Тренинг для педагогов "День психологической разгрузки"

Разделы: Школьная психологическая служба, Профессия — педагог


Цель: снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья участников.

Задачи:

  • Познакомить участников с некоторыми приемами психологической саморегуляции;
  • Создать благоприятные условия для продуктивной работы над собой;
  • Совершенствовать развитие личностных качеств, стабилизируя внутреннюю душевную гармония.
  • Научить педагогов практическим навыкам борьбы с синдромом «практического выгорания».

Актуальность

Профессия педагога требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных интенсивных контактов с другими людьми педагог испытывает большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в эмоциональном истощении. По степени напряжённости такая нагрузка в среднем больше, чем у банкиров и генеральных директоров. Педагог находится в ситуации крайнего эмоционального напряжении, что приводит к прогрессирующему ухудшению состояния здоровья. Я считаю, что педагоги современных образовательных учреждений нуждаются в психологической поддержке, в обучении приёмам саморегуляции и снятия эмоционального напряжения. Это является одной из приоритетных задач в работе психолога.

Необходима системная работа по повышению компетентности в вопросах о психологического здоровья педагога.

Целевая аудитория: педагогические работники.

Форма проведения: тренинг.

Ход проведения

1. Приветствие

Цель: эмоционально-психологическое сближение участников за счет телесного контакта, улучшение взаимопонимания, развитие навыков невербального общения.

Психолог: Здравствуйте, дорогие педагоги! Я рада вас всех видеть.

Правила тренинга

Цель: Обозначить правила поведения в группе на протяжении всего тренинга.

Мы начинаем наше тренинговое занятие. Любой тренинг имеет правила. Я считаю, что целесообразно обсудить и решить каких правил мы будем с вами придерживаться на протяжении тренинга.

  • Закон «ноль-ноль», предусматривающий своевременное начало тренинга, его окончание и столь же своевременное возвращение в аудиторию после перерыва.
  • Обращение друг к другу на «ты» (для работы с детьми эта норма может быть несколько изменена, но обращение к ведущему по имени, без отчества весьма желательно).
  • Работа «от и до»: человек, принявший решение об участии в тренинге, изыскивает возможность присутствовать на всех занятиях с начала до самого конца.
  • Конфиденциальность информации, обсуждаемой в группе, ее закрытость для обсуждения за пределами тренинговой ситуации.
  • Все высказывания должны идти от своего имени: «я считаю.», «я думаю.», а не«все сейчас думают.», «большинство из нас.» и т.д.
  • Безоценочность высказываний в отношении других участников группы. Допускается и поощряется обратная связь в виде описания поведения, выражения собственных чувств по поводу этого поведения, но не оценка личности.
  • Активное участие в работе: если есть желание сказать, это нужно сделать, даже если неловко, страшновато, не хочется затягивать обсуждение. Но одновременно у участников есть право помолчать, не принимать участия в упражнении, если это продиктовано внутренним состоянием.
  • Право говорить и обязанность слушать. Никто не имеет права монополизировать дискуссию, лишать других возможности принять в ней участие. Каждый может высказаться и должен дать возможность другим быть услышанными и понятыми.

Итак, мы начинаем!!

Предлагаю в начале нашего мероприятия я предлагаю всем участникам поздороваться необычным способом.

В рассыпную по залу, здороваемся с тем у кого

  • короткие волосы
  • карие глаза
  • на ушах серьги
  • на одежде присутствует темный цвет.

2. Знакомство

Цель: настроить каждого участника на работу в группе, вызвать ощущение доверия и психологического комфорта.

Психолог: Встали в круг. Перед началом дальнейшей работы, я думаю, каждый из нас назовет свое имя, а так же слово, отражающее настроение или наше состояние (Анна - активная).

3. Психологическая зарядка

Работа в детском саду - это почти всегда напряженность, снижение работоспособности, усталость. Получить заряд бодрости, нам всегда помогает зарядка. Предлагаю сделать несколько упражнений не простой, а психологической зарядки.

  1. Стоя, свести лопатки, улыбнуться, подмигнуть правым глазом, потом - левым, повторить: «Очень я собой горжусь, я на многое гожусь».
  2. Напрячь ягодицы: «Чудо как я хороша»; расслабить ягодицы: «Проживу теперь до ста».
  3. Положив на лоб левую ладонь, затем правую, повторить: «Я решаю любые задачи, со мной всегда любовь удача».
  4. Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуты в кольцо, повторить: «Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего».
  5. Сжав кулаки, делая вращения руками: «На пути у меня нет преграды, все получится так, как надо».
  6. Руки на поясе, делая наклоны вправо - влево, повторить: «Покой и улыбку всегда берегу, и все мне помогут и я помогу».
  7. Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторить: «Я бодра и энергична, и дела идут отлично».
  8. Сложив руки в замок, делая глубокий вдох: «И все у меня получается».

