Цель: снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья участников.
Задачи:
- Познакомить участников с некоторыми приемами психологической саморегуляции;
- Создать благоприятные условия для продуктивной работы над собой;
- Совершенствовать развитие личностных качеств, стабилизируя внутреннюю душевную гармония.
- Научить педагогов практическим навыкам борьбы с синдромом «практического выгорания».
Актуальность
Профессия педагога требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных интенсивных контактов с другими людьми педагог испытывает большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в эмоциональном истощении. По степени напряжённости такая нагрузка в среднем больше, чем у банкиров и генеральных директоров. Педагог находится в ситуации крайнего эмоционального напряжении, что приводит к прогрессирующему ухудшению состояния здоровья. Я считаю, что педагоги современных образовательных учреждений нуждаются в психологической поддержке, в обучении приёмам саморегуляции и снятия эмоционального напряжения. Это является одной из приоритетных задач в работе психолога.
Необходима системная работа по повышению компетентности в вопросах о психологического здоровья педагога.
Целевая аудитория: педагогические работники.
Форма проведения: тренинг.
Ход проведения
1. Приветствие
Цель: эмоционально-психологическое сближение участников за счет телесного контакта, улучшение взаимопонимания, развитие навыков невербального общения.
Психолог: Здравствуйте, дорогие педагоги! Я рада вас всех видеть.
Правила тренинга
Цель: Обозначить правила поведения в группе на протяжении всего тренинга.
Мы начинаем наше тренинговое занятие. Любой тренинг имеет правила. Я считаю, что целесообразно обсудить и решить каких правил мы будем с вами придерживаться на протяжении тренинга.
- Закон «ноль-ноль», предусматривающий своевременное начало тренинга, его окончание и столь же своевременное возвращение в аудиторию после перерыва.
- Обращение друг к другу на «ты» (для работы с детьми эта норма может быть несколько изменена, но обращение к ведущему по имени, без отчества весьма желательно).
- Работа «от и до»: человек, принявший решение об участии в тренинге, изыскивает возможность присутствовать на всех занятиях с начала до самого конца.
- Конфиденциальность информации, обсуждаемой в группе, ее закрытость для обсуждения за пределами тренинговой ситуации.
- Все высказывания должны идти от своего имени: «я считаю.», «я думаю.», а не«все сейчас думают.», «большинство из нас.» и т.д.
- Безоценочность высказываний в отношении других участников группы. Допускается и поощряется обратная связь в виде описания поведения, выражения собственных чувств по поводу этого поведения, но не оценка личности.
- Активное участие в работе: если есть желание сказать, это нужно сделать, даже если неловко, страшновато, не хочется затягивать обсуждение. Но одновременно у участников есть право помолчать, не принимать участия в упражнении, если это продиктовано внутренним состоянием.
- Право говорить и обязанность слушать. Никто не имеет права монополизировать дискуссию, лишать других возможности принять в ней участие. Каждый может высказаться и должен дать возможность другим быть услышанными и понятыми.
Итак, мы начинаем!!
Предлагаю в начале нашего мероприятия я предлагаю всем участникам поздороваться необычным способом.
В рассыпную по залу, здороваемся с тем у кого
- короткие волосы
- карие глаза
- на ушах серьги
- на одежде присутствует темный цвет.
2. Знакомство
Цель: настроить каждого участника на работу в группе, вызвать ощущение доверия и психологического комфорта.
Психолог: Встали в круг. Перед началом дальнейшей работы, я думаю, каждый из нас назовет свое имя, а так же слово, отражающее настроение или наше состояние (Анна - активная).
3. Психологическая зарядка
Работа в детском саду - это почти всегда напряженность, снижение работоспособности, усталость. Получить заряд бодрости, нам всегда помогает зарядка. Предлагаю сделать несколько упражнений не простой, а психологической зарядки.
- Стоя, свести лопатки, улыбнуться, подмигнуть правым глазом, потом - левым, повторить: «Очень я собой горжусь, я на многое гожусь».
- Напрячь ягодицы: «Чудо как я хороша»; расслабить ягодицы: «Проживу теперь до ста».
- Положив на лоб левую ладонь, затем правую, повторить: «Я решаю любые задачи, со мной всегда любовь удача».
- Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуты в кольцо, повторить: «Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего».
