимать решения, полно и точно выражают мысли.

Основные термины и понятия: Обобщающие слова, ряды однородных членов предложения, однородные члены предложения, тире, двоеточие.

Образовательные ресурсы: Компьютер, раздаточный материал, карточки с заданиями, ватман, фотография, листы самооценки и взаимооценки, разноцветные жетоны, игрушечный автомобиль с сигнализацией, сигнальные карточки.

Этапы урока

1. Организационный этап

Приветствует. Организует готовность к уроку.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь!

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель: Выработка внутренней готовности к реализации требований учебной деятельности.

Сегодня… день. А с каким настроением вы начинаете сегодняшний урок? Давайте поднимем его друг другу. Вам нужно будут повернуться к соседу и сказать ему комплимент. Давайте начну я. Вы сегодня потрясающе выглядите, а ваши глаза лучатся оптимизмом и радостью.

- Готовясь к уроку, нашла слова, которые мне захотелось выбрать в качестве эпиграфа к уроку.

Запись на доске: Природа так обо все позаботилась, что повсюду ты находишь чему учиться. (Леонардо да Винчи).

- Этот девиз отображает воспитательную цель нашего урока.

- Как вы понимаете смысл высказывания? Чему можно научиться у природы?

- Сегодня вам предстоит работать в группах и учиться принимать важные и правильные решения. Кто напомнит правила работы в группах? (Презентация!)

Правила работы в группе:

  • Уважай своего товарища.
  • Умей каждого выслушать.
  • Не согласен - предлагай!

Условные знаки:

  • Просим тишины! (Поднятая вверх рука, ладонью к слушателям)
  • Просим помощи! (Машущая рука, поднятая высоко над головой)
  • Эврика! Ответ готов! (Сжатые в кулак руки, поднятые высоко над головой)

Организация работы в группе:

  1. Выберите лидера группы. Лидер сможет распределить задания, помочь сосредоточиться на главном. Роль лидера состоит и в том, чтобы предоставить всем членам группы возможность участвовать в работе, высказывать свои идеи.
  2. Каждая версия обсуждается в группе. В группе согласуется общее решение.
  3. Представитель группы защищает согласованное решение перед классом (назначает отвечающего)
  4. Лидер группы следит за временем.

- Многие смогут сегодня активно работать и получить достойные оценки. Я желаю вам только удачи, только успехов!

2. Актуализация знаний и пробные учебные действия

Цель: осознание и фиксация индивидуального затруднения при выполнении пробного учебного действия.

- Откройте тетради и запишите дату и «Классная работа».

- Дома вы самостоятельно изучали новый материал по презентации и выполняли домашнее задание. Давайте определим границу освоения материала!

- Проверьте правильность выполнения Д/З (см.проектор)

Домашнее задание

№1. Укажите, в каких примерах не нужна запятая перед союзом да.
А) Отсталый да ленивый всегда позади.
б) Снайпер бьёт редко да метко.
в) Много прочёл да мало учёл.
Г) Щи да каша - пища наша.

№2. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1. Он жил одиноко и замкнуто и тосковал днем и ночью.
2. Гости выпили еще по стакану встали из-за стола и простились с Пугачевым.
3. Где-то слышится пение ранней птицы да шуршание какой-то ветлы.
4. Гром уже грохотал и впереди и справа и слева.

Лист взаимопроверки

№1. Укажите, в каких примерах не нужна запятая перед союзом да: А, Г
А) Отсталый да(= и) ленивый всегда позади.
б) Снайпер бьёт редко, да (= но) метко.
в) Много прочёл, да (= но) мало учёл.
Г) Щи (= и) да каша - пища наша.

№2. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. 2

  1. Он жил одиноко и замкнуто и тосковал днем и ночью. (Ряды однородных членов)
  2. Гости выпили еще по стакану, встали из-за стола и простились с Пугачевым. (Одиночный союз)
  3. Где-то слышится пение ранней птицы да (= и)шуршание какой-то ветлы. (Одиночный союз)
  4. Гром уже грохотал и впереди, и справа, и слева.

(Повторяющийся соединительный союз)

3. Постановка учебной проблемы

Цель: выявление темы, целей урока.

Учитель формулирует наводящие вопросы:

- Посмотрите на картинки, представленные в презентации, и определите, какую тему мы будем изучать.

- Какова же тема урока? Записываем в тетрадь: Знаки препинания при однородных членах предложения.

- Кто может сформулировать цель урока?

(Ученики отвечают на вопросы, формулируют тему и цель урока: научиться находить однородные члены в предложении, для того чтобы отработать навык правильной постановки знаков препинания; ознакомить со способами их выражения . Особое внимание обратить на двойные союзы в предложении. Научиться использовать в речи предложения с однородными членами, находить их в художественном тексте).

