Учебный предмет: «Композиция станковая», 3-4 класс ДХШ.
Возраст обучающихся: 12-14 лет.
Продолжительность занятия: 80 минут (два сдвоенных урока по 40 минут).
Цели урока:
- создание представления о личности святого преподобного Сергия Радонежского, о его значении в православной религии и в истории России;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности через выполнение творческой работы на историческую и православную тему;
- дальнейшее формирование комплекса знаний и умений для выполнения сюжетной композицией.
Обучающие:
- применение законов, средств и приемов композиции при работе над эскизом, умение определять цель, проблему в учебной деятельности, понимать учебную задачу урока, критически оценивать свою деятельность.
Развивающие:
- развитие художественно-образного мышления, наблюдательности, фантазии, воображения; умения передать в художественном образе своё отношение; развитие познавательной активности
Воспитывающие:
- формирование понимания значения личности преподобного Сергия Радонежского в православной вере, в истории становления Русского государства, понимания значения веры в жизни православного человека; воспитание уважительного отношения к культуре и истории своего Отечества, к православной религии и её святыням, воспитание трудолюбия, усидчивости, самостоятельности, ответственности.
Актуальность темы: Без сохранения корней и традиций невозможно сохранение нации, самоуважение, осознание принадлежности к великой нации и уважение других народов. Православие - стержень, основа крепости духа русского человека.
Оборудование для преподавателя:
- мультимедийный проектор, экран (или телевизор), ноутбук,
- презентация по теме «Святые земли Русской. Сергий Радонежский»,
- Е.Перехвальская «Сергий Радонежский» - СПб.: ЗАО «Торгово-издательский дом «Амфора», 2013,
- «Иллюстрированная история России» Смоленск, Русич, 2005,
- фрагмент из мультфильма «Забытое чудо» - «Сергий Радонежский - собиратель земли русской» (Свято-Троицкая Сергиева лавра, Московская Духовная Академия). Можно рекомендовать к просмотру детям в свободное время мультфильм «Забытое чудо».
Оборудование для обучающихся: альбом, карандаш, ластик.
План урока
- Оргмомент (приветствие, отмечание отсутствующих, готовность к уроку) 3 мин.
- Объяснение нового материала - 20 мин.
Сергий Радонежский - святой земли Русской. - Практическая работа. Выполнение эскизов по пройденному материалу (10 мин).
- Объяснение нового материала - 20 мин.
- Практическая работа. Выполнение эскизов по пройденному материалу (10 мин)
- Просмотр фрагмента мультфильма «Забытое чудо» - «Сергий Радонежский - собиратель земли Русской» (32 мин).
- Практическая работа. Выполнение эскизов по пройденному материалу (эскизы) (20 мин).
Индивидуальные консультации по готовым эскизам. - Домашнее задание. Разработка эскизов по фор-эскизам, подборка иллюстративного материала по теме (костюмы, одежда, архитектура и т.п.) (5 мин).
Ход урока
1. Оргмомент (приветствие, отмечание отсутствующих, готовность к уроку)
2. Объяснение нового материала
(слайд 1) Когда-то в 14 веке Русская земля была не такой, как теперь. Городов было не много, всю Русь покрывали густые леса, среди которых были небольшие селения - крохотные деревни в два-три двора и поля. На Руси утвердились отдельные княжества - государства, в каждом из которых власть передавалась от отца к сыну.
(слайд 2) Русские князья приходились друг другу родственниками (потомки Рюрика), но постоянно враждовали друг с другом, боролись за великокняжеский престол (В 14 веке великокняжеский престол находился уже не в Киеве, а во Владимире). Ещё усугубляло тяжелое и не спокойное положение на Руси то, что уже 100 лет она находилась под татаро-монгольским игом Золотой Орды. Русские княжества платили тяжёлую дань Орде. А князья воевали и не думали объединяться против общего врага, а стремились занять великокняжеский престол, который давал право на сбор дани со всех русских княжеств, а, следовательно, и власть. Ярлык (грамоту) на великое княжение в то время получали от хана. Князья жаловались друг на друга хану, угождали ему, а простолюдины не совестились воровать, на дорогах хозяйничали разбойники… Многие праведные люди уходили в монастырь и выбирали не службу хану или князю, а Богу. Монастыри были островками культуры, здесь молились о судьбе Руси, переписывались и хранились книги. И это давало надежду на возрождение из пепла Руси, на возрождение русского духа… Историю делают личности. Для людей нужен реальный пример сильного духа, человек, который сможет повести их за собой. Это должен быть особенный человек…
Речь сегодня пойдет о таком «особенном» человеке того времени, одном из почитаемых святых Руси, основателя известной всем Троице-Сергиевой Лары - о Сергии Радонежском. Много художников посвятили свои работы жизни Святого, написали даже целые серии работ. Некоторые из них вы увидите сегодня.
