Йога – современная технология здоровьесбережения детей с ОВЗ

Разделы: Работа с дошкольниками, Инклюзивное образование

Класс: д/с

Ключевые слова: здоровьесберегающая технология, йога


Все лучшее, что есть в нашем обществе, мы стремимся отдать детям. Сегодня они составляют почти треть населения Земли, и забота об их благополучии и здоровье является одной из основных задач государства. Ведь здоровье детей - это наше будущее.

Однако, здоровье не существует само по себе, его нужно постоянно укреплять, сохранять и улучшать. К сожалению, в современном мире заболеваемость детей растет с каждым годом. Несмотря на все достижения медицины среди воспитанников детских садов многие страдают хроническими заболеваниями, имеют патологии в осанке, нарушения опорно-двигательного аппарата. Неуклонно растет число детей с особенными потребностями.

Одно из основных направлений работы образовательной деятельности МБДОУ «Детский сад № 8» «Крепыш» является физкультурно-оздоровительное, ориентированное на эффективное физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка. В процессе решения этой задачи особое внимание уделяется усилению образовательного потенциала физической культуры через использование альтернативных методов и приёмов, дополняющих и обогащающих традиционные формы детской деятельности в условиях образовательного учреждения. Одна из них - это занятия детской йогой.

Йога заключает в себе целостный подход к поддержанию здоровья и внутреннего благополучия, которое обеспечивает детям хорошее самочувствие и помогает их растущим телам, что особенно важно для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Элементы практик йоги помогают детям обрести гармоничное физическое развитие, учит сосредотачиваться и положительно влияет на дисциплину. За счет того, что йога тренирует мышцы, укрепляет связки и суставы, она к тому же положительно влияет на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, использование элементов практик йоги могут быть хорошим дополнением к основному спорту, которым занимается - или готовится заниматься ребенок.

Практическая ценность детской йоги очевидна и заключается в том, что она:

  • развивает гибкость и силу (повышаются подвижность суставов, эластичность связок и мышц, расширяется спектр движений);
  • улучшает осанку (укрепляются мышцы, поддерживающие позвоночник, выпрямляется и укрепляется позвоночный столб);
  • дает осознание своего тела (гармонично развиваются правое и левое полушария мозга);
  • формирует правильное дыхание (здоровый сон, спокойствие ума, освобождение эмоциональных блоков и творческой энергии);
  • способствует концентрации ума (бдительность, восприимчивость, внимательность, активизация интеллектуальных способностей).

При серьезных занятиях и дети, и взрослые могут проникаться философией йоги, а могут использовать ее в качестве лечебно-профилактической физкультуры, благотворно влияющей на оздоровление организма. Самостоятельное снятие мышечных зажимов, постановка правильного дыхания, техники расслабления - основа целеполагания упражнений практик йоги. И особым детям это особенно нужно.

В настоящее время в здоровьесбережении детей большой акцент делается на поиске нетрадиционных систем оздоровления, прежде всего, на технологиях, сопрягающих физическое и психическое начало человека. Использование элементов практик йоги, как вид реабилитационных занятий или упражнений в комплексе приемов работы с детьми с особенностями развития является одним из способов расширения арсенала средств деятельности воспитателя в ДОУ.

Регулярные занятия йогой способствует улучшению качества жизни и здоровья детей с особенностями развития, помогают развить коммуникативные навыки, познавательную активность, концентрацию ума и внимание, мелкую моторику, гибкость, силу, выносливость. В процессе занятий тренируется вестибулярный аппарат, повышается самооценка. Опыт применения элементов практик йоги в работе с детьми с ограниченными возможностями доказывает результативность данного направления.

Спецификой занятий йогой с детьми с особыми потребностями является следование основным принципам педагогической направленности:

  • принцип безоценочной деятельности, что освобождает детей от страха делать ошибки;
  • принцип творческой деятельности, что предусматривает возможность применения ребёнком знаний и умений в нестандартной, новой для себя обстановке;
  • принцип сотрудничества и кооперации, что дает возможность выполнять движения как самостоятельно, так и в паре с кем-то;
  • принцип взаимодействия с родителями, ведь именно семья определяет отношение детей к ЗОЖ, их интерес к спорту, активность и инициативу.

Элементы практик йоги (асаны, позы) включаются в структуру утренней зарядки и кружка фитнес - микс, проводятся от одного до трех раз в неделю от 10 до 20 минут в зависимости от индивидуальных потребностей и других параметров детей.

Использование упражнений йоги не имеет противопоказаний, а результат очевиден. Данное направление в здоровьесбережении способствует развитию правильного восприятия собственного тела, концентрации внимания и памяти, что необходимо детям с задержкой в развитии.

Например, при выполнении асан и поз позвоночник ребенка сгибается во всех направлениях, что позволяет вырабатывать правильное растяжение и координацию движений. Йогические упражнения помогают справиться с мышечным тонусом, одновременно и расслабляют, и дают достаточную нагрузку для работы разных групп мышц, открывая весь спектр подвижности суставов.

Занятия йогой позволяют направить неуемную энергию ребенка в правильное русло. Для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности типичны нетерпеливость, забывчивость, плохо развитые навыки общения. И важной составляющей занятий йогой для таких детей - правильное дыхание, которое, как известно, тесно связано с эмоциями. А регулярное включение элементов практик йоги помогают развивать уравновешенность и способность концентрироваться, снижает уровень тревожности.

Особая йога - очень бережная и внимательная к детскому организму практика, специально адаптированная для детей с нарушениями развития. Она направлена на знакомство особенного ребенка со своим собственным телом и его возможностями, помогает выйти из круга стереотипных движений, управлять дыханием, контролировать эмоции и поведение.

Каждый ребёнок - индивидуален. Особенно яркая индивидуальность присуща особым детям, и процесс изменений также становится особенным для каждого. Цель процесса: осознание ребёнком (и любым человеком) психической составляющей своей личности, глубинной сущности, своего Я, способного влиять как на ум, так и на тело. А «побочные эффекты» в виде оздоровления организма, умения управлять своими эмоциями, концентрировать внимание и расслабляться приходят в процессе.