4. Построение проекта выхода из затруднения

Цель: построение плана действий выхода из затруднения.

Учитель формулирует наводящие вопросы:

- К сожалению, не все смогли верно ответить на вопросы. Как будем выходить из затруднения?

(Необходимо выполнить задание по теме)

- Правильно. Распределитесь на группы в зависимости от того, сколько ошибок было допущено в тесте. (1-я группа - нет ошибок или незначительные; 2-я - 1-2 ошибки; 3-я - более 3-х)

Учитель организует работу в группах: каждая группа получает задание на листах.

Задание для группы №1 (Ребята, безошибочно выполнившие задание, работают над описанием фотографии. Их задача : не только описать фотографию, но и максимально использовать в тексте предложения с однородными членах предложения на изученные правила. Таким образом, реализуется творческая работа по подготовке к итоговому собеседованию)

  1. Опишите фотографию, максимально используя в тексте предложения с однородными членами предложения на изученные правила. Следите за знаками препинания! (минимум 10 предложений)
  2. Составьте алгоритм описания фотографии.
  3. Рефлексия (Обязательно заполнить!)
  • Урок полезен, все понятно.
  • Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
  • Еще придется потрудиться.
  • Да, трудно все-таки учиться!

Задание для группы №2 (2-я группа получает задание среднего уровня сложности: тренировочные листы с текстом, в котором пропущены знаки препинания, орфограммы. Задача ребят расставить знаки препинания. Построить схемы предложений).

1.Укажите, в каких предложениях при однородных членах неверно расставлены знаки препинания. Расставьте их правильно.
А. Повесть «Капитанская дочка удивительно поэтична и интересна, и увлекательна..
Б. Люди, и животные пытались спастись от дождя и ветра.
В. Буран, сон Гринёва в повести Пушкина не просто деталь а важные моменты предсказывающие судьбу героев.
Г. Вера не только работала в кафе но и училась в вечерней школе.
Д. Лебеди неторопливо плыли по реке либо кружили над водой, либо отдыхали у своего домика.

2. Расставьте знаки препинания. Составьте схемы предложений.
А. Он был другом хотя и близким но не лучшим
Б. Ей хотелось запомнить на всю жизнь этот гостиный двор с желтыми облупившимися сводами голубей на базаре зеленую вывеску трактира чай да сахар каждую щепку на горбатой мостовой.
В. Ни кола ни двора нет у бедного крестьянина.
Г. Из комнаты занятой офицерами доносились то хохот то пение то рыдающие стоны гитары.
Д. Беспрерывно шел дождь как вчера так и сегодня.

3. Рефлексия (Обязательно заполнить!)

  • Урок полезен, все понятно.
  • Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
  • Еще придется потрудиться.
  • Да, трудно все-таки учиться!

Задание для группы №3. (3-я группа тоже получает тренировочные листы, в которых расставлены все знаки препинания. Но в тексте есть несколько предложений на другие правила. Задача ребят выбрать только те, в которых есть однородные члены .Ребята этой группы могут воспользоваться помощью учителя или ученика-консультанта из 1-й группы).

1. Укажите союзы, при которых всегда ставим запятую:

А. Либо Б. и В. да(= но) Г. Однако

2. Укажите предложения с однородными членами.
А. Настроение прекрасное, а зимний вечер приносит ощущение тайны.
Б. Снег переливается серебром, искрится на солнце.
В. Мороз подгоняет прохожих.
Г. Деревья, крыши домов украшены инеем.

3. Расставьте знаки препинания. Составьте схемы предложений.
А. Брови Лизы не нахмурились а дрогнули.
Б. Я слышал шум и движенье грохот и гром .
В. В этом лесу есть осина и берёза и калина и черёмуха.
Д. Её голос звучал и тихо и слабо и неуверенно

4. Рефлексия

  • Урок полезен, все понятно.
  • Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
  • Еще придется потрудиться.
  • Да, трудно все-таки учиться!

Физкультурная пауза

5. Контроль изученного по теме

Цель: обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.(Организует взаимопроверку в парах по эталону и взаимооценку по критериям).

Лист самопроверки для группы №2:

1. Укажите, в каких предложениях при однородных членах неверно расставлены знаки препинания. Расставьте их правильно.
А. Повесть «Капитанская дочка» удивительно поэтична, и интересна, и увлекательна.
Б. Люди и животные пытались спастись от дождя и ветра. (ряды однородных членов)
В. Буран, сон Гринёва в повести Пушкина непросто деталь, а важные моменты, предсказывающие судьбу героев. (прич. оборот)
Г.Вера не только работалав кафе, но и училасьв вечерней школе.
Д. Лебеди неторопливо плыли по реке, либо кружили над водой, либо отдыхали у своего домика.