- Сжав кулаки, делая вращения руками: «На пути у меня нет преграды, все получится так, как надо».
- Руки на поясе, делая наклоны вправо - влево, повторить: «Покой и улыбку всегда берегу, и все мне помогут и я помогу».
- Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторить: «Я бодра и энергична, и дела идут отлично».
- Сложив руки в замок, делая глубокий вдох: «И все у меня получается».
4. Игра «Стиральная машина»
Цель: развитие коммуникативных навыков и хороших взаимоотношений; воспитание желания говорить друг другу комплименты.
Психолог: Для чего нам нужна стиральная машина? Правильно, для стирки белья. В машину мы загружаем грязное белье, а достаем чистое. Я хочу предложить вам сыграть в игру «Стиральная машина». Но наша машина не простая, а волшебная. В нашей чудо-машине будут стираться не белье, а люди. После «стирки» мы будем сияющими, счастливыми, улыбающимися. Как поднять настроение родным и близким? Правильно, добрыми комплиментами, нежными словами.
Играющие встают в два параллельных ряда лицом друг к другу. Игроки по очереди проходят через образовавшийся «коридор», остальные произносят комплименты, добрые слова в его адрес.
Обсуждение: легко ли говорить комплименты? Приятно ли их получать?
Далее стулья в центр зала.
5. «Комплимент на сердце»
Ход: Взять каждому по два сердечка, подписать одним положительным качеством и положить в чудесный мешочек, к которому в конце тренинга мы вернёмся.
6. «…, зато ты»
Ход: каждый из участников подписывает свой лист и пишет на нем один какой-то свой недостаток, затем передает свой лист другим участникам. Они пишут на его листе «…, зато ты…» и далее какое-то положительное качество этого человека: все, что угодно (у тебя очень красивые глаза, ты лучше всех рассказываешь анекдоты)
В конце выполнения задания каждому участнику возвращается его лист.
7. Ожившая строка»
Предлагаю педагогам разбиться на 2 подгруппы. Каждая подгруппа получает одинаковый список, состоящий из песенных строк.
Варианты песенных строк.
- «Я люблю тебя, жизнь!»
- «Дружба начинается с улыбки»
- «Все пройдет и печаль и радость.»
- «Луч солнца золотого»
- «Мы едем, едем, едем в далекие края»
- «Звезда по имени солнце»
- «Три белых коня, три белых коня, Декабрь, январь и февраль»
Выбрав строку, не сообщая остальным, каждая группа готовит представление этой строчки невербально: позой, жестами, мимикой, движениями. Остальные - отгадывают.
8. Упражнение «Муха»
Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.
Звучит Римский-Корсаков «Полет шмеля»
Психолог: сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое с помощью лицевых мышц. Итак, муха садится, на нос, на лоб, на рот, на глаза.
9. Упражнение «Три свечи»
Цель: концентрация внимания на воображаемом объекте, дыхательное упражнение.
Психолог: «Сядьте удобно, закройте глаза, расслабьтесь. Вам спокойно, удобно и комфортно... Вы дышите глубоко и ровно... Представьте себе, что на расстоянии примерно метра от вас стоят семь горящих свечей... Сделайте медленный, максимально глубокий вдох. А теперь вообразите, что вам нужно задуть одну из этих свечей. Как можно сильнее подуйте в ее направлении, полностью выдохнув воздух.
Пламя начинает дрожать, свеча гаснет... Вы вновь делаете медленный глубокий вдох, а потом задуваете следующую свечу. И так три раза...» Упражнение лучше всего выполнять под спокойную негромкую музыку.
Обсуждение: Как менялось ваше состояние по мере выполнения этого упражнения? Где в реальных жизненных ситуациях может быть полезно владение такой техникой?
10. «Комплимент на сердце» по кругу вытаскиваем по «сердечку» с комплементом
11. Рефлексия
Цель: Получить обратную связь от участников группы. Обеспечение возможностей выразить свои чувства, возникшие в ходе занятий.
Психолог: Давайте по кругу, передавая в руки мяч, выскажем свое мнение о встрече и её значимости для вас. Можно высказать свои мысли, чувства и ощущения; что больше понравилось, что не понравилось; что выполнить было труднее всего, что легче; что удивило; ваши пожелания и т.д.
12. Прощание
Психолог: Пожалуйста, встаньте в общий круг. Предлагаю дружно сказать: «Всем спасибо».