4. Игра «Стиральная машина»

Цель: развитие коммуникативных навыков и хороших взаимоотношений; воспитание желания говорить друг другу комплименты.

Психолог: Для чего нам нужна стиральная машина? Правильно, для стирки белья. В машину мы загружаем грязное белье, а достаем чистое. Я хочу предложить вам сыграть в игру «Стиральная машина». Но наша машина не простая, а волшебная. В нашей чудо-машине будут стираться не белье, а люди. После «стирки» мы будем сияющими, счастливыми, улыбающимися. Как поднять настроение родным и близким? Правильно, добрыми комплиментами, нежными словами.

Играющие встают в два параллельных ряда лицом друг к другу. Игроки по очереди проходят через образовавшийся «коридор», остальные произносят комплименты, добрые слова в его адрес.

Обсуждение: легко ли говорить комплименты? Приятно ли их получать?

Далее стулья в центр зала.

5. «Комплимент на сердце»

Ход: Взять каждому по два сердечка, подписать одним положительным качеством и положить в чудесный мешочек, к которому в конце тренинга мы вернёмся.

6. «…, зато ты»

Ход: каждый из участников подписывает свой лист и пишет на нем один какой-то свой недостаток, затем передает свой лист другим участникам. Они пишут на его листе «…, зато ты…» и далее какое-то положительное качество этого человека: все, что угодно (у тебя очень красивые глаза, ты лучше всех рассказываешь анекдоты)

В конце выполнения задания каждому участнику возвращается его лист.

7. Ожившая строка»

Предлагаю педагогам разбиться на 2 подгруппы. Каждая подгруппа получает одинаковый список, состоящий из песенных строк.

Варианты песенных строк.

  • «Я люблю тебя, жизнь!»
  • «Дружба начинается с улыбки»
  • «Все пройдет и печаль и радость.»
  • «Луч солнца золотого»
  • «Мы едем, едем, едем в далекие края»
  • «Звезда по имени солнце»
  • «Три белых коня, три белых коня, Декабрь, январь и февраль»

Выбрав строку, не сообщая остальным, каждая группа готовит представление этой строчки невербально: позой, жестами, мимикой, движениями. Остальные - отгадывают.

8. Упражнение «Муха»

Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.

Звучит Римский-Корсаков «Полет шмеля»

Психолог: сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое с помощью лицевых мышц. Итак, муха садится, на нос, на лоб, на рот, на глаза.

9. Упражнение «Три свечи»

Цель: концентрация внимания на воображаемом объекте, дыхательное упражнение.

Психолог: «Сядьте удобно, закройте глаза, расслабьтесь. Вам спокойно, удобно и комфортно... Вы дышите глубоко и ровно... Представьте себе, что на расстоянии примерно метра от вас стоят семь горящих свечей... Сделайте медленный, максимально глубокий вдох. А теперь вообразите, что вам нужно задуть одну из этих свечей. Как можно сильнее подуйте в ее направлении, полностью выдохнув воздух.

Пламя начинает дрожать, свеча гаснет... Вы вновь делаете медленный глубокий вдох, а потом задуваете следующую свечу. И так три раза...» Упражнение лучше всего выполнять под спокойную негромкую музыку.

Обсуждение: Как менялось ваше состояние по мере выполнения этого упражнения? Где в реальных жизненных ситуациях может быть полезно владение такой техникой?

10. «Комплимент на сердце» по кругу вытаскиваем по «сердечку» с комплементом

11. Рефлексия

Цель: Получить обратную связь от участников группы. Обеспечение возможностей выразить свои чувства, возникшие в ходе занятий.

Психолог: Давайте по кругу, передавая в руки мяч, выскажем свое мнение о встрече и её значимости для вас. Можно высказать свои мысли, чувства и ощущения; что больше понравилось, что не понравилось; что выполнить было труднее всего, что легче; что удивило; ваши пожелания и т.д.

12. Прощание

Психолог: Пожалуйста, встаньте в общий круг. Предлагаю дружно сказать: «Всем спасибо».