2. Расставьте знаки препинания. Составьте схемы предложений.
А. Он был другом близким, но не лучшим .
Б. Ей хотелось запомнить на всю жизнь этот гостиный двор с желтыми облупившимися сводами, голубей на базаре, зелену вывеску трактира, чай да сахар, каждую щепку на горбатой мостовой.
В. Ни кола ни двора нет у бедного крестьянина.
Г. Из комнаты, занятой офицерами, доносились то хохот, то пение, то рыдающие стоны гитары.
Д. Беспрерывно шел дождь как вчера, так и сегодня.

Лист самопроверки для группы №3

1. Укажите союзы, при которых всегда ставим запятую:

А. Либо Б. и В. да(= но) Г. Однако

2. Укажите предложения с однородными членами:
А. Настроение прекрасное, а зимний вечер приносит ощущение тайны.
Б. Снег переливается серебром, искрится на солнце.
В. Мороз подгоняет прохожих.
Г. Деревья, крыши домов украшены инеем.

3. Расставьте знаки препинания. Составьте схемы предложений.

А. Брови Лизы не нахмурились, а дрогнули.
В. Я слышал шум и движенье, грохот и гром.
Г. В лесу распустилась осина, и берёза, и калина, и черёмуха.
Д. Её голос звучал и тихо, и слабо, и неуверенно.

Учитель организует выступление 1-й группы.

7. Рефлексия (подведение итогов занятия) Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

- Чтобы закрепить тему, сыграем в игру «Перекрёстный блиц-опрос». (Каждая команда задаёт по одному вопросу командам - соперника и ставит машину на сработанную сигнализацию).

Вопросы для блиц-опроса:

Учитель комментирует оценки.

Технологическая карта урока русского языка в 8 классе

Тема урока

Знаки препинания при однородных членах предложения.(Использование технологии «Перевёрнутый класс)

Тип урока

Урок открытия новых знаний с использованием технологии смешанного обучения, групповой технологии, информационно-коммуникативной, технологии проблемного обучения, технологии уровневой дифференциации, технологии развития критического мышления через чтение и письмо, игровой технологии, здоровьесберегающей технологии

Вид урока

Смешанный

Цель урока

Содержательная: чётко сформулировать значение понятия «однородные члены»; создать условия для знакомства обучающихся с правилом постановки знаков препинания при однородных членах предложения; обучить нахождению их в тексте; отработать навык правильной постановки знаков препинания; ознакомить со способами выражения однородных членов предложения; приобщить к использованию их в речи.
Деятельностная: формировать у учеников способность к рефлексии, научить находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения выхода из затруднительной ситуации

Задачи урока

Образовательные: научить применять полученные знания на практике; оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации; закрепить умения и навыки работы с текстом; развивать навыки устной и письменной речи; развивать воображение, яркость и образность речи.
Воспитательные: формировать у учащихся видение прекрасного; воспитывать активную жизненную позицию; умение отвечать за свои поступки; учить думать при принятии решений; совершенствовать нравственные качества личности; формировать культуру, в том числе экологическую

Методы и приёмы

Создание проблемной ситуации, опрос, диалог; работа в парах, группах; работа с текстом, фотографией, составление связного текста по заданной теме в виде описания фотографии; практическая работа, поощрительные моменты; оценка знаний, умений и навыков

Планируемые результаты

Способны систематизировать материал на заданную тему. Умеют находить однородные члены предложения в художественном тексте и правильно ставить знаки препинания при них. Моделируют свои предложения на заданную тему

Личностные

Осознают значение границ собственных знаний и незнаний; мотивируют свои действия на пути познания

Универсальные учебные действия (Метапредметные)

Регулятивные: определяют цели своей деятельности и последовательность своих действий.
Познавательные: умеют получать информацию из разных источников; формулируют цель, проблему, тему, ищут и выделяют информацию, строят цепочку логических размышлений. Способны правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; способны систематизировать материал на заданную тему.
Коммуникативные: осуществляют коммуникативное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения с ними, совместного выполнения поставленной задачи: активно сотрудничают в сборе информации, учатся принимать решения, полно и точно выражают мысли

Основные термины и понятия

Обобщающие слова, ряды однородных членов предложения, однородные члены предложения, тире, двоеточие

Образовательные ресурсы

Компьютер, раздаточный материал, карточки с заданиями, ватман, фотография, листы самооценки и взаимооценки, разноцветные жетоны, игрушечный автомобиль с сигнализацией, сигнальные карточки

Сценарий урока