(слайд 3) Итак, в селе Варницы, под Ростовом, 3 мая 1314 г. в семье благочестивых и знатных бояр Кирилла и Марии родился ребенок-мальчик, которого назвали при крещении Варфоломеем.
В те времена дети с малых лет приучались к труду, у каждого были свои домашние обязанности: носить воду, пасти гусей, колоть дрова. Каждое воскресенье семья посещала церковь.
В возрасте 7 лет юного Варфоломея отдали обучаться грамоте в церковной школе вместе с братьями: старшим Стефаном и младшим Петром.
В отличие от своих успешных в учёбе братьев Варфоломей существенно отставал в обучении. В старину азбука была более сложной, чем в наше время. Грамоте тогда учили не по букварям, а по Псалтири и другим книгам Священного Писания. Маленькому Варфоломею грамота давалась плохо со слезами молился, но учёба вперёд не продвигалась. И тогда случилось удивительное событие.
У боярина Кирилла было несколько лошадей. В обязанности сыновей входило выгонять их на пастбище и приводить обратно в конюшню. Однажды, по заданию отца Варфоломей отправился в поле искать лошадей.
(слайд 4) Во время поисков он вышел на поляну и увидел под дубом старца-схимника, который, преклонив колени, молился. Увидев его, Варфоломей сначала смиренно поклонился, затем подошёл и стал вблизи, ожидая, когда тот кончит молитву.
Старец, увидев мальчика, обратился к нему: «Что ты ищешь и чего хочешь, чадо?». Варфоломей поведал ему своё горе и просил старца молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту. Помолившись, старец вынул из-за пазухи ковчежец и взял из него частицу просфоры, благословил и велел съесть, сказав: «Возьми это и съешь. Это дано тебе в знамение благодати Божией. Знай, что отныне Господь дарует тебе хорошее знание грамоты. Ты превзойдешь успехами своих сверстников. Ещё и других будешь учить».
(слайд 5) После этого старец хотел уйти, но Варфоломей молил его посетить дом его родителей. Родители с честью встретили гостя и предложили угощение. Старец ответил, что прежде следует вкусить пищи духовной, и велел их сыну читать Псалтирь. Варфоломей стал стройно читать, и родители удивились совершившейся перемене с сыном. За трапезой старец сказал: «Знамением истинности моих слов будет для вас то, что после моего ухода отрок будет хорошо знать грамоту и понимать священные книги. И вот второе знамение вам и предсказание - отрок будет велик пред Богом и людьми за свою добродетельную жизнь. Сын ваш будет обителью Святой Троицы и многих приведет вслед за собой к пониманию Божественных заповедей». И поняли они тогда, что это Ангел Господень под видом монаха явился в их дом, чтобы раскрыть им Божью волю.
(слайд 6) С того дня Варфоломей так стал хорошо учиться, что скоро перегнал в школе всех товарищей. Он всё больше и больше любил молиться Богу. Уже в детстве он наложил на себя строгий пост, ничего не ел по средам и пятницам, а в другие дни питался только хлебом и водой. И чем старше он становился, тем больше его тянуло в лес, чтобы там быть совсем одному и молиться Богу.
(слайд 7) Шли годы. Тем временем соседнее московское княжество росло и крепло. Московский князь получил грамоту на великокняжество у хана. А Ростовское княжество в междоусобной войне пришло в упадок. Страдали жители Ростова, ремесленники, купцы, крестьяне. Так случилось, что разорился и боярин Кирилл. Он с семьей решил переехать в московский предел, в глухой и мирный городок Радонеж (где правил тогда сын московского князя Ивана Калиты - Андрей Иванович).
(слайд 8) Кирилл и Марья состарились рано и думали удалиться в Покровский монастырь под Радонежом. Тогда вместе со своим братом Стефаном (который к тому время жил в монастыре) Варфоломей удалился для пустынножительства в лес. В то время часто богомольные люди уходили в монастыри или дремучие леса, строили там себе избушки и целыми днями стояли на молитве.
Братья стали жить вдвоем в лесу, построили келью, а затем и небольшую деревянную церковь и освятили её во Имя Пресвятой Троицы. (Это чудо Варфоломей не помнил, а Стефан ему рассказал. Однажды в церкви во время богослужения Варфоломей, ещё не родившийся младенец, трижды прокричал в материнской утробе. Присутствующие предсказали Марии, что её сын «будет учеником Святой Троицы»). Эта крошечная рубленая церковка положила начало известной всему миру Троице-Сергиевой Лавры (лавра- важный монастырь, в нашей стране всего четыре были названы лаврами).
(слайд 9) Вскоре Стефан, не выдержав трудностей жизни в пустынном месте, ушёл в Московский Богоявленский монастырь. Некому стало служить в новой Троицкой церкви. Тогда Варфоломей, оставшись в полном одиночестве, призвал игумена Митрофана и 7 октября 1337 года принял постриг под именем Сергия (в тот день праздновалась память мучеников: Сергия и Вакха). Ему было 23 года.
(слайд 10) И ещё несколько лет прожил Сергий один среди дремучего леса. В одиночестве терпел он нужду и голод. Осенью шли дожди, зимой избушку заносило снегом под самую крышу. Кругом бродили дикие звери. Порою жутко становилось Сергию, но он молился день и ночь, и молитвою гнал от себя страх. Однажды ранней весной вышел Сергий на крыльцо и видит - возле крыльца лежит медведь. Не испугался страшного зверя преподобный, вернулся в келью, вынес краюшку хлеба и накормил медведя. Через день зверь снова сидел у крыльца. И опять Сергий поделился с ним своим обедом. Спустя несколько месяцев стал почти ручным. Он приходил из леса, садился у кельи и ждал угощения.
Ни одного часа времени преподобный Сергий не проводил в праздности. Мудро сочетая молитву, чтение и труд он восходил от силы в силу, с каждым днем своей жизни все больше приближаясь ко Христу.
(слайд 11,12) Время шло, Сергий уже привык к своему одиночеству. Но года через два или три к нему стали стекаться люди и селиться около. Сергий принимал всех, но предупреждал, что жизнь их ожидает трудная и полная лишений. Вскоре собралось человек двенадцать. Срубили новые кельи, обнесли их и церковь Святой Троицы забором, чтобы звери не забегали, сделали врата. И стало это поселение уже небольшим монастырём. Монахи называли друг друга братьями, вместе молились, вместе работали, занимались сельским хозяйством или что-то мастерили.
3. Практическая работа
Выполнение эскизов по материалу (композиционные схемы)
4. Продолжение объяснения нового материала
(слайд 13) Вот, однажды, выдалась особенно холодная и суровая зима, в обитель не приходили богомольцы, подошли к концу запасы хлеба и собрались братья идти по селам. Сергий не пустил их, а усиленно стал молиться (старый уклад монастырей не по душе был Сергию). И не знали братья, что Сергий уже три дня провёл без пищи. А через два дня подъехал к монастырю воз с хлебом от одного богатого господина… Кто был этот господин монахи так и не узнали. Но хлеб, к удивлению монахов, не портился и оставался теплым… «Не иначе, этот хлеб послал сам Господь» - решили они. А летом случилось новое чудо. Монахи жаловались, что далеко приходится ходить по воду. Услышав это Сергий с двумя иноками отправился в лес. Неподалеку от монастыря он осенил землю крестом, помолился, и в тот же миг из-под земли забил ключ. Это были первые чудеса, совершённые Преподобным Сергием. А ещё Сергий переписывал книги, некоторые до сих пор хранятся в библиотеке Троице-Сергиевой лавры.
