Организация контроля на уроках иностранного языка (английского) в общеобразовательной школе как средства управления учебно-воспитательным процессом

Разделы: Иностранные языки

Ключевые слова: английский язык


Для успешной организации обучения иностранному языку необходима система чёткого адекватного контроля знаний, речевых умений и навыков, которая нацелена на объективное определение уровня овладения обучающимися иноязычным материалом.

Контроль позволяет оценить динамику усвоения учебного материала учащимися, выявить их успехи и неудачи, установить "обратную связь" между учителем и учеником, что в свою очередь помогает анализировать учителю свою деятельность и корректировать её при подготовке к следующему уроку. Контроль настраивает ученика на прилежное учение, повышает мотивацию в обучении и мобилизует усилия эмоционального, интеллектуального и волевого плана в процессе учебной деятельности.

Объектами контроля на уроке иностранного языка являются знания и речевые навыки, возникающие на их основе, а также умение пользоваться приобретёнными знаниями и навыками, то есть коммуникативная компетенция.

Процедура контроля представляет собой процесс сравнения объекта и эталона. В качестве эталона выступает Федеральный государственный общеобразовательный стандарт по иностранному языку (ФГОС 2022), требования к базовому уровню владения иностранным языком как средством общения. Сравнение, установление совпадения или расхождения объекта и эталона обычно осуществляется с помощью критерия успешности коммуникативной задачи и правильности речевого высказывания, на основании которого производится оценка объекта контроля.

В процессе контроля уровня овладения языком необходимо ориентироваться на достигнутый уровень коммуникативной компетенции, а не на абсолютную правильность речи, то есть следует оценивать учащегося в зависимости от успешности решения намеченной коммуникативной задачи. Это будет являться предпосылкой создания ситуации успешности, что заставит поверить учащегося в свои возможности в овладении иностранным языком.

В изучении иностранного языка контроль приобретает следующие функции:

  1. Диагностическую, которая определяет уровень владения языком в соответствии с программой.
  2. Обучающую, которая способствует повторению и закреплению пройденного материала на уроке. В ситуации контроля учащийся знает, что ему надо отчитаться о выполнении задания с максимальной отдачей и ответственностью, что ведет к приобретению дополнительного языкового опыта, что в свою очередь является важным источником совершенствования речевых умений и навыков.
  3. Управляющую, которая обеспечивает управление процессом овладения языком при использовании специальных учебных материалов, что ведёт к структуризации процесса обучения с учётом закономерностей учения и его особенностей.
  4. Корректирующую, которая заключается в том, что учитель вносит изменения в процесс обучения на основе полученных данных, что позволяет оценить методы обучения, увидеть сильные и слабые моменты своей работы, выбрать оптимальный вариант обучающей деятельности.
  5. Мотивационно-стимулирующую, которая создаёт положительные мотивы учения, так как проведение или ожидание контроля стимулирует учебные действия учащихся, что является дополнительным мотивом учебной деятельности. [Р.К. Миньяр-Белоручев, с.66] Контроль создаёт определённый эмоциональный настрой на уроке, помогает видеть ученику свои успехи и недоработки, что является профилактикой отрицательных результатов деятельности. Это и есть прямой путь к созданию мотивированности усилий учащихся. Учитель должен организовать деятельность, основанную на внутренних мотивах обучающихся. Для него важны внутренние изменения, которые происходят у учеников, в связи с процессом познания. Это может быть удовольствие, получаемое от самого процесса деятельности, от прогресса в речевых умениях, когда детям нравится слушать иностранную речь, читать и говорить на иностранном языке.
  6. Оценочную, которая позволяет сделать вывод о результатах деятельности ученика и учителя и об эффективности процесса. Эта функция несёт в себе большую воспитательную нагрузку, в ней заложен стимул, под воздействием которого, у учащихся формируются мотив познания и стремление к успешности. Оценка деятельности учащихся является для них важным стимулом в их учебной деятельности. В качестве оценочного инструмента учитель использует отметку - балл. Таким образом, контроль не безразличен учащимся. Положительная оценка стимулирует интерес к учению, рождает чувство удовлетворённости своей работой, побуждает к более тщательному изучению предмета, отрицательная - сигнализирует о необходимости устранения отставания в учёбе. Важно, чтобы оценочная деятельность учителя была объективной и справедливой, осуществлялась в интересах социально-психологического развития ученика.
  7. Развивающую, которая заключается в формировании познавательных способностей, так как в этом процессе происходит напряжение умственной деятельности, обострённо работают память, мышление, внимание, воображение, развивается интеллект учащихся, логика. Во время контроля, при проверке дети воспроизводят, систематизируют, обобщают материал, что увеличивает их заинтересованность и активность в изучении иностранного языка, эффективно содействует их развитию.
  8. Воспитательную, которая влияет на эмоциональную сферу. Контроль дисциплинирует, воспитывает чувство ответственности за свою работу, развивает сосредоточенность, умение концентрироваться и мобилизовать внутренние резервы психики. Это в свою очередь является проверкой своей воли, выдержки для учащихся, что является критерием своей значимости в случае положительного результата и желанием испытать свои возможности ещё раз, доказать и представить свои достижения в случае неудачи, что также формирует мотивационные потребности.

Необходимо подробнее рассмотреть оценочную функцию контроля. На начальном этапе обучения оценка в баллах не обязательна, так как ближайшей мотивацией будет радость познания нового предмета, что само по себе будет стимулом к изучению иностранного языка. Здесь в качестве оценки будет поощрительное слово учителя, одобрение и благожелательные отношения.

