Очень многие музыканты задавались вопросом как сделать работу нал музыкальным произведением наиболее эффективной, плодотворной. Ф.Бузони на первое место ставил умственную работу над музыкой, музыкальной фактурой, техническими моментами, его творческий подход - исполнять свои намерения путём глубокого осмысления авторского текста. Подобных взглядов придерживался А.Рубинштейн и все представители русской педагогической школы. Особое место этот вопрос занимает в ДМШ: когда ученик не обладает большим исполнительским опытом. Здесь педагог должен побудить интерес ученика к своему произведению, найти исполнительский образ, обязательно побудить активно действовать творчески, вживаться в музыкальное произведение, эмоционально бороться с этим очень трудно. Существует схема Альфреда Кротко - своеобразный план работы над произведением, подобные планы работы есть у Когана, Нейгауза.
В любом случае этапы работы это условное деление, так как в музыке всё взаимосвязано.
Первый этап работы над произведением
Охват музыкального содержания пьесы в целом. Цель - грамотный разбор текста, реализовать задачу воплощения композиторских намерений - авторский текст, ремарки, указания, если разные редакции выбрать наиболее оптимальный вариант. Прежде чем приступать к разбору педагог может проиграть пьесу. Качественный разбор состоит от эффективной помощи педагога: ученик как можно быстрее должен охватить пьесу в целом и наметить трудности - строение фраз, особенности фактуры.
Второй этап работы
Работа по фрагментам - если на первом этапе педагог вместе с учеником ставит задачи исполнительских намерений, на втором этапе выполнение этих намерений: детали, элементы. Выучивание наизусть на ранней стадии изучения тщательно контролируется педагогом.
Третий этап работы
Целостное исполнение, охват произведения целиком. Должны быть решены исполнительские задачи, технические трудности, эмоциональная раскрепощенность, творческая активность ученика должна поощряться педагогом. Правомерность различных толкований произведений.
Четвертый этап эстрадной готовности публичного выступления
Задача педагога - все свои рекомендации и поправки в момент репетиции делать очень осознано. Чтобы ученик сохранял желание работать и идти дальше. Нельзя подавлять творческую волю, активность, необходимо создать психологическое комфортное состояние. Творческие неудачи - дать возможность осознать ученику, что это вещь неизбежная, позитивное отношение - делать вывод. Важно в процессе репетиций и подготовки, работать над тем, чтобы у ученика не создавалось исполнительских штампов, небрежность в тексте, неточности в педализации, точно выверенная динамика качества звука, несмотря на то что ученик уже проигрывает произведение в целом, полезно проучивать отдельные куски.