(слайд 14) В обители церковные службы отправлял Митрофан, специально приходивший для этого. Сергий не хотел быть игуменом, он хотел жить и умереть простым иноком, хотел учиться, а не учить других... «Желаю лучше учиться, нежели учить; лучше повиноваться, нежели начальствовать; но боюсь суда Божия; не знаю, что угодно Богу; святая воля Господа да будет!» и, побеседовав с епископом Афанасием, Сергий возглавил Троицкий монастырь, стал игуменом. Он выстраивал «общиножительство» в Троице. Подобных монастырей ещё не водилось на Руси. Такой уклад был в монастырях Византии. Всё имущество было общим, трудились на общее благо, питались плодами своих трудов. Сергий показывал во всем пример: сам и дрова рубил, и воду носил, и огород развёл, и плотничал, и поваром был для братии, даже когда стал игуменом монастыря. (слайд 15) Византийский патриарх Филофей узнал об игумене Сергии и почувствовал в нем подвижника, а в угнетённой Ордой княжеской Руси будущую основу православия. Патриарх послал Сергию грамоту с благословлением и наставлениями об укладе «общиножительства». В подарок Сергий получил крест и монашеское облачение-схимну. Схимна не сохранилась. А вот нательный крест хранится в обители до сих пор. Вот так образовалась обитель, которая в 1345 оформилась как Троице-Сергиев монастырь, в настоящее время называется - Свято-Троицкая Сергиева Лавра.
Весть о Сергии разлетелась по земле Русской. Люди шли к нему за советом, за благословением, за помощью в беде и болезни…
(слайд 16) Много чудес совершил игумен Сергий. Известно о чуде воскрешения отрока. Крестьянин везёт тяжело больного умирающего сына в лес к живущему там игумену Сергию, совершающему чудеса по своим молитвам к Богу. Но в пути мальчик умирает… Картина художницы Натальи Климовой передает сам момент чуда - воздетые в молитве руки монаха, крестьянин, входящий в его келью с гробом в руках. Омраченный горем отец еще не увидел сына, его мысли о другом, но через мгновение безутешное горе сменится радостью.
(слайд 17) Простые люди шли к Сергию…Но и князья преклоняли колено перед мудростью святого старца, прислушивались к его советам. Сюда, в монастырь, приехал Дмитрий Донской перед известным сражением с Мамаем на Куликовом поле (сентябрь, 1380) выяснить у детей, что они знают об этом историческом событии и подытожить их ответы: судьбоносная битва - важный шаг к освобождению от ордынского ига).
(слайд 18) Художники изображают это событие по-разному. Александр Простев вот так увидел сцену разговора князя и святого старца. Преподобный благословил князя и предсказал ему жестокую и кровопролитную битву, в которой он победит «Иди, не бойся. Бог тебе поможет».
(слайд 19) Сергий окропил князя и его дружину святой водой, отслужил молебен и послал на бой с ним двух иноков, схимонаха Александра (Пересвета) и схимонаха Андрея (Ослябю), которые раньше были воинами (с битвы Пересвета с Челубеем началась Куликовская битва). Весть о благословении на битву святого старца облетело войско и подняла боевой дух ратников.
(слайд 20) Преподобный Сергий Радонежский и все монахи неустанно молились Господу о даровании Победы нашим воинам. Не два, а три воинства - воинство мирское, воинство монашеское и небесное - соединились друг с другом в этот судьбоносный момент для Руси. Не в силе Бог, но в правде…
(слайд 21) Святым людям Господь иногда посылает особые видения. Так было и с преподобным Сергием. Однажды, глубокой ночью, преподобный Сергий читал молитву Божией Матери и вдруг сказал своему помощнику прп. Михею (1385) «Бодрствуй чадо, мы будем иметь чудное посещение» …И вдруг раздался голос «Пречистая грядет». Преподобного Сергия и прп. Михея осиял яркий свет, сильнее солнечного. И он увидел Божью Матерь, сопровождаемую апостолами Петром и Иоанном. Сергий благовейно склонился перед Богоматерью. И Она сказала ему «Не бойся, избранниче Мой! Я пришла посетить тебя. Не скорби более об учениках своих и об этом месте. Молитва твоя услышана. Отныне всем будет изобиловать твоё жительство, и не только в дни твоей жизни, но и после твоего отшествия к Богу неотступно буду от твоей обители, подавая ей неоскудно все потребное и покрывая ее во всех нуждах». Сказав это, Божья Матерь стала не видима. Остальную часть ночи прп. Сергий провел без сна, внимая умом Божественному видению. А в 1422 году были обретены святые мощи прп. Сергия на гробе его была поставлена икона явления Божией Матери. Икона чтится как великая святыня. Неоднократно Матерь Божия охраняла русские войска и присутствовала на полях сражений (наиболее известна икона Евстафия Головкина, написанная на доске от раки преподобного (1588 год).