На среднем этапе обучения - оценка в баллах необходима, что ведет к систематическому стимулированию учебного процесса. Радость успеха здесь также важна. Но подчас есть расхождение между готовностью ученика получить соответствующую оценку и тем, что он получает. Отсюда возрастает уровень тревожности ученика, что может вести ко многим проблемам, в частности, к падению положительной мотивации (что мы и наблюдаем подчас к рубежу восьмого класса), к искаженной самооценке: чаще встречается заниженная самооценка, проявляющаяся в неуверенности, малой активности, страхе высказывания, боязни сделать ошибку. Бывает, однако, и завышенная самооценка, сопровождающаяся игнорированием проблемы (что тоже наблюдаем к концу среднего этапа обучения). Учитель должен сделать акцент на том, чего добился ученик и где следует доработать.

На старшем этапе обучения учебная деятельность учащихся побуждается не только внутренней мотивацией (имеющей в своей основе коммутативно-познавательную потребность), но и внешней мотивацией - мотивы достижения, личные мотивы, деятельность ради оценки. Поэтому, опрос, сопровождаемый оценочной функцией, является одним из важных факторов наращивания побудительных потребностей в изучении языка на этом этапе.

Правильно осуществляя контроль, учитель побуждает учащихся к совершенствованию своих знаний и умений.

При рассмотрении контроля обученности учащихся во времени он делится на предварительный, текущий, промежуточный и итоговый виды контроля.

Предварительный контроль устанавливает исходный уровень владения языком и присущие учащимся индивидуально-психологические качества, которые способствуют успешности обучения. Такой контроль обеспечивает дифференцированный подход к обучению и позволяет наметить стратегии обучения языку, сформировать учебные группы с учётом уровня подготовки и психологического развития учащихся. С этой целью используются тесты и собеседования.

Текущий контроль позволяет отслеживать процесс становления иноязычных навыков и умений, вносить изменения в формы и методы учебной работы на уроке и дома, оценивать учащихся отметками, использовать проверочные упражнения.

Промежуточный контроль проводится по результатам усвоения отдельной темы, раздела, что позволяет судить об эффективности овладения разделом программного материала.

Итоговый контроль устанавливает уровень владения учащимися иноязычной коммуникативной компетенцией и проводится в конце семестра, учебного года. При этом используются специальные тесты, экзамены.

По определению Е.Н. Солововой "Использование адекватных форм текущего, промежуточного, итогового контроля и самоконтроля может значительно повлиять на выбор и использование эффективных методов и технологий обучения, обеспечить перераспределение ролей учителя и учеников в процессе познания, усилить степень автономии учащихся, сделав их более самостоятельными и ответственными за результаты учебного труда. Эффективный контроль - это часть хорошего обучения, инструмент системы управления качеством образования".

В процессе организации контроля обученности применяются фронтальная, индивидуальная, парная и групповая формы контроля.

Фронтальная форма контроля протекает в форме опроса учащихся учителем, что позволяет за небольшой промежуток времени охватить большое количество учащихся; для него характерна высокая активность, быстрый темп работы, что активизирует мыслительную деятельность учащихся, обеспечивает быстроту реакции, вовлекает их в активную фазу работы, повышает заинтересованность. Здесь уместны и с успехом могут применяться игры. Фронтальная форма контроля эффективна на всех возрастных этапах обучения.

Индивидуальная форма контроля - наиболее объективный вид контроля, так как позволяет оценить уровень подготовки каждого ученика. К сожалению, для этой формы контроля характерен малый охват учащихся в ходе урока, что ведет к снижению активности остальных учащихся во время опроса одного из них. Следовательно, такой контроль неэффективен в работе с младшими школьниками из-за неустойчивости их внимания. Поэтому его надо сочетать с фронтальным, где учащиеся получают дополнительное задание, например, исправить или дополнить ответ своего одноклассника.

Групповая форма контроля адресуется всем учащимся группы. Это может быть беседа, участие в ролевой игре, чтение по ролям. Такая форма контроля создает условие для активности учащихся.

Парная форма контроля характерна для развития диалогической речи учащихся и заключается в том, что один ученик задает вопросы другому, а затем они меняются ролями. Учитель контролирует работу всех обучающихся поочередно, останавливаясь у каждой парты, такая форма контроля вносит разнообразие в учебный процесс, и, следовательно, повышается интерес к овладению иностранным языком как средством общения.

Таким образом, важной и главной задачей учителя, является создание на уроке особых условий, обеспечивающих успех в изучении иностранного языка, где контроль будет проходить в обстановке разнообразия и творчества, что в свою очередь создаст благоприятные условия для управления учебно-воспитательным процессом. Из этого следует, что контроль своими средствами и контрольными заданиями должен способствовать реализации задач обучения, объективному и точному определению уровня владения языковым материалом и речевыми умениями на определенном этапе.

Литература

  1. Глаголева Ю.И. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе. - М.: «Каро», 2023.- 128 с.
  2. Миньяр-Белоручев Р.К. Вопросы теории контроля в обучении иностранным языкам / ИЯШ. - 1984.№6. - с.64-67.
  3. Миролюбов А.А. Вопросы контроля обученности учащихся иностранному языку. Методическое пособие - Обнинск, 1999.- с.6-7.
  4. Соловова Е.Н. Методическая подготовка и переподготовка учителя иностранного языка. - М.: «Глосса-Пресс», 2004. - с.56-72.