(слайд 22) Как-то раз, поздно вечером молился он у себя в кельи. Вдруг слышит голос: «Сергий!» Открыл преподобный окно и видит - чудный свет разливается с неба, и летают какие-то необыкновенные птицы, такие прекрасные, каких он никогда прежде не видел, и поют они необычайно сладостно. Голос, который позвал его, сказал опять: «Сергий, посмотри кругом! Сколько видишь птиц, столько будет у тебя учеников и, если они будут жить так, как ты, то никогда число их не уменьшится». Прошли годы и это предсказание сбылось. Старые монастыри продолжали жить по своим уставам. Но вот в новых обителях стали вводить общиножительство ученики и подвижники Сергия.
Смирение, терпение, любовь к Богу и ближним сделали Преподобного великим молитвенником и печальником за землю Русскую еще во время его земной жизни.
(слайд 23) Преподобный Сергий преставился 25 сентября (8 октября по новому стилю) 1392 года (78 лет). Его жизненный путь - от смиренного отрока до старца, перед которым склоняли головы князья. Авва Сергий обращается к нам через свое житие, через иконы и, как мы увидели, через картины. Если он - Игумен земли Русской, то все мы - его верные чада, внимающие его словам. Жизнь преподобного Сергия - это жизнь человека в Боге. И как это ни странно, ушедший в глухие леса подвижник оказался настолько близок и к тем, кто жил в одно с ним время, и к нам, живущим через семь веков после него. Почему? Ответ очень прост: чем ближе человек к Богу, тем ближе он и к другим - к тем, кто нуждается в его помощи и живом примере. Святой не оставил ни одного сочинения, ни одной строчки, кроме слов завещания - пребывать в православной вере, сохранять чистоту душевную и телесную, довольствоваться имеющимся, вместо славы в жизни ожидать награды от Бога.
(слайд 24, 25) Велико значение Лавры в истории России. Для Лавры написал иконы великий Андрей Рублев (самая известная из них «Троица»). С веками она менялась, одевалась в камень. В Смутное время стены её полтора года сдерживали натиск поляков, как крепость. Многие цари и императоры внесли свой вклад в развитие Лавры, превращая её в крупнейший монастырь России: были открыты духовная семинария и Московская Духовная Академия, работал кирпичный завод, были разбиты фруктовые сады, функционировали типография, гостиницы, различные мастерские. Монахи занимались сельским хозяйством, обеспечивали себя и вели торговлю предметами быта, солью, зерном.
Но главное, конечно, - это духовная сила и мощь Лавры - ежедневно прибывают сюда многочисленные паломники приложиться к мощам преподобного Сергия Радонежского и свершаются чудеса по сей день.
5. Практическая работа
Выполнение эскизов по пройденному материалу (эскизы, композиционные схемы).
6. Демонстрация мультфильма
«Преподобный Сергий Радонежский - собиратель земли русской» (фрагмент мультфильма «Забытое чудо»).
7. Практическая работа
Выполнение эскизов по пройденному материалу (эскизы, композиционные схемы).
Совместный анализ композиционных схем и выразительных средств на примере работ художников, выполнение эскизов.
Задание: разработка эскизов по пройденному материалу.
Задание на дом: разработка эскизов, подбор дополнительного иллюстративного материала.
Список литературы
- Е.Перехвальская «Сергий Радонежский». - СПб.: ЗАО «Торгово-издательский дом «Амфора», 2013.
- «Иллюстрированная история России». Смоленск, Русич, 2005,
- Православный канал Духовный бисер. Светоч веры. https://dzen.ru/video/watch/615fd72b6791736a072d8fa5?f=d2d
- книжные миниатюры Татьяны Киселёвой (открытки